Урок по литературе на тему "Жизненный и творческий путь Бориса Пастернака. Художественный мир поэта"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, используя ИКТ;
  • сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя;
  • познакомить с тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением Б.Пастернака;
  • развивать навыки литературно-критического анализа поэтического произведения;
  • развивать навык владения литературными нормами русского языка;
  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Оборудование:

  • ПК (на каждого учащегося),
  • портрет поэта,
  • сборники стихов,
  • книги Б.Л. Пастернака,
  • портреты Лауреатов Нобелевской премии

Ход урока

1. Звучит музыка на стихи Б. Пастернака «Свеча горела на столе».

Выразительное чтение стихотворения учителем:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

- Эти стихи известны всем. Сегодня, 10 февраля, исполнилось 118 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, поэта, философа, переводчика Бориса Леонидовича Пастернака. На уроке нам предстоит познакомиться с удивительной судьбой и художественным миром поэта.

2. Обращение к портрету поэта: «Гамлет 20 века», «Рыцарь русской поэзии», «Заложник вечности», «Лучезарная душа», «Один на всех и у каждого свой».

Обратите внимание на портрет Бориса Пастернак, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные лучистые глаза, смирное удлинённое лицо, пухлые губы, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Взгляд горделивый и мечтательный. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая-то таинственная глубинная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

3. Страницы биографии Б.Пастернака

Ребята, прослушайте мини-лекцию (запускается Презентация «Биография» на ПК (персональных компьютерах): Москва; отец – О.Л. Пастернак – известный живописец; мать – Р.И.Кауфман - пианистка. На Мясницкой улице. Художники, музыканты, писатели (Серов, Поленов, Левитан, Васнецов, Коровин, Скрябин).

«Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».

Он имел незаурядные живописные и музыкальные способности (мог стать философом, замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан - человечество приобрело великого поэта).

4. Литературная деятельность

На мониторах ПК представлены сборники стихотворений Б. Пастернака.

  • 1 книга «Близнецы в тучах» (1913 г.)
  • 2 книга «Поверх барьеров» (1916 г.) и другие.

- С первых своих шагов в поэзии Б.Пастернак имел особый почерк, особый строй художественных средств и приёмов. К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло. Они были чрезвычайно насыщены метафорами.

Чтение наизусть учеником стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»

- Это стихотворение считается одним из наиболее показательных для ранней творческой манеры поэта. Оно построено на уподоблении ранней весны, ливня (природного явления) и поэтического вдохновения (состояние души), причём акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе. Выразительным средством сближения таких «далёких»друг от друга вещей, как весна, грачи, проталины, чернила, является их чёрный цвет. Состояние «навзрыд» стало визитной карточкой поэта на раннем этапе творчества.

3 книга «Сестра – моя жизнь» (1922 г.) Это книга принесла ему широкую известность. Пути Б. Пастернака и В. Маяковского разошлись. Марина Цветаева отметила различную ценность и сущность этих поэтов: «У Пастернака никогда не будет площади. У него будет, и есть уже, множество одиноких, одинокое множество жаждущих, которых он, уединённый родник, поит… Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Пастернак – чара. Маяковский – явь, белеющий свет белого дня …. От Пастернака думается. От Маяковского делается. (1932 г.)»

Сообщение учащегося на тему «Марина Цветаева и Борис Пастернак»

- Пастернак находил поэзию повсюду. Он говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли». Стихи Б.Пастернака – лирическая энциклопедия родной природы (выразительное чтение стихотворений «Иней», «Сирень»).

- Вы заметили, как много стихотворений посвящено природе. Стихи не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует в них на равных правах с человеком, автором. Сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Любимая мысль поэта о гармонии и природы и человека. Поэзия Б. Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Стихи о природе – это пейзажи – размышления (Выразительное чтение стихотворения «Сосны»)

- Ребята, а вы знаете, как читал свои стихи Пастернак? Давайте послушаем. (Включается запись стихотворения «Ветер» в исполнении поэта).

Как всякий великий поэт, ясно сознающий своё предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта.

(Чтение стихотворения «О знал бы я, что так бывает…» из книги «Второе рождение»)

Это стихотворение помогает осознать, что Пастернак и его лирический герой понимают, что поэту предназначено выполнить свою миссию, неизбежно жертвенную. В этом его трагедия и его величие.

(Звучит стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» из книги «Когда разгуляется»)

Это стихотворение – монолог автора, в котором поэт пришёл к пониманию необходимости постигать сущность явлений. Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной простоты» (обратить внимание ребят на оригинальность сравнений).

Вывод: лирическую поэзию принято делить на виды по её тематике, в зависимости от конкретного содержания: лирика пейзажная, философская, любовная, гражданская. Но это деление условно, так как лирические произведения многотемны, поскольку в отражённых ими переживаниях поэта может заключаться несколько мотивов: печали, радости, любви, дружбы. У Бориса Пастернака в особенности часто сложные, прихотливые сочетания мотивов, переходы от одной темы к другой. К основным мотивам его лирики условно могут быть отнесены мотивы природы, города, любви, философских размышлений о жизни, о назначении поэзии. Есть цикл стихов о Великой Отечественной войне. Огромное значение для поэта имела поездка на фронт в составе группы писателей осенью 1943 года. Брянский фронт, места недавних боёв за освобождение Орла; стихи «Разведчики», «Смерть сапёра», «Преследование». Пишет военные очерки для газет «Правда», «Красная звезда», «Красный фронт» и другие.

5. Нобелевская премия

Мини-лекция на ПК: Презентация «Нобелевская премия»: 23 октября 1958 года Б. Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе; травля писателя; письмо Н.С. Хрущёву.

Выразительное чтение стихотворения «Нобелевская премия»

Быть знаменитым некрасиво – карандашный автограф, хранящийся в музее Дружбы народов, озаглавлен «Верую». Стихотворение представляет собой кредо поэта. Пастернак был суров к своему архиву, уничтожал черновики, оставлял рукописи в издательстве или отдавал знакомым. В очерке «Люди и положения» он писал об отношении к судьбе своих работ: «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всходов, если не умрёт. Надо жить не уставая, смотреть вперёд и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».

30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.

(Звучит песня Галича «Памяти Бориса Пастернака)

6. Переделкино.

Мини-лекция на ПК: Презентация «Дом-музей Б.Пастернака».

Связь с современностью (дом-музей сегодня – выступление ученика).

Вывод: поэзия Б. Пастернака учит слушать и слышать стих, учит полной самоотдаче не только поэта, но и его читателя. Стихи завораживают и заколдовывают, мы не замечаем в них приземлённости. Метафора в его стихотворениях поэтически непредсказуема. Поэзия для Пастернака – пророческое, божественное предназначение, Это особая миссия творца мира. Поэзия, творчество поэта отделены у него от поэта - человека. Известными и «знаменитыми» должны быть только стихи. Пастернак существует только в поэзии и только в поэзии: в поэзии стихотворной или в поэзии прозаической.

(Аннотация книг Б.Пастернака)

Сообщение ученика о романе «Доктор Живаго»

7. Мини-тест (на ПК)

Учащиеся выполняют задание. Компьютерная проверка тестов (ответы и оценки высвечиваются на мониторах ПК).

8. Работа с эпиграфом к уроку (учащиеся выбирают один из предложенных эпиграфов и аргументируют свой ответ)

  1. « Я весь мир заставил плакать
    Над красой земли моей»
  2. «Быть знаменитым некрасиво
    Цель творчества – самоотдача...»
  3. «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
  4. «Жить и сгорать у всех в обычае.
    Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
    Когда ей к славе и величию
    Своею жертвой путь прочертишь».
  5. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
  6. «Единственное, в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»

9. Звучит музыка на стихи Б. Пастернака «Свеча горела на столе».

Учитель читает:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела...

В этих словах сконцентрировано то главное, что составляет основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной в этот жестокий и прекрасный мир, где равных уживаются добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча…

10. Рефлексия.

Заполнение листка самоконтроля.

    11. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    12. Домашнее задание.