Цели:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, используя ИКТ;
- сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя;
- познакомить с тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением Б.Пастернака;
- развивать навыки литературно-критического анализа поэтического произведения;
- развивать навык владения литературными нормами русского языка;
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование:
- ПК (на каждого учащегося),
- портрет поэта,
- сборники стихов,
- книги Б.Л. Пастернака,
- портреты Лауреатов Нобелевской премии
Ход урока
1. Звучит музыка на стихи Б. Пастернака «Свеча горела на столе».
Выразительное чтение стихотворения учителем:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
- Эти стихи известны всем. Сегодня, 10 февраля, исполнилось 118 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, поэта, философа, переводчика Бориса Леонидовича Пастернака. На уроке нам предстоит познакомиться с удивительной судьбой и художественным миром поэта.
2. Обращение к портрету поэта: «Гамлет 20 века», «Рыцарь русской поэзии», «Заложник вечности», «Лучезарная душа», «Один на всех и у каждого свой».
Обратите внимание на портрет Бориса Пастернак, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные лучистые глаза, смирное удлинённое лицо, пухлые губы, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Взгляд горделивый и мечтательный. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая-то таинственная глубинная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.
3. Страницы биографии Б.Пастернака
Ребята, прослушайте мини-лекцию (запускается Презентация «Биография» на ПК (персональных компьютерах): Москва; отец – О.Л. Пастернак – известный живописец; мать – Р.И.Кауфман - пианистка. На Мясницкой улице. Художники, музыканты, писатели (Серов, Поленов, Левитан, Васнецов, Коровин, Скрябин).
«Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Он имел незаурядные живописные и музыкальные способности (мог стать философом, замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан - человечество приобрело великого поэта).
4. Литературная деятельность
На мониторах ПК представлены сборники стихотворений Б. Пастернака.
- 1 книга «Близнецы в тучах» (1913 г.)
- 2 книга «Поверх барьеров» (1916 г.) и другие.
- С первых своих шагов в поэзии Б.Пастернак имел особый почерк, особый строй художественных средств и приёмов. К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло. Они были чрезвычайно насыщены метафорами.
Чтение наизусть учеником стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»
- Это стихотворение считается одним из наиболее показательных для ранней творческой манеры поэта. Оно построено на уподоблении ранней весны, ливня (природного явления) и поэтического вдохновения (состояние души), причём акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе. Выразительным средством сближения таких «далёких»друг от друга вещей, как весна, грачи, проталины, чернила, является их чёрный цвет. Состояние «навзрыд» стало визитной карточкой поэта на раннем этапе творчества.
3 книга «Сестра – моя жизнь» (1922 г.) Это книга принесла ему широкую известность. Пути Б. Пастернака и В. Маяковского разошлись. Марина Цветаева отметила различную ценность и сущность этих поэтов: «У Пастернака никогда не будет площади. У него будет, и есть уже, множество одиноких, одинокое множество жаждущих, которых он, уединённый родник, поит… Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Пастернак – чара. Маяковский – явь, белеющий свет белого дня …. От Пастернака думается. От Маяковского делается. (1932 г.)»
Сообщение учащегося на тему «Марина Цветаева и Борис Пастернак»
- Пастернак находил поэзию повсюду. Он говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли». Стихи Б.Пастернака – лирическая энциклопедия родной природы (выразительное чтение стихотворений «Иней», «Сирень»).
- Вы заметили, как много стихотворений посвящено природе. Стихи не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует в них на равных правах с человеком, автором. Сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Любимая мысль поэта о гармонии и природы и человека. Поэзия Б. Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Стихи о природе – это пейзажи – размышления (Выразительное чтение стихотворения «Сосны»)
- Ребята, а вы знаете, как читал свои стихи Пастернак? Давайте послушаем. (Включается запись стихотворения «Ветер» в исполнении поэта).
Как всякий великий поэт, ясно сознающий своё предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта.
(Чтение стихотворения «О знал бы я, что так бывает…» из книги «Второе рождение»)
Это стихотворение помогает осознать, что Пастернак и его лирический герой понимают, что поэту предназначено выполнить свою миссию, неизбежно жертвенную. В этом его трагедия и его величие.
(Звучит стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» из книги «Когда разгуляется»)
Это стихотворение – монолог автора, в котором поэт пришёл к пониманию необходимости постигать сущность явлений. Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной простоты» (обратить внимание ребят на оригинальность сравнений).
Вывод: лирическую поэзию принято делить на виды по её тематике, в зависимости от конкретного содержания: лирика пейзажная, философская, любовная, гражданская. Но это деление условно, так как лирические произведения многотемны, поскольку в отражённых ими переживаниях поэта может заключаться несколько мотивов: печали, радости, любви, дружбы. У Бориса Пастернака в особенности часто сложные, прихотливые сочетания мотивов, переходы от одной темы к другой. К основным мотивам его лирики условно могут быть отнесены мотивы природы, города, любви, философских размышлений о жизни, о назначении поэзии. Есть цикл стихов о Великой Отечественной войне. Огромное значение для поэта имела поездка на фронт в составе группы писателей осенью 1943 года. Брянский фронт, места недавних боёв за освобождение Орла; стихи «Разведчики», «Смерть сапёра», «Преследование». Пишет военные очерки для газет «Правда», «Красная звезда», «Красный фронт» и другие.
5. Нобелевская премия
Мини-лекция на ПК: Презентация «Нобелевская премия»: 23 октября 1958 года Б. Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе; травля писателя; письмо Н.С. Хрущёву.
Выразительное чтение стихотворения «Нобелевская премия»
Быть знаменитым некрасиво – карандашный автограф, хранящийся в музее Дружбы народов, озаглавлен «Верую». Стихотворение представляет собой кредо поэта. Пастернак был суров к своему архиву, уничтожал черновики, оставлял рукописи в издательстве или отдавал знакомым. В очерке «Люди и положения» он писал об отношении к судьбе своих работ: «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всходов, если не умрёт. Надо жить не уставая, смотреть вперёд и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».
30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.
(Звучит песня Галича «Памяти Бориса Пастернака)
6. Переделкино.
Мини-лекция на ПК: Презентация «Дом-музей Б.Пастернака».
Связь с современностью (дом-музей сегодня – выступление ученика).
Вывод: поэзия Б. Пастернака учит слушать и слышать стих, учит полной самоотдаче не только поэта, но и его читателя. Стихи завораживают и заколдовывают, мы не замечаем в них приземлённости. Метафора в его стихотворениях поэтически непредсказуема. Поэзия для Пастернака – пророческое, божественное предназначение, Это особая миссия творца мира. Поэзия, творчество поэта отделены у него от поэта - человека. Известными и «знаменитыми» должны быть только стихи. Пастернак существует только в поэзии и только в поэзии: в поэзии стихотворной или в поэзии прозаической.
(Аннотация книг Б.Пастернака)
Сообщение ученика о романе «Доктор Живаго»
7. Мини-тест (на ПК)
Учащиеся выполняют задание. Компьютерная проверка тестов (ответы и оценки высвечиваются на мониторах ПК).
8. Работа с эпиграфом к уроку (учащиеся выбирают один из предложенных эпиграфов и аргументируют свой ответ)
- « Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей» - «Быть знаменитым некрасиво
Цель творчества – самоотдача...» - «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
- «Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь». - «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
- «Единственное, в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»
9. Звучит музыка на стихи Б. Пастернака «Свеча горела на столе».
Учитель читает:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
В этих словах сконцентрировано то главное, что составляет основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной в этот жестокий и прекрасный мир, где равных уживаются добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча…
10. Рефлексия.
Заполнение листка самоконтроля.
11. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
12. Домашнее задание.