Тип урока: урок-игра, урок-суд.
Форма урока: урок-диспут
Цели урока:
Дидактические
- закрепить теоретический материал, выявить знания, умения, пробелы;
- учить определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях;
- формировать умения и навыки связного, доказательного изложения мыслей в устной форме;
- формировать понимание художественного произведения с учетом времени его создания, особенностей жанра.
Развивающие
- развивать способность сравнивать различные произведения в рамках разных жанров, выявить авторскую позицию;
- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.
Воспитательные
- воспитывать коммуникативную культуру;
- содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса;
- помочь в формировании духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.
Методы:
- частично-поисковый
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Оформление урока:
На учебной доске:
- Тема: “Хроника кровавых злодеянии, или История страстной женской натуры”
Проблема: Можно ли оправдать героиню очерка, совершившую не одно “кровавое злодеяние”? Смог бы оправдать ее автор? Что для Н.С. Лескова важнее, рассказать о преступлении или описать “страстную женскую натуру”?
Ход урока
Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы поведем разговор на “вечную” тему, тему,
которая волновала читателей всех столетий, тему, на которую писали и в XVI, и в XIX, и в XX веках. И становились шедеврами произведения на “вечную” тему, произведения о ЛЮБВИ, которая есть “великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье”. Ради нее, любви, можно в тридевятое царство уйти, чары колдовские разбить, в небо взлететь, пожертвовать самым дорогим и даже – убить. Да – да, совершить самое тяжкое преступление – убийство.
Такое преступление, совершенное из-за любви, во имя любви и будет рассматриваться на сегодняшнем судебном заседании, где нам придется провести расследование и решить: очерк Н.С. Лескова – замечательного писателя 2-й половины XIX века – это “хроника кровавых злодеянии” или “история страстной женской натуры” и тем самым осудить или оправдать главную участницу описанных событии – Катерину Измаилову.
К счастью, наше судебное заседание ненастоящее, это всего лишь игра, которая потребует от Вас умение логически мыслить, подбирать аргументы, доказывать свою точку зрения. Раз игра, то объясню правила и раздам роли: сторона “обвинение”, ваша задача в ходе урока доказать, что очерк Лескова - “хроника…”, а обвиняемая Измаилова – виновна, “защита” будет доказывать, что это “история…”, а Катерина Львовна – жертва. Есть у нас и свидетели, проходящие по этому делу и нашедшие ответы на некоторые вопросы, поднятые Лесковым, в творчестве поэтессы XX века Марины Цветаевой.
Итак, суд над героиней очерка Н. Лескова – Катериной Измаиловой, с “чьего-то легкого слова” названной леди Макбет Мценского уезда, считаю открытым.
Кстати, в названии произведения уже кроется загадка, так как оно подразумевает 2-х героинь. Почему же Н. Лесков упоминает шекспировскую Леди Макбет? Предоставим слово свидетелю, который проходит по данному делу.
Ученик-свидетель: Леди Макбет и Катерина Измаилова похожи.
Леди Макбет совершает преступление во имя любви. Вообще, в творчестве Шекспира женщина – символ любви, достаточно вспомнить Дездемону, Офелию, Джульетту. Женщина и зло для Шекспира – аномалия. Леди Макбет прежде, чем совершить преступление, теряет женское начало.
Она продает душу дьяволу и, став без духовной, решается на преступление. Макбет – сильная натура.
Героиня Лескова, как и Шекспира, - натура сильная, волевая, страстная.
Что же побуждает Катерину совершить преступление – изменить мужу?
Обвинение: Катерина Измаилова - купеческая жена, скука и тоска ее одолевают, ей нечем заняться, она ничего не умеет, детей у нее нет, да и, по большому счету, не нужны ей они, она бездуховна.
Защита: Нельзя Катерину Львовну считать бездуховной. Любовь – отголосок духовности. Любовь – страсть, которая не имеет границ.
Свидетели: Да, Катерина – купеческая жена, скучающая от безделья, “бездетность и самое Катерину Львовну очень печалило”,
То есть нельзя Катерину Измаилову считать без духовной, она способна – любить. А на преступление ее толкнули печаль, скука, тоска, но преступление во имя любви, страсти, которая не знает преград. И это переживает не только героиня Лескова, это мы видели и у Шекспира, об этом писала и Марина Цветаева в стихотворении
“Горечь! Горечь! Вечный привкус…”
Горечь! Горечь! Вечный привкус
На губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус –
Окончательнее пасть.Я от горечи - целую
Всех, кто молод и хорош.
Ты от горечи – другую
Ночью за руку ведешь.С хлебом ем, с водой глотаю
Горечь – горе, горечь – грусть.
Есть одна трава такая
На лугах твоих, о Русь.
Итак, К.Измаилова обвиняется в ряде совершенных преступлений. Вспомните, почему она совершает свое 1-е убийство?
Сергею грозит острог.
Какая слава ходит о Сергее?
(учащиеся цитируют текст)
Почему же Катерина не внемлет словам Аксиньи?
Страсть захватила ее всю.
Как же это произошло? Найдите ответ в тексте.
(Гл.2)
Полны решимости герои Лескова, они готовы на все. Вспомните шекспировского короля Макбета:
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
Так, кто они звери или “человеки”?
О: Звери.
З: “Человеки”, люди.
С: И в Катерине , и в Сергее присутствует звериное начало.
Только ли в Сергее и Катерине звериное начало?
Нет и в других героях произведения.
Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале в героях произведения..
- Гл. 5: “ просто, как крыса в амбаре, умер свекор…”,
- Гл. 8: “Зиновии Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея… ”
- Гл. 15: “Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу…”
Для проснувшейся любви-страсти, которая легко преодолевает любые препятствия, теперь все просто: Надо убить – убьем. Вот такая история.
Но какова же роль Сергея во всей этой истории?
З: Сергей – режиссер преступлений.
О: Сергей – идол, кумир, ради которого Катерина готова на все.
С: У М. Цветаевой есть замечательное стихотворение
“Править тройкой и гитарой”
Править тройкой и гитарой
Это значит: каждой бабой
Править, это значит: старой
Брагой по башкам кружить!
Раскрасавчик! Полукровка!
Кем крещен? В какой купели?
Все цыганские метели
Оттопырили поддевку
Вашу, бравый гитарист!
Эх, боюсь – уложат влежку
Ваши струны да ухабы!
Бог с тобой, ямщик Сережка!
Мы с Россией - тоже бабы!
Здесь лирическая героиня обращается к возлюбленному – ямщику Сережке, который в пр-ии назван “раскрасавчик”, “бравый гитарист”. Он обладает той силой, которая “правит тройкой и гитарой”, и даже “каждой бабой”. Герой же Лескова, Сережка, тоже обладает силой, которая “правит” Катериной Львовной, толкает ее на преступления.
Итак, преступление совершено. Свекра своего дорогого, Бориса Тимофеевича, Катерина Львовна грибочками все, грибочками с крысиным ядом потчевала. И стоило только “первую песенку зардевшись спеть”. А дальше “…Развернулась она (Катерина Львовна) вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя”.
Почему же “уж совсем разошлась” Катерина? Найдем, прочитаем и проанализируем сцену “В саду”. Обратите, пожалуйста, внимание
“Защита”, как ведет себя Катерина, что чувствует? С каким библейским образом можно провести параллель.
“Обвинение”, вы наблюдайте за поведением Сергея. Какой библейский персонаж напоминает он?
“Свидетели”, вы проследите, какими красками нарисован сад?
* Где происходит действие?
* Какими красками нарисован сад?
* Найдите в библейской литературе аналогию этому саду.
Райский.
* Кто герой той библейской истории?
Женщина Ева, мужчина Адам, Змей – искуситель.
* Какие параллели можно провести с лесковским сюжетом?
Сергей очень напоминает Змея-искусителя, а Катерина – Еву, которая поддалась на искушение.
Искушение – страсть овладели ей, она “была отуманена, обезумела, словно разбитая,… ”
Что же происходит с Катериной Львовной, купеческой женой, еще так недавно мечтавшей иметь младенца? И вновь предоставим слово свидетелю, проходящему по данному делу.
И вновь на память приходят строки стихотворения Марины Цветаевой “Пригвождена”
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В ладони – горстка пепла!И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целовании молчаливых.
Да, душа Катерины Львовны от преступления к преступлению “ гаснет”, но она, как и героиня стихотворения М. Цветаевой, вправе утверждать, что “невинна”. Так как ради любви-страсти она совершает преступление за преступлением: после свекра – муж, затем – племянник Федя. Стоило только “первую песенку зардевшись спеть”.
В отличие от первых двух убийств, возмездие за убийство Феди пришло сразу. Вот как это было, следственный эксперимент был проведен на киностудии имени М. Горького. (Демонстрируется эпизод из кинофильма “Убийство Феди”)
Почему же сразу пришло возмездие?
Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.
Федор – “Божий дар”.Маленький страдалец, отрок, угодный Богу. Его глаза, большие, чистые. Это ли не укор за содеянное перед Богом?
Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?
Нет, она видит опять Сергея, а с ним ей и “ каторжный путь цветет счастьем”.
Да, только Сергей неласков стал к своей Катерине. Страдает теперь от любви отвергнутая женщина. Жалко ее? Почему?
Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже еще сильнее.
Гл. 14: “Она хотела себе сказать: “не люблю ж я его” и xувствовала, что любит еще горячее, еще больше”. Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательства Сергея над нею и ее чувством.
Почему же Катерина идет на еще одно преступление-убийство?
Убивает Сонетку Катерина из-за ревности.
Но почему же она совершает самоубийство?
Страх, совесть заговорили в Катерине.
Что же изменилась Катерина?
Нет, это та же страстная, сильная натура. Но появилось то, чего не было раньше – совесть, тот внутренний судья, который живет в душе каждого. Он то и заставляет покончить с собой.
Так что же интересует Лескова “кровавые злодеяния” или “страстная женская натура”?
“Страстная женская натура”
Да, “страстная женская натура”, погубленная великим чувством.
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?”Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала – копейкой ржавою!Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
“Мой милый, что тебе я сделала?”Спрошу я стул, спрошу кровать:
“За что, за что терплю и бедствую?”
“Отцеловал – колесовать:
Другую целовать”, - ответствую.Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
- За все, за все меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
Итак, подошло к концу наше заседание, где мы судили не ради того, чтобы осудить, а ради того, чтобы прийти к истине, а истина – всегда оправдание. Помогала нам в этом поэзия великой Марины Цветаевой, безусловно, лирическая героиня Цветаевой выше, чище, но она век спустя переживает то же, что и героиня Н.С. Лескова.