Тип учебного занятия: Изучение и закрепление нового материала.
Цель: познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”; обратить особое внимание на его художественные достоинства; определить жанр; сравнить художественное произведение и реальное историческое событие; развивать умение работать с художественным текстом; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России.
Метод: проблемное изложение.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведению, набор открыток “Музей-панорама Бородинской битвы”; список непонятных слов; историческая карта “Великая Отечественная война 1812 года”.
Межпредметные связи: воспользоваться знаниями о войне 1812 года, о Бородинском сражении на уроках истории.
Ход урока
I. Организация класса
II. Вступительное слово учителя.
а) Запись эпиграфа в тетради:
Москва, Москва!... люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов (“Сашка”).
III. Беседа с учащимися, цель которой актуализация знаний, полученных на уроках истории.
- Знакомо ли вам слово – Бородино?
- Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
(Москва - столица нашей Родины, символ её свободы и независимости, её могущества. Бородино расположено в 120-ти километрах от Москвы.
26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло решающее сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный М.В. Кутузов.)
(Демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение, портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Уварова, Платонова и др..)
- Что значило проиграть бой под селом Бородино?
(Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства).
(Учащиеся зачитывают подготовленные дома воспоминания об этом сражении очевидцев; привести в качестве фактического материала цифры по участию воинов с той и другой стороны и количеству орудий.)
Учитель делает вывод: история героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.
IV. Работа в тетрадях.
Запишем замечательное высказывание военачальника, героя Отечественной войны 1812 года, А.П. Ермолова: “У Бородино французская армия расшиблась о русских!”
Это высказывание отражает идейно-тематическое содержание стихотворения
М.Ю. Лермонтова.
V. Работа с текстом стихотворения “Бородино”.
а) краткое сообщение о поэте-художнике и патриоте;
б) словарная работа (см. приложение);
в) прослушивание стихотворения в грамзаписи.
VI. Выявление восприятия стихотворения.
- Понравилось ли стихотворение?
- Как вы его поняли?
- Какие строки произвели на вас особое впечатление?
VII. Анализ формы стихотворения.
- Что собой представляет первая строфа?
- Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
- Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
(Учитель должен быть готов к тому, чтобы рассеять недоумение учащихся, почему “отдали” Москву.)
- Что собою представляет остальная часть стихотворения?
- Самостоятельное чтение по учебнику рассказа участника сражения.
- Вопросы для обсуждения.
(Заранее записаны на доске.)
- Кто герои произведения?
- Какие чувства владеют ими во время боя?
- Чем объясняется победа русских?
- До сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?
(Встретились с произведением искусства.)
VIII. Работа в группах (по 3 человека).
I группа:
- Определить жанр произведения.
- К какому типу баллад вы отнесете “Бородино”.
- Баллада – лироэпический жанр. Какие же чувства выражаются в балладе?
II группа:
- Есть ли диалог в балладе? Какова его особенность?
- Найти ретроспективу в этой балладе.
(Учитель читает толкование понятия по словарю.)
III группа:
- Какие художественные приёмы вы увидели в балладе?
- Найдите выразительные средства языка.
- Как это отражается в языке, в словах?
IV группа:
- Прочтите описание боя.
(Подчеркнуть звукопись.)
(Звукопись – такой художественный приём, когда звуками языка передаётся характерное для описания предмета или явления звучание.)
V группа:
- Найдите текстовые характеристики французов.
- Как же показаны русские? Русские – это кто?
(Полковник, солдаты, старый воин.)
IX. Подведение итогов.
Лермонтов показывает русских и обобщенно, и индивидуально. И делает это сознательно: ещё раз показывает, что патриотизм - национальная черта, а не качество отдельных граждан.
Таким образом, мы познакомились с художественным произведением, которое нам по-иному раскрыло давно известное событие.
Во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязаемых впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.
X. Домашнее задание:
1) выучить полностью или часть баллады наизусть.
2) составить сравнительную таблицу.
Научное толкование битвы под Бородино. | Описание битвы в стихотворении Лермонтова. |