Цель:
- Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Р. Х. Солнцева, с его стихотворениями, а также с понятием композиции лирического произведения.
Задачи:
- Развивать умение выразительного чтения наизусть и анализа текста лирического произведения, творческие способности учеников.
- Воспитывать любовь к родной природе, родине.
Оборудование: презентация.
Виды деятельности учащихся:
– выразительное чтение текста лирического произведения;
– определение темы, идеи, проблемы текста;
– нахождение ключевых слов, эпизодов;
– ответ на вопрос с привлечением цитат;
– нахождение языковых средств выразительности речи, определение их роли;
– овладение словами– терминами;
– монологическая речь: выражение впечатления;
– создание творческих работ.
Ход урока
I. Организационный момент.
- В исполнении заранее подготовленного ученика в сопровождении видеосюжета “Мелодии природы” звучит стихотворение Р. Солнцева “Воробьи”.
- Учитель обращается к детям: Сегодня мы познакомимся с тремя стихотворениями Р.Х. Солнцева. Они являются эпиграфом ко всему разделу “Мы – часть природы”. В процессе работы мы попытаемся понять, почему? Какая сквозная мысль проходит через эти стихотворения?
II. Сообщение ученика.
Сообщение ученика о некоторых фактах биографии Романа Харисовича Солнцева. См. презентацию. Приложение (Р. Х.Солнцев – Красноярский поэт, родился в 1939году. В Сибирь приехал совсем молодым после окончания физико-математического факультета Казанского университета. Когда ему было 22 года, в 1961году, он издал свой первый поэтический сборник. В своих произведениях он поднимает проблему взаимоотношений человека и природы.)
III. Работа в группах, использовать Рабочую тетрадь.
Задания Рабочей тетради, стр. 5–7 по рядам:
1-й ряд – задания к стихотворению “Воробьи”;
2-й ряд – задания к стихотворению “Дядя Сеня”;
3-й ряд – задания к стихотворению “Бродим по лесу, толпа
пересмешников”.
Задания из Рабочей тетради.
Воробьи
1. О чем это стихотворение?
________________________________________
___________________________________________________________________
2. В каких строчках произведения заключена главная мысль?
____________
___________________________________________________________________
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов произведения.
Строфа – сочетание стихов.
Троп – употребление слова, выражения, фразы в переносном смысле.
Виды тропов: сравнение, эпитет, метафора, гипербола, олицетворение.
3. Стихотворение “Воробьи” состоит из четырех строф. Каждая строфа в данном произведении представляет собой часть композиции стихотворения. Попробуйте кратко выделить основную мысль 2 и 3 строф:
1-я строфа – воробьи радуются восходу солнца.
2-я строфа – _________________________________________________________
3-я строфа – _________________________________________________________
4-я строфа – представляет собой заключение, состоит из двух строк; основная мысль данной строфы – обращая внимание на окружающую природу, человек ощущает с ней свое родство.
4. Назовите тропы:
в узком тополе густом – _________________;
воробьи галдят, как дети – __________________;
…и во мраке говорят – _____________________;
5. Как называется лексическое средство выразительности “ходит ходуном”? ______________
______________________________________________
6. Найдите инверсию. Какова ее роль в произведении? ___________________
________________________________________________________________________
7. Определите стихотворный размер:
Ра – но – ра – но на рас – све – те в уз – ком то – по – ле гус – том
8. В стихотворении мужская рифма, найдите примеры.
………………………__________________
………………………__________________
………………………__________________
………………………__________________
9. С какой целью автор вводит в стихотворение прямую речь?
___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Дядя Сеня
1. Какова тема стихотворения? _____________________
__________________________________________________
2. Почему оно называется “Дядя Сеня”?
______________________________
_________________________________________________________________
3. Попробуйте выяснить композицию стихотворения, подобрав цитаты:
1. _________________________________________
_________________________________________
2. _________________________________________
_________________________________________
3. _________________________________________
_________________________________________
4. _________________________________________
_________________________________________
5. _________________________________________
_________________________________________
4. Подберите примеры к тропам:
- эпитет – ________________________________________________________
- метафора – ______________________________________________________
- олицетворение – __________________________________________________
5. Объясните смысл последних строк стихотворения:
…ты в стороне далекой не забывай теперь
эти открытые окна, эту открытую дверь…
6. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение? __________________
Какова, на ваш взгляд, авторская позиция в стихотворении? ____________
________________________________________________________________
Бродим по лесу, толпа пересмешников
1. Вам не кажется необычной первая строка стихотворения? Посмотрите в толковом словаре значение слова пересмешник – ________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
2. О чем произведение? __________________
_____________________________________________
3. В какое время года происходит действие? Какие слова
помогают это понять?
_________________________________________________________________________
4. Соотнесите:
мягкие головы белых подснежников милая |
эпитет метафора |
5. В каких строчках слышится тревога о возможной
утрате человеком чувства родственной связи с природой? ________________________
______________________________________________________________________________________
IV. 1. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.
2. Дополнить презентацию
V. Итак, ребята, мы подошли к заключительной части урока. Почему мы взяли в качестве эпиграфа слова “Мы – часть природы”? (В этих словах заключается основная мысль стихотворений Р. Х. Солнцева)
Какая сквозная мысль проходит через эти стихотворения?
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание. Прочитать отрывок из повести Н.И. Волокитина “На реке да на Кети”.