Тип занятия: формирование знаний и умений.
Вид занятия: урок-исследование.
Методические приемы: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Класс - 10.
Время проведения – 90 минут.
Учебные цели:
- Образовательная: проследить изображение Отечественной войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, показать историческое значение Бородинской битвы, партизанского движения. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и Л.Н.Толстого на события.
- Развивающая: развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; формировать умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач; формировать у учащихся умение использовать интернет-технологии для достижения поставленных целей;
- Воспитательная: познакомиться с примерами проявления героизма русских солдат воспитывать патриотические чувства, любовь к классической литературе, воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.
Учебно-материальное обеспечение:
- Компьютер; экран проекционный;
- Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами) карта-схема,
- презентация к уроку, иллюстрации к роману “Война и мир” художника К.И.Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С.Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.
- Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”, раздаточный материал.
Конспект учебного занятия
«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»
Эрнест Хемингуэй
Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию.
Л.Н.Толстой
I. Вступительное слово преподавателя
Ежегодно 7 сентября мы вспоминаем о Бородинском сражении, как о самой масштабной и значимой битве для России XIX века. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, сколько же человек полегло тогда на Бородинском поле. Русские военные историки говорят о 60 тысячах убитых с обеих сторон, некоторые дивизии тогда потеряли до 80 процентов своего состава.
Что касается того, кто выиграл эту битву, то, по воспоминаниям одного из наполеоновских генералов, Бонапарт не раз говорил, что французы показали себя достойными победы, а русские — заслужили право называться непобедимыми. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. В ходе двенадцатичасового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск. Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. Зарубежные историки, к которым в наше время присоединился и ряд их российских коллег, рассматривают Бородино как несомненную победу Наполеона.
В литературе остались не до конца разрешенными дискуссионными вопросы о том. насколько верно показана война 1812 года у Толстого. Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Бородинское сражение – победа или поражение?
- Кутузов: пассивный старец или гениальный полководец?
- Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого «Война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей»?
II. Сообщение темы и целей
- Тема занятия: «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Сегодня на уроке мы:
- проследим изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю;
- поработаем с текстом, выделим главное;
- проанализируем информацию и правильно выберем пути решения поставленных задач;
Узнаем:
- содержание основных эпизодов и сцен 3 тома;
- основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий;
- значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа.
Сегодня мы исследователи и главным девизом нашей работы будут слова Б.Пастернака:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать,
Чувствовать, любить,
Cвершать открытья...
Задание микрогруппам: Заполнить к концу занятия кластер “Бородинское сражение», синквейн «М.И.Кутузов», таблицу. (каждой группе выдаются шаблоны заданий).
III. Проверка знаний обучающихся
К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л.Н.Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).
Учащиеся: (короткие выступления).
- Итак, у А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году.
1. По опорному конспекту передать краткое содержание III тома романа-эпопеи «Война и мир» (2 -3 уч-ся)
2. Бородинское сражение глазами историков с использованием презентации (инд. сообщение).
IV. Работа в группах
Бородинское сражение – победа или поражение? Работа с текстом произведения (гл. 19-29).
Описание Бородинской битвы занимает 20 глав третьего тома «Войны и мира». В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей Анатоля, здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила: народ, мужики в белых рубахах.
Верный своему методу, Толстой не станет описывать войну от себя, а выберет самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя – Пьера. Почему?
Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.
Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?
- Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.
- Что приводит Безухова на Бородинское поле?
- Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.
Центральное место Бородинской битвы - курган Раевского. Найти в тексте, как ведут себя защитники кургана Раевского?
Старший артиллерийский офицер - любопытно;
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами;
Молоденький круглолицый офицерик - строго;
Старый унтер-офицер - смеясь;
Краснорожий широкий солдат - оскаливая крепкие белые зубы.
Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
Cлышался веселый говор и шутки, с хохотом прибавлял другой; смеялся другой солдат; послышался хохот; слышались веселые крики; смеялся краснорожий шутник; передразнивали мужиков; разгоралось общее оживление.
Как меняется настроение участников битвы (до сражения – во время сражения), по наблюдениям Пьера Безухова?
- Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?"
- Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе?
- Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение"
- Почему князь Андрей так уверен в победе?
- Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить".
- Справедливы ли слова Андрея о том, что французов надо казнить?
- Здесь опять-таки следует исходить из взглядов Толстого на историю, так как главные любимые герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к жестокой расправе над врагом: "Война так война, а не игрушка". Толстой признает войну освободительную, справедливую, во имя отцов и детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою землю, когда хотят убить тебя, нельзя великодушничать.
- Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем?
- это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.
Комментарий преподавателя:
- Из записей Толстого: "Даль видна на 25 верст. Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов. Солнце встаёт влево, назади. Французам в глаза солнце", - эти строки, появившиеся после объезда поля на заре, позволили Толстому создать не только исторически достоверную, но и величественную, живописную картину начала боя. Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не дали результатов. Это очень огорчило Льва Николаевича.
Наши предки полегли здесь, и количество их велико: трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных пунктов на несколько сантиметров была пропитана кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят: "Земля, политая кровью", - это не поэтический образ и не преувеличение. Не только земля, но и ручейки, и реки были красного цвета. Людская кровь делает землю исторической - она не дает забыть того, что здесь пережито.
Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей.
Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир. "Ранение князя Андрея На карте показываем, где приблизительно находился полк князя Андрея (это деревня Князьково, она сгорела во время ВОВ)
Что понял князь Андрей, когда увидел Курагина в палатке для раненых?
- Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".
Какими словами заканчивает Толстой описание Бородинской битвы?
Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Комментарий преподавателя
Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?
Мы размышляли о судьбе России, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог нашим рассуждениям задаём вопрос: Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?
- Была одержана нравственная победа. "Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".
Итак, вопрос 1 группе: Бородинское сражение – победа или поражение? (уч-ся зачитывают кластер.)
Совместный вывод:
Толстой показывает войну двояко: Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: «…победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином», автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т.е. без прикрас. Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает Бородинское сражение – несомненно, победа русского народа. И мы согласны с писателем. «Прямым следствием БС было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника”.
2. Кутузов: пассивный старец или гениальный полководец?
Какую оценку деятельности Кутузова даёт Толстой?
События частной и исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, народом.
Он проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронизала ему голову». Он «медленно и вяло» идет перед полками на смотре в Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородина. Кутузов. Физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал";"с трудом жевал жареную курицу.
Автор намеренно подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость тела Кутузова. Зачем?
Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Он считал, что никакие великие полководцы не могут повернуть ход истории. Всё идет свои ходом.
Что заметил Андрей Болконский при встрече с Кутузовым перед Бородинским сражением? т. 3, ч.2, глава 16
Князь Андрей при встрече с ним заметил, что у Кутузова осталась лишь "одна способность спокойного созерцания событий”. Он "ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит”.
Что же самое главное в поступках Кутузова, по мнению Толстого?
Кутузов способен понять простого, человека и сам по натуре простой человек. По мнению Толстого, Кутузов руководил лишь моральным духом войска.
Комментарий преподавателя:
И всё-таки Толстой-философ противоречит Толстому-писателю. На страницах романа появлялся Кутузов, полный кипучей энергии, решимости, активного вмешательства в ход военных действий. Таким мы видим Кутузова, когда потрясенный рассказом князя Андрея о бедствиях России, "с злобным выражением лица” он говорит по адресу французов: "Дай срок, дай срок”. Таков Кутузов и на Бородинском сражении, когда немец Вольцоген со своим холодным умом и сердцем, равнодушный к судьбе России, докладывает ему по поручению Барклая де Толли, что все пункты русских позиций в руках неприятеля и что войска бегут.
Он естественен (сцена, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.
На совете в Филях он нашел мужество произнести следующие слова: «Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я властью, врученною мне моим государем и Отечеством, я – приказываю отступление». Все разошлись тихо, без явных эмоций. Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и задавал себе все тот же вопрос: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва?»После долгих раздумий Кутузов прокричал: «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки!»
В этом отрывке показано чувство ответственности Кутузова перед своей Родиной, государем, народом.
Вопрос 2-й группе: Согласны ли вы с Толстым, что все случилось по воле провидения, и что личность не играет никакой роли в истории?
Уч-ся высказывают свое мнение.
Составление синквейна
1. М.И. Кутузов.
2. Старый, мудрый.
3. Верит в людей, руководит духом войска, переживает о погибших.
4. Понимает невозможность защитить Москву, принимает приказ об отступлении.
5. Кутузов гениальный полководец.
3. Что такое война, по мнению Л.Н.Толстого?
В III томе, 2 части, XXV главе Андрей Болконский произносит следующие слова: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почетное. Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. … Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга.
Согласны ли вы со словами А.Болконского «Война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей»?
С каких позиций судит Толстой о войне?
С позиций народа, народных интересов.
Толстой показал нам две войны: 1805-1807 годов и войну 1812 года. Как изображена война 1805-1807 годов?
Описывая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Толстовский принцип изображения войны «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в крови, в страданиях, в смерти».
Что можно сказать о войне 1812 года?
Она не была похожа на другие войны. Толстой показал патриотизм мирных жителей, бросивших всё и уничтожавших своё имущество, показал, как поднялась «дубина народной войны», так как все понимали, что под управлением французов жить нельзя.
Анализ эпизода: - «Оставление Москвы ее жителями».
Как ведут себя жители Москвы?
Как решают помочь Отечеству Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?
Как ведут себя в момент опасности Родины представители чиновно-аристократического общества?
Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин уговаривает их остаться, но русские люди твердо решают не оставаться под французами. Москва была пуста 2 сентября. Наполеон напрасно ждал на Поклонной горе восхищенную массу людей.
Война пробудила в князе Андрее нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны.
Пьер Безухов остаётся в Москве с целью убить Наполеона.
Ростовы отдают свои подводы раненым.
На фоне общего национального патриотического движения омерзительны отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстных целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: «Те же были выходы, балы, тот же французский театр... те же интересы службы и интриги».
В стране разрасталось партизанское движение. Партизанская война - это война самого народа. Как изображает Толстой "дубину народной войны"?
Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне?), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает “дубасить”, “гвоздить” противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. “...Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.
Кому же, по мнению Толстого, принадлежит роль в победе?
Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые “не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его”, тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова “был самым полезным и храбрым человеком”. Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.
Вывод: Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную. Но даже в освободительной борьбе он показывает, что это единство не было всеобщим, высшее общество осталось вне общих требований жизни.
С.Бондарчук писал: «Для меня, как режиссера многосерийного фильма «Война и мир» и исполнителя роли Пьера Безухова, важнее всего было показать, что в Отечественной войне, по словам автора романа, решался вопрос о жизни и смерти отечества.
Из всех многочисленных эпизодов киноэпопеи «Война и мир» С.Бондарчук наибольшее предпочтение отдает эпизоду «Костер победы», вокруг которого собираются и победители и побежденные. Это своеобразный финал, как бы завершающий тему войны. И вот в центре кадра огромный костер, вокруг которого русские войска, партизаны и тут же французы, которые стекаются к костру, чтобы согреться, медленно тянутся к теплу, к людям.
В этом плане было три тысячи солдат: пятьсот одетых в русскую форму, две с половиной тысячи – во французскую форму, тряпье, меха. И, может быть, увидев все это, камера с высоты начинает медленно приближаться к людям, к пламени костра.
Кинофрагмент «Костер победы»
VI Закрепление изученного материала
1. Когда произошла Бородинская битва?
7-го сентября (26-го августа) 1812 года.
2. Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в войне 1812 года. Кутузов, Барклай де Толли, Раевский, Багратион
3. Приведите примеры из романа «Война и мир», доказывающие единство патриотического поведения русских людей. Это купец Ферапонтов, Николай Болконский, Пьер, Андрей, солдаты
4. Чем заканчивается описание Бородинской битвы?
Стал накрапывать дождь на убитых, на раненых, на измученных людей, как будто он говорил: «Довольно, люди, перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?»
5. Почему сражение показано глазами Пьера?
Толстой подчёркивает, что сражение было только нравственной победой русских. Большинство сцен показаны глазами Пьера, так как он ничего не понимает в военном деле, воспринимает войны с психологической точки зрения, то есть может наблюдать за настроением участников, а оно-то и является залогом победы.
6. Какую икону проносили перед сражением?
Чтобы укрепить дух воинов, по лагерю проносят икону Смоленской Божьей Матери. Её возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.
7. Что произошло в мировоззрении князя Андрея?
Бородинское сражения явилось переломным моментом в судьбе главного героя. Андрею открылись духовные ценности, в нём проснулась любовь, идеальная любовь ко всем людям, он прощает всех, и сердце его становится счастливым.
8. Бородинское сражение – победа или поражение? Бородинское сражение – несомненно победа русского народа. Прямым следствием БС было беспричинное бегство Наполеона из Москвы.
9. Какое решение принял Кутузов на совете в Филях?
«Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я властью, врученною мне моим государем и Отечеством, я – приказываю отступление».
10. Как помогают Отечеству Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?
Андрей Болконский участвует в Бородинском сражении и получает смертельное ранение. Пьер Безухов остаётся в Москве с целью убить Наполеона.
Ростовы отдают свои подводы раненым.
Совместный вывод: Отношение Л.Н.Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну «самым гадким делом в жизни», Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы... И в то же время Толстой, будучи патриотом, признавал освободительную войну, «не подходящую ни под какие прежние предания», войну партизанскую, «начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск» и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту «войну не по правилам» как стихийную, сравнивал ее с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил гвоздившей французов пока не погибло все нашествие.
Это понимал и весь народ, недаром в честь победы в Отечественной войне 1812 года на народные деньги был построен храм Христа Спасителя (Слайд. Храм Христа Спасителя). В 30 годы XX в. храм был взорван по приказу Сталина, сегодня он снова восстановлен и сияет своими главами как символ возрождающейся России.
VII. Подведение итогов
Рефлексия: Что запомнилось, понравилось на уроке? Что произвело самое сильное впечатление?
–– Ваши пожелания друг другу.
Учащиеся заполняют карту самоконтроля.
Тема урока | Момент урока вызвавший интерес |
Что вызвало трудности |
Моя активность |
Самооценка |
Предложения по уроку |
|
|
|
|
|
|
Выставление оценок за работу на занятии.
Сбор карт самоконтроля
VIII. Домашнее задание
Ответить письменно на вопросы:
- Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене – описание Бородинского боя?
- Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?
- Составить сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона с точки зрения их восприятия Л.Н.Толстым, учебник стр. 230-232.
Литература
- Альбом «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978.
- Долинина Н. «По страницам «Войны и мира», Л., Детская литература, 1989.
- Литература» под ред. В.Я.Коровиной «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2017.
- Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 10 классе, Москва 2010.
- Поурочные планы по учебнику Русская литература XX в./ под редакцией Журавлева В.П. Учебник. Ч.1, 2. 11 кл. - М.: «Просвещение», 2016. Автор-составитель Н.Е.Щетинкина.
- Толстой Л.Н. «Война и мир» в 4-х томах Издательство: Захаров, 2007.