Цель урока:
-
определить понятие стиль писателя;
-
основные слагаемые стиля;
-
выработать умение правильно пользоваться этим понятием;
-
научить анализировать произведение в единстве формы и содержания.
Задачи урока: изученные сведения использовать для глубокого проникновения в индивидуальность поэтов Некрасова и Фета, постичь секреты их мастерства, продолжить обучение анализу поэтических текстов на одну тему.
Оборудование урока:
-
портреты поэтов А.Н.Некрасова и А.А.Фета;
-
определение стиля записано на доске;
-
высказывания поэтов также записано на доске.
« Я призван был воспеть твои страданья
терпеньем изумляющий народ».« Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах … ».
-
на столах учащихся лежат тексты стихотворений Некрасова и Фета.
1. Слово учителя.
У каждого писателя имеется свой способ реализации творческого замысла, свои художественные идеи, манера, отличающая его от других.
Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я» художника.
Таким образом, приступая к изучению творчества поэта, необходимо прежде всего уловить в многообразии его произведений тайну его личности, то, что принадлежит ему одному.
В.Г.Белинский ввел понятие пафоса как основной направленности и внутренней сущности творчества писателя. В пафосе слиты, по мнению критика, мысль и эмоция, общее и конкретное, форма и содержание.
Для того чтобы ученики могли понять стилевую индивидуальность писателя, необходимо при изучении раскрывать взаимосвязь и зависимость между формой и содержанием произведения.
Стиль писателя связан с его видением мира и пониманием закономерностей этого мира.
Л.Н.Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».
Жизненный опыт писателя во всем его неповторимом своеобразии, его талантливость, уровень понимания общественного развития – все это делает каждое произведение особенным, индивидуальным.
« Стиль – это человек » - гласит французская пословица. Мы уже знакомились со стилем художественной литературы.
Вопрос к классу: « В чем его особенности?».
/ Это стиль, который определяется содержанием и целями художественной литературы./
Характерными особенностями художественного стиля являются:
-
широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
-
употребление изобразительно-выразительных средств;
-
проявление творческой индивидуальности писателя.
2. Выразительное чтение подготовленных учеников стихотворений А.А. Фета и Н.А. Некрасова.
Вопросы к классу:
- Стихотворения написаны на одну тему. Как своеобразно раскрывается тема в каждом стихотворении?
/ Все различно: и идейный смысл произведений, и образы, и характер воплощения этих образов, и язык.
Если для Фета Муза – это образ нежной, ласковой, доброй феи, которая навевает поэту нежные, томные стихи, которая уводит его от « житейских волнений » в мир « чистых помыслов» и «блаженных снов», то Муза Некрасова – это « печальная спутница печальных бедняков». Ее место в «убогой хижине, пред дымною лучиной», ее дело – « лелеять суровая напевы»./
- Какие словесные краски (тропы и другие средства художественной выразительности) соответствуют созданным образам ?
/ У Фета стремление к « высокой» лексике: небесная, чистые помыслы, девственное слово, трепетный, блаженные сны, нежное имя и др. У Некрасова конкретность и простота лексики, выражающие активный протест против насилия и зла, который подчеркивается словами: неласковая, нелюбимая, плачущая, скорбная, болящая, печальная, униженно просящая и др./.
Эта работа подводит к выводу: поэты по-разному смотрят на задачи искусства.
Ученики говорят, что у Фета Муза далека от житейских волнений, поэт воспевает чистое и прекрасное, далекое от жизни.
Некрасов – поэт, призванный воспеть страдания народа: «Я лиру посвятил народу своему …».
Подготовленные ученики читают стихотворение «Вчерашний день часу в шестом …».
Слово учителя.
У каждого художника свой метод реализации творческого замысла, свой стиль, своя художественная манера, отличающая его от всех других. Не уловив своеобразия писателя, мы не сможем разобраться в сути его поэзии.
Практическая работа.
- Находим эпитеты у обоих поэтов и сравниваем их.
У Фета - речью ласковой, добрая Муза.
У Некрасова – неласковой и нелюбимой Музы, Муза – печальная спутница печальных бедняков, плачущая, в убогой хижине, пред дымною лучиной.
У Фета – небесная Муза, призыв нежным именем труд благослови.
У Некрасова – чрез бездны темные насилия и зла вела Муза поэта и др.
Метафоры, которые использует Фет ( «Зажги свой факел вдохновенный», «Могучее твое учуя дуновенье … и вечно девственным словам твоим внимать», «Пошли блаженство снов»), создают образ божественной, прекрасной, неземной девы.
Некрасовские метафоры (« Согбенная трудом, убитая кручиной, // Она певала мне – и полон был тоской // И вечной жалобы напев ее простой», «Бездны темные насилия и зла») показывают Музу крестьянкой, скорбящей, несчастной, утомленной трудом, униженной, поющей тоскливые песни.
Фет не снижает образ Музы до каких-либо земных сравнений, а в вышине сравнится не с чем, потому что самое возвышенное – это Муза. Поэт беседует с Музой, он близок ей («Дай руку, // Сядь, пой, добрая …»).
В стихотворении Некрасова Муза сравнивается с «вечно плачущей непонятной девой». Его стихи суровые, он вступает в спор с Фетом: «Нет, Музы ласково поющей и прекрасной, // Не помню над собой я песни сладкогласной! ».
Вся первая строфа – антитеза стихотворению Фета. Вторая строфа – представление своей Музы. Третья строфа – поэт вступает в бой с такой Музой, для которой золото – единственный кумир, говорит о кровном союзе с плачущей, скорбящей Музой.
Поэты жили в одно время ( А.А.Фет 1820-1892г., Н.А.Некрасов 1821-1877г.), но задачи поэзии воспринимали по – разному. Фет призывал освободиться от тяжких пут повседневности, снять гнетущее ярмо земных страстей. Некрасов, наоборот, считал, что нужно жить настоящим, показывать страдания народа, скорбеть и плакать вместе с ним.
Ученики делают вывод о том, как поэты подходят к изображению действительности и как это отражается на всех сторонах их творчества: не только в тематике произведений и в образах, но и в художественной форме, в стиле писателя.
Стилем называется идейно-художественное своеобразие, характеризующее данного писателя и проявляющееся в особенностях тематики, идей, в круге сюжетов, в характерных для него художественных средствах и языке.
Муза.
Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила томиться и любить ?
Кого на этот раз собою воплотила ?
Чьей речью ласковой сумела подкупить ?
Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая. В тиши признаю голос твой
И стану трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя вдохновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.
Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов, и славы, и любви,
И нежным именем едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.
А.Фет.
Муза.
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной,
Не помню над собой я песни сладкогласной !
А небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза, и Любовь…Но рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото – единственный кумир … ,
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне – и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда, наконец, обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза.
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и голода она меня вела –
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила.
Н.Некрасов.