Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова"

Разделы: Литература


Базовый учебник/

Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/ Г.Г.Лукпанова, В.В.Савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416 с., с илл.

Содержание урока: Н.С.Лесков – человек и писатель, основные моменты биографии и творчества, особенности художественного мира.

Каталог компетенций, формируемых на уроке.

  1. Базовая компетенция: умение учиться.
  2. Составляющая компетенция: уметь конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы.
  3. Метод, прием, операция, средство/цикл: уметь выполнять технику “Конспектирование и структура конспекта”.

Социализация цели.

  1. “Природа”: обеспечение устойчивого развития.
  2. “Общество”: проявление индивидуального мыслительного потенциала.
  3. “Я”: как научиться конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта”

Современный урок русской литературы, спроектированный по заданной цели.

Чему следует учить на современном уроке? (Приложение 1)

Учебные задания к уроку, разработанные в соответствии с таксономией Блума.

Уровни Учебное задание Время Организационная форма/ форма оценивания
1 1. Вспомни и запиши названия изученных произведений Н.С.Лескова. 2 Работа в паре/ самопроверка по ключу
2 2. Прочитай текст учебника на стр.87-89 и запиши основные положения статьи “Хронология жизни и творчества Н.С.Лескова” с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта”: А – основная запись, Б – место для восстановления пропусков и дополнения; В – место для обобщения и выводов.
А Б
В
10 Индивидуальная/ проверка учителя
2 3. Проиллюстрируй с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” высказывания Н.С.Лескова о своем детстве. (Cм. стр.90) 3 Парная/ проверка учителя
2 4. Прочитай и запиши с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” высказывания современников и литературоведов об отношениях Лескова с учёбой в юношеские годы. (Cм. учебник, стр. 90-91) 3 Работа в паре/проверка учителя
2 5. Прочитай и представь с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” характерные черты внешнего облика и поведения Лескова. Как описывают современники кабинет писателя? Можно ли по описанию жилища понять человека? Что обусловило самобытность характера писателя? 7 Индивидуальная/ оценка учителя
3 6. Прочитай с.92-94 учебника и представь с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” основные особенности творчества Н.С. Лескова. 10 Индивидуальная/ оценка учителя
4 7. Проанализируй все прочитанное о Лескове на стр. 87-94 и выведи с помощью техники “Определение”, что, с точки зрения Лескова, составляет “нравственный кодекс литератора”. (Новое знание: нравственный кодекс литератора) 3 Индивидуальная/ оценка учителя
5 8. Передай с помощью техники “Синквейн” особенности художественного мира писателя Н.С.Лескова. (Новое: художественный мир писателя) 2 Индивидуальная/ оценка учителя
6 9. Порассуждай, современны ли в наше время слова Лескова: “…человек живет словами, и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова”. Оцени ситуацию: ты получил за четверть по литературе “2”, какие слова найдутся у твоих родителей для тебя, какими словами живет ваша семья? 5 Индивидуальная/ оценка учителя
  Домашнее задание: прочитать “Леди Макбет Мценского уезда”    

Примерный ответ учащегося.

Уровни Учебное задание Время Организационная форма/ форма оценивания
1 1. “Сказ о тульском Левше” 2 Работа в паре/ самопроверка по ключу
2 2. Хронология жизни и творчества Н.С.Лескова

1831, 4 (16) февраля – родился в селе Горохово Орловской губернии. Род происходит из духовенства.

1841 – 1846 – учился в Орловской гимназии, но бросил её, чтобы начать самостоятельную жизнь.

1847 – служба в Орловской палате уголовного суда.

1853 – неожиданно для родственников женился на дочери киевского состоятельного коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой.

1860 – газета “Санкт-Петербургские ведомости” - первые статьи экономического и социально-бытового характера.

1862 – напечатаны первые литературные произведения и повести. Лесков – писатель.

1865 – брак с Е.С.Бубновой. Публикация “Леди Макбет Мценского уезда”.

Конец 70-х годов – разошёлся со второй женой и до конца дней оставался одиноким.

1889-1890 - собрание сочинений в десяти томах.

1895, 21 февраля (5 марта) – умер в Петербурге.

Вывод: Лесков рано стал самостоятельным. В конце жизни ощущал одиночество.

10 Индивидуальная/ проверка учителя
2 3. Высказывания Н.С.Лескова о своем детстве (см. стр.90).

“Я был адъютантом старушки с самого раннего возраста. Еще с шести лет с ней отправился в первый раз в Л-скую пустынь на рыжих её кобылках и с тех пор сопровождал её каждый раз, пока меня десяти лет отвезли в губернскую гимназию. Поездка по монастырям имела для меня очень много привлекательного….постоялый двор, знакомые дворники, бабы, просторные вагоны – всё это пленяло меня и имело для меня обаятельную прелесть”.

Вывод: с детства полюбил путешествия, опоэтизированные рассказами бабушки.

3 Парная/ проверка учителя
2 4. Отношения Лескова к учёбе.

А.Аннинский: “В гимназии он никогда не был хорошим учеником, манкировал, отлынивал, получал переэкзаменовки, бросил гимназию, не доучившись”.

Век живи – век учись.

Вывод: Несмотря на то, что Лесков всю жизнь занимался самообразованием, получил позднее репутацию книгочея-эксперта, но всю жизнь беспощадно судил себя за то, что смолоду не хотел учиться.

3 Работа в паре/проверка учителя
2 5. Черты внешности Лескова и описание его кабинета.

Современники о внешности: “ в молодости был красив, и в 53 года был породистый, полный, среднего роста, приятный человек, с движениями медленными и даже важными. Особенно хороши были своим выражением его небольшие карие глаза: умные, живые, проницательные, иногда лукаво-насмешливые, они легко загорались гневом и огнем, когда он начинал сердиться или слышал пошлость и несправедливость, которых не могла выносить его благородная душа. Был по характеру сложный человек: в нём уживались самые противоречивые контрасты. По природе очень добрый и чуткий , он на вид казался суровым, властным и не совсем естественным, что многие ставили ему в вину и называли позером и фарисеем”.

(Е.Борхсениус, жена врача писателя)

Описание кабинета Лескова: “…весь кабинет Лескова был убран всевозможными редкостями, он часто говорил, что ему решительно невозсожно работать в “комнате с голыми стенами””. (В.Русаков, книгоиздатель)

“…я находился в музее раритетов – старые картины и старинные образа, оружия, статуэтки, часы-куранты, фолианты и всевозможные курьезы, вплоть до “зуба Бориса и Глеба…”. (Ф.Фидлер)

Вывод: “Этот человек похож на изящного француза и в то же время на попа-расстригу”. (А.П.Чехов)

7 Индивидуальная/ оценка учителя
3 6. Особенности творчества Н.С.Лескова.

Лесков о своем творчестве:

“Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”. “…мои священники говорят по-духовному, нигилисты – по-нигилистически, мужики – по-мужицки, выскочки и скоморохи – с выкрутасами…”.

Вывод: Н.С.Лесков - непревзойденный мастер слова. “Язык он знал чудесно, до фокусов”. (М.Горький). Н.С.Лесков, по словам Л.Н.Толстого, сделал правду более занимательной, нежели вымысел.

10 Индивидуальная/ оценка учителя
4 7. Нравственный кодекс литератора Н.С.Лескова: “Сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателям положительные типы русских людей”. 3 Индивидуальная/ оценка учителя
5 8. Передай с помощью техники “Синквейн” особенности художественного мира писателя Н.С.Лескова. (Новое знание: художественный мир писателя).

Синквейн:

  1. Художественный мир Н.С.Лескова.
  2. Реалистичный, народный.
  3. Воспевает, раскрывает, поэтизирует.
  4. Он создавал образ русского человека.
  5. Россия.
2 Индивидуальная/ оценка учителя
6 9. Порассуждай, современны ли в наше время слова Лескова: “…человек живет словами, и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова”. Оцени ситуацию: ты оказался в трудной ситуации, какие слова найдутся у твоих родителей для тебя, какими словами живет ваша семья? 5 Индивидуальная/ оценка учителя

Требования к уроку, спроектированному по модели “Перевёртыш”. (Приложение 2).

Форма оценивания:

Оценка “3” - задания 1-3 уровня

Оценка “4” - задания 4-5 уровня

Оценка “5” - задания 6 уровня

Источники:

1. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/Г.Г.Лукпанова, В.В.Савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416 с.

2. Рудик Г.А. Центр Современной педагогики “Обучение без границ”. Модуль 3. “Современный урок”. – 2010. – Канада: Монреаль.

3. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. - Костанай, 2010.

4. Педагогика 21-го века на пороге школы. Информационно-методический дайджест./А.А.Жайтапова, Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева. – Алматы.- 2009. – 304 с.