Базовый учебник/
Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/ Г.Г.Лукпанова, В.В.Савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416 с., с илл.
Содержание урока: Н.С.Лесков – человек и писатель, основные моменты биографии и творчества, особенности художественного мира.
Каталог компетенций, формируемых на уроке.
- Базовая компетенция: умение учиться.
- Составляющая компетенция: уметь конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы.
- Метод, прием, операция, средство/цикл: уметь выполнять технику “Конспектирование и структура конспекта”.
Социализация цели.
- “Природа”: обеспечение устойчивого развития.
- “Общество”: проявление индивидуального мыслительного потенциала.
- “Я”: как научиться конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта”
Современный урок русской литературы, спроектированный по заданной цели.
Чему следует учить на современном уроке? (Приложение 1)
Учебные задания к уроку, разработанные в соответствии с таксономией Блума.
Уровни | Учебное задание | Время | Организационная форма/ форма оценивания | ||||
1 | 1. Вспомни и запиши названия изученных произведений Н.С.Лескова. | 2 | Работа в паре/ самопроверка по ключу | ||||
2 | 2. Прочитай текст учебника на стр.87-89 и
запиши основные положения статьи “Хронология
жизни и творчества Н.С.Лескова” с помощью
техники “Конспектирование и структура
конспекта”: А – основная запись, Б – место для
восстановления пропусков и дополнения; В – место
для обобщения и выводов.
|
10 | Индивидуальная/ проверка учителя | ||||
2 | 3. Проиллюстрируй с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” высказывания Н.С.Лескова о своем детстве. (Cм. стр.90) | 3 | Парная/ проверка учителя | ||||
2 | 4. Прочитай и запиши с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” высказывания современников и литературоведов об отношениях Лескова с учёбой в юношеские годы. (Cм. учебник, стр. 90-91) | 3 | Работа в паре/проверка учителя | ||||
2 | 5. Прочитай и представь с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” характерные черты внешнего облика и поведения Лескова. Как описывают современники кабинет писателя? Можно ли по описанию жилища понять человека? Что обусловило самобытность характера писателя? | 7 | Индивидуальная/ оценка учителя | ||||
3 | 6. Прочитай с.92-94 учебника и представь с помощью техники “Конспектирование и структура конспекта” основные особенности творчества Н.С. Лескова. | 10 | Индивидуальная/ оценка учителя | ||||
4 | 7. Проанализируй все прочитанное о Лескове на стр. 87-94 и выведи с помощью техники “Определение”, что, с точки зрения Лескова, составляет “нравственный кодекс литератора”. (Новое знание: нравственный кодекс литератора) | 3 | Индивидуальная/ оценка учителя | ||||
5 | 8. Передай с помощью техники “Синквейн” особенности художественного мира писателя Н.С.Лескова. (Новое: художественный мир писателя) | 2 | Индивидуальная/ оценка учителя | ||||
6 | 9. Порассуждай, современны ли в наше время слова Лескова: “…человек живет словами, и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова”. Оцени ситуацию: ты получил за четверть по литературе “2”, какие слова найдутся у твоих родителей для тебя, какими словами живет ваша семья? | 5 | Индивидуальная/ оценка учителя | ||||
Домашнее задание: прочитать “Леди Макбет Мценского уезда” |
Примерный ответ учащегося.
Уровни | Учебное задание | Время | Организационная форма/ форма оценивания |
1 | 1. “Сказ о тульском Левше” | 2 | Работа в паре/ самопроверка по ключу |
2 | 2. Хронология жизни и
творчества Н.С.Лескова 1831, 4 (16) февраля – родился в селе Горохово Орловской губернии. Род происходит из духовенства. 1841 – 1846 – учился в Орловской гимназии, но бросил её, чтобы начать самостоятельную жизнь. 1847 – служба в Орловской палате уголовного суда. 1853 – неожиданно для родственников женился на дочери киевского состоятельного коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. 1860 – газета “Санкт-Петербургские ведомости” - первые статьи экономического и социально-бытового характера. 1862 – напечатаны первые литературные произведения и повести. Лесков – писатель. 1865 – брак с Е.С.Бубновой. Публикация “Леди Макбет Мценского уезда”. Конец 70-х годов – разошёлся со второй женой и до конца дней оставался одиноким. 1889-1890 - собрание сочинений в десяти томах. 1895, 21 февраля (5 марта) – умер в Петербурге. Вывод: Лесков рано стал самостоятельным. В конце жизни ощущал одиночество. |
10 | Индивидуальная/ проверка учителя |
2 | 3. Высказывания Н.С.Лескова о
своем детстве (см. стр.90). “Я был адъютантом старушки с самого раннего возраста. Еще с шести лет с ней отправился в первый раз в Л-скую пустынь на рыжих её кобылках и с тех пор сопровождал её каждый раз, пока меня десяти лет отвезли в губернскую гимназию. Поездка по монастырям имела для меня очень много привлекательного….постоялый двор, знакомые дворники, бабы, просторные вагоны – всё это пленяло меня и имело для меня обаятельную прелесть”. Вывод: с детства полюбил путешествия, опоэтизированные рассказами бабушки. |
3 | Парная/ проверка учителя |
2 | 4. Отношения Лескова к учёбе. А.Аннинский: “В гимназии он никогда не был хорошим учеником, манкировал, отлынивал, получал переэкзаменовки, бросил гимназию, не доучившись”. Век живи – век учись. Вывод: Несмотря на то, что Лесков всю жизнь занимался самообразованием, получил позднее репутацию книгочея-эксперта, но всю жизнь беспощадно судил себя за то, что смолоду не хотел учиться. |
3 | Работа в паре/проверка учителя |
2 | 5. Черты внешности Лескова и
описание его кабинета. Современники о внешности: “ в молодости был красив, и в 53 года был породистый, полный, среднего роста, приятный человек, с движениями медленными и даже важными. Особенно хороши были своим выражением его небольшие карие глаза: умные, живые, проницательные, иногда лукаво-насмешливые, они легко загорались гневом и огнем, когда он начинал сердиться или слышал пошлость и несправедливость, которых не могла выносить его благородная душа. Был по характеру сложный человек: в нём уживались самые противоречивые контрасты. По природе очень добрый и чуткий , он на вид казался суровым, властным и не совсем естественным, что многие ставили ему в вину и называли позером и фарисеем”. (Е.Борхсениус, жена врача писателя) Описание кабинета Лескова: “…весь кабинет Лескова был убран всевозможными редкостями, он часто говорил, что ему решительно невозсожно работать в “комнате с голыми стенами””. (В.Русаков, книгоиздатель) “…я находился в музее раритетов – старые картины и старинные образа, оружия, статуэтки, часы-куранты, фолианты и всевозможные курьезы, вплоть до “зуба Бориса и Глеба…”. (Ф.Фидлер) Вывод: “Этот человек похож на изящного француза и в то же время на попа-расстригу”. (А.П.Чехов) |
7 | Индивидуальная/ оценка учителя |
3 | 6. Особенности творчества
Н.С.Лескова. Лесков о своем творчестве: “Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”. “…мои священники говорят по-духовному, нигилисты – по-нигилистически, мужики – по-мужицки, выскочки и скоморохи – с выкрутасами…”. Вывод: Н.С.Лесков - непревзойденный мастер слова. “Язык он знал чудесно, до фокусов”. (М.Горький). Н.С.Лесков, по словам Л.Н.Толстого, сделал правду более занимательной, нежели вымысел. |
10 | Индивидуальная/ оценка учителя |
4 | 7. Нравственный кодекс литератора Н.С.Лескова: “Сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателям положительные типы русских людей”. | 3 | Индивидуальная/ оценка учителя |
5 | 8. Передай с помощью техники
“Синквейн” особенности художественного мира
писателя Н.С.Лескова. (Новое знание:
художественный мир писателя). Синквейн:
|
2 | Индивидуальная/ оценка учителя |
6 | 9. Порассуждай, современны ли в наше время слова Лескова: “…человек живет словами, и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова”. Оцени ситуацию: ты оказался в трудной ситуации, какие слова найдутся у твоих родителей для тебя, какими словами живет ваша семья? | 5 | Индивидуальная/ оценка учителя |
Требования к уроку, спроектированному по модели “Перевёртыш”. (Приложение 2).
Форма оценивания:
Оценка “3” - задания 1-3 уровня
Оценка “4” - задания 4-5 уровня
Оценка “5” - задания 6 уровня
Источники:
1. Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/Г.Г.Лукпанова, В.В.Савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416 с.
2. Рудик Г.А. Центр Современной педагогики “Обучение без границ”. Модуль 3. “Современный урок”. – 2010. – Канада: Монреаль.
3. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. - Костанай, 2010.
4. Педагогика 21-го века на пороге школы. Информационно-методический дайджест./А.А.Жайтапова, Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева. – Алматы.- 2009. – 304 с.