Цель урока:
- показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- показать значение творчества Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.
Оборудование урока: портреты “бардов”, сборники авторских песен, записи песен.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщение учеников, прослушивание песен и комментарии к ним.
ХОД УРОКА
Былым защитникам Державы,
Нам не хватало Окуджавы. Давид Самойлов.
Смерть Высоцкого не только потеря для русской поэзии - это потеря для русского языка .Высоцкий не заимствовал и не стилизовал, он создавал: творил свой мир и свой язык. Иосиф Бродский.
Слово учителя.
Поэтический “бум” времен “оттепели”, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой “авторской” песни.
Авторская песня стала общественным движением 50-60-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни “неофициальные”, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенные в стихотворный.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.
Индивидуальное задание “Авторская песня”.
Слово учителя.
Не каждому дарит судьба случай родиться в день всенародного праздника. К тому же такого, как День Победы. И, словно в подарок, который год звучит в этот день на военных парадах написанный для фильма “Белорусский вокзал” и подхваченный многими марш, сочиненный однажды:
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим!
Биография и творчество Б.Ш. Окуджавы (1924–1997).
(Индивидуальное задание)
Слово учителя.
Поистине, тюрьмой, адом обернулся для России ХХ века тот “рай”, который сулили ей власть имущие, и Высоцкий говорит об этом с присущей ему поэтической трезвостью. В сюжете “Райских яблок” звучит и сильная лирическая нота, свидетельствующая о глубоко личном переживании народной трагедии, вызывающая в памяти мотивы “Коней привередливых” (1972) и других песен “гамлетовской” эпохи, начала 70-х, когда поэт много размышлял о своей судьбе, о смерти…
Высоцкий, от природы наделённый многими талантами, обладал и одним из “самых трудных”- дружить. И какое необыкновенное счастье было дружить с ним.
Из воспоминаний Марины Влади (отрывок из книги “Владимир или прерванный полёт).
“В своих отношениях с людьми Володя умел держаться как-то так по-особому непринуждённо и просто. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало аналогичную ответную реакцию”.
Исполняется песня “О друге”.
Кинороли Высоцкого- часть его трудов, его исканий. Его жизни и его судьбы. Говоря о своей работе в кино, В. Высоцкий называл такие цифры: снимался в фильмах, в 12 исполнял главные роли, для 10 фильмов написал песни.
“И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых…” Кони, уносящие героя в потусторонний мир и возвращающие обратно-фольклорный образ, одно из подтверждений устойчивого интереса художника к народному поэтическому творчеству, к мифу, к первоосновам национального сознания, ставшим мощным фундаментом всего творчества Высоцкого.
Высоцкий, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты. Его талант был многогранен и многосклонен. Он писал стихи и песни, прозу и сценарии. И ранняя смерть помешала нам увидеть новые роли на сцене и в кино.
Так кем же он всё-таки был- В.Высоцкий? Кем он был больше всего? Актёром? Поэтом? Певцом? Можно точно сказать, что он был личностью, явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.
Последнее стихотворение В. Высоцкого посвящено Марине Влади: “И снизу лёд, и сверху”.
Чтение стихотворения.
Из воспоминаний М. Влади.
“В четыре часа утра 25 июля 1980 года я просыпаюсь в поту… На подушке - красный след, я раздавила огромного комара… Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. “Володя умер”. Вот и всё два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лёд, тебе не удалось разбить его”.
Жизнь творчество Олега Митяева. (Индивидуальное задание)
Прослушивание песен.
Слово учителя.
В 80–90-е годы авторская песня не дала новых крупных имен. Кризис жанра отчасти обусловлен изменением всей общественной атмосферы, как бы отменившим прежний статус поэтического слова. Однако своеобразную молодежную ветвь жанра можно видеть в бард-роке (Б. Гребенщиков, А. Башлачев и другие).