Ни для кого сегодня не секрет, что Пётр Васильевич Лебеденко стал для многих людей своего и последующих поколений любимым писателем. Читатели и критики отмечают характерные для его книг живость изображения, чувство сопричастности автора всему описываемому, безукоризненное владение материалом, которое даётся только жизнью.
Пётр Лебеденко – лауреат литературных конкурсов, обладатель премии ВЦСПС и Союза писателей СССР, руководитель Ростовской областной писательской организации. За активное участие в развитии советской литературы он награждён орденом Ленина, орденами Трудового Красного знамени и “Знак почёта”. По мотивам его произведений поставлены телеспектакли, сняты художественные фильмы. Сборник “Сказки Тихого Дона”, роман “Льды уходят в океан” включены в региональный компонент Государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004).
Родился Пётр Лебеденко в 1916 году в городе Сарапуле Удмуртской АССР. Детство его прошло в Азове, древнем городе на взморье; там он катался с товарищами-подростками в утлой лодочке по бесчисленным гирлам Дона, ловил рыбу, до черноты загорал на горячем песке, мечтал о немыслимых приключениях, о подвигах, о полётах в небесную синь. Он не был беспочвенным мечтателем. Окончив Батайское авиационное училище Гражданского воздушного флота, Лебеденко до войны работал лётчиком на Урале, а в 1942 году ушёл на фронт. Там, в сражениях великой войны, он много пережил. До восьмисот боевых вылетов числится за военным лётчиком Петром Лебеденко. Днём, ночью, в бурю, в метель приходилось ему летать, пересекая отмеченный огнём и дымом передний край, испытывать волю.
Как военный лётчик, Лебеденко много раз летал к польским партизанам, доставляя им боеприпасы, медикаменты, питание. Он был связан с польским партизанским штабом, вывозил раненых воинов, бесперебойно осуществлял связь с Большой землёй. Советское командование и польское правительство высоко оценило воинский подвиг лётчика: он был награждён боевым орденом Красного знамени, двумя орденами Отечественной войны, польским орденом “Серебряный крест заслуги” и многими военными медалями.
Однако он был не только лётчиком. Уже с первых страниц понимаешь, что перед тобой художник слова, причём художник талантливый, зоркий, острый. Пётр Лебеденко - один из немногих писателей, которым по плечу решать проблему положительного героя. Многие персонажи его книг – люди сильные и благородные, люди суровой борьбы не только с идеологическими противниками, но и со своими слабостями и заблуждениями. В многочисленных повестях и романах писатель ставит ряд нравственных проблем: долга, верности Родине, близким людям и своим убеждениям, ответственности за всё происходящее, выбора нравственных ориентиров.
Также замечено: автор тяготеет к показу героических сторон нашей действительности. Его повести “В дальнем лимане”, “Шхуна “Мальва”, “Клуб отважных”, “Компас” рассказывают о детях разных возрастов, но всех их объединяет чувство преемственности поколений, восхищение героическим прошлым своего народа. Читая эти произведения, мы отчётливо понимаем главное: нельзя победить, нельзя поставить на колени тот народ, у которого на защиту Родины встают даже дети.
Прикасаясь к незабываемым страницам истории, писатель в романе “Красный ветер” старается как можно зримее передать тот особенный подъём интернациональной солидарности, охватившей сердца и умы людей в годы II мировой войны. В центре внимания – судьбы военных лётчиков, рвущихся в Испанию добровольцами, чтобы защитить Республику, помочь ей в борьбе с фашизмом.
Роман “Четвёртый разворот” увидел свет в 1970 году. Это по-своему любимое автором произведение, в которое вложен богатый личный опыт лётчика военной и гражданской авиации. В то же время это и роман-обобщение, в котором представители лётных династий разных лет олицетворяют собой целые поколения пилотов – людей с большой буквы, для которых небо стало в предвоенные годы символом романтики новой жизни, возмездия во время войны и верности идеалам отцов в послевоенное время.
Наряду с книгами о героическом прошлом страны, Пётр Лебеденко создаёт ряд произведений о человеке труда. Это романы “Льды уходят в океан”, “Дважды жить не дано”, “Чёрные листья”. Роман “Чёрные листья” показывает читателю, сколь значительные процессы происходят в сфере современного писателю производства, как внедряются новые формы организации труда, люди становятся настоящими хозяевами на рабочем месте. Увлечённо и напряжённо работая над романом, писатель долгое время жил рядом с будущими своими героями в городе Шахты, сдружился с прославленной бригадой Михаила Чиха, кропотливо изучал специфику горняцкого труда, дела и настроения шахтёров. Главную мысль книги выражает один из персонажей Павел Селянин: “Сейчас для нас уголь – это золото. Все это понимают? Тогда надо понять и другое: каждый из нас в отдельности и все вместе отвечают за то большое дело, которое нам доверили…”.
Роман “Льды уходят в океан” (1965) рассказывает нам о молодых сварщиках, докерах одного из крупных портов Крайнего Севера. Стоит отметить, что это произведение, в отличие от имевших место в нашей литературе “производственных романов”, обращено скорее к морально-этической, нравственной стороне затрагиваемых проблем. Это и выбор жизненного пути, и становление характера человека, и понятие об истинном и ложном героизме, ответственное отношение к своему делу и окружающим людям, а главное – выбор нравственных ориентиров.
Жизнь главного героя Марка Талалина, драматическая история его любви к Марине, взлёт и нравственное падение бригадира электросварщиков Ильи Беседина, тонко и тщательно, с художественной глубиной выписанный образ секретаря парткома, бывшего лётчика Петра Смайдова, споры, столкновения, борьба за рабочую честь – всё это делает роман “Льды уходят в океан” книгой нужной, заметной, и, пожалуй, никто из читателей не останется равнодушным, всматриваясь в характеры изображённых автором людей.
Уже с первых страниц книги мы видим мир сложных взаимоотношений молодых сварщиков Марка Талалина и Марины Саниной. Многолетняя дружба, родство душ и, возможно, любовь разрушены мимолётной интрижкой между Мариной и капитаном нефтеналивного танкера Зарубиным. Марк воспринимает поведение Марины как предательство, которое нельзя простить. Но за два года разлуки поутихла боль. “Теперь всё, что тогда произошло на танкере, представлялось не таким уж значительным и страшным”. И Марк решается вернуть друга, едет вслед за Мариной на Север.
Автор очень ярко, в мельчайших деталях передаёт душевное состояние героев во время разлуки и потом, через два года, когда оба они понимают, что в их отношениях уже не будет той искренности и того доверия, которое было раньше. Надо начинать новую жизнь, и в этом Марку помогут люди, оказавшиеся рядом в тот момент, когда он сидел один на берегу северной реки, не зная, что делать и как жить дальше. Это крановщик, “сын тундры” Степан Ваненга, будущий моряк Саня Кердыш, сварщица Людмила Хрисанова.
На первый взгляд, всё у них хорошо: Саня готовится выйти в море, которым он грезит с детства; Людмила считается лучшей сварщицей в городе и пользуется заслуженным авторитетом не только на рабочем месте, но и среди близких ей людей; Степан Ваненга занимается любимым делом. Но в жизни каждого из них своя трагедия: одни не могут определиться с выбором жизненного пути, другие сталкиваются с предательством, обмануты любимыми.
Была у ненца Ваненги девушка Райтынэ. “Самая красивая девушка на свете… Ух, как любили друг друга! И обещали друг другу: будем жениться. Чтоб всегда вместе! Всю жизнь… А потом приехал Вынукан. Молодой зоотехник из Архангельска. И Райтынэ ушла от Стёпы, полюбила Вынукана… Сразу опустела тундра. Не так быстро стали бегать олешки. Не так красиво пела теперь пурга… Выйдет Степан Ваненга из дому, пойдёт подальше в тундру, остановится, слушает. Воет ветер, воют голодные волки. У-уй, тоска какая!.. Бежать хочется. От тундры бежать, от тоски, от себя”. Для Стёпы нет ничего хуже предательства. Когда в разговоре с Мариной он узнаёт о причине её разлуки с Талалиным, прямо ей говорит: “Шибко плохо ты сделала, коли так”. Потому что главное для него – честность. “Песня ненца бесхитростна, как его жизнь. В ней может звучать и радость, может тягуче, как гнус, стонать горе, в песне ненца может быть всё, кроме фальши”.
Огромное разочарование испытывает Ваненга, когда видит, что любимая девушка Сани Кердыша Людмила отдаёт предпочтение Марку Талалину. Он не может понять, как смеет человек, которого любят, выбрать другого. Нелегко и Марку с Людмилой. Она понимает, что делает больно Кердышу, и в то же время осознаёт, что не сможет быть с ним вместе из жалости, потому что это нечестно.
Обманутым в романе оказывается и Пётр Смайдов, секретарь парткома. Жена Смайдова увлечена молодым композитором Артуром Домбричем. Рано говорить о нравственном падении Полины. Она сама не знает, кого ей выбрать и нужно ли выбирать. Пётр уверен, что без своей Полянки он не сможет жить, однако не вмешивается в её отношения с Домбричем, считая себя не вправе диктовать жене её поступки. На помощь всё отдаляющимся друг от друга супругам приходит отец Полины, который встречает Домбрича в лесу и запрещает ему приближаться к Смайдовым.
Важно, что, описывая сложные взаимоотношения героев, автор старается не выносить им приговор за совершённые ошибки, а даёт возможность исправиться, нравственно очиститься, получить душевный покой и прощение. Это доказывает финал романа: в семье Смайдовых восстанавливается мир, Марк женится на Людмиле, а Стёпа Ваненга возвращается в тундру, беря в жёны любимую Райтынэ. Не встречает сочувствия лишь бывший бригадир сварщиков Илья Беседин. За то, что бросил беременную девушку Дашеньку, он получает публичное осуждение и презрение окружающих.
Не менее важна в романе проблема истинного и мнимого героизма. М.Горький писал: “В жизни всегда есть место подвигу”. Подвиг совершает Пётр Смайдов: во время пурги в тундре он вылетел на самолёте в стойбище, чтобы спасти больного мальчика. В пути произошла авария, и Смайдов едва остался жив, потеряв руку. Но если бы ему представился случай вернуть тот день, он, не задумываясь, снова полетел бы.
Крановщик Саня Кердыш в лютый мороз карабкается на строительный кран, давая остальным рабочим пример стойкости и мужества: ведь от каждого из них зависит, уйдет ли вовремя ценный груз туда, где его ждут.
Бригада Талалина трое суток, не смыкая глаз, заваривает разошедшиеся швы на судне из Вьетнама.
Илья Беседин тоже попадает в список героев. И работник отличный, и план перевыполняет, и о бригаде заботится; Даже сварщика Харитона Езерского, заблудившись в тундре, не бросил. Но почему-то у читателя этот персонаж не вызывает восхищения. Автор противопоставляет Беседина другим героям. Если Талалин работает, потому что чувствует ответственность перед собой и обществом, то Беседин трудится ради хорошего заработка и фотографии в газете.
Портовый врач Смолин поднимается на качающуюся башенку крана, чтобы спасти замерзавшего крановщика. А Илья, заблудившись в пургу, не бросает Харитона потому, что сам боится остаться один. В разговоре с Марком он не стесняется признаться: “Почему не бросил? Потому что с меня спросили бы за него. Сказали бы: “Спасал свою шкуру!” Сказали бы?
- Наверно. Но ты и сам не простил бы себе, если бы…
- Что – сам?! – раздраженно бросил Беседин.- Самому с собой всегда можно договориться”.
Такая философия, считает автор, неприемлема для настоящего человека. И, возможно, поэтому Беседин в дальнейшем начинает уважать Талалина и втайне им восхищаться, а подхалима Езерского держит на расстоянии.
На страницах романа Лебеденко показывает, какие люди могут стать примером для молодежи (Смайдов, Талалин, Кердыш), а каких нужно избегать (Езерский, Беседин, начальник Лютиков). В этом плане роман выполняет огромную воспитательную функцию.
Для подтверждения мысли о том, что каждый человек должен ответственно подходить к своим поступкам, считаться с законами милосердия и гуманности, автор вводит в повествование историю семьи Полины Смайдовой.
Жили ее предки в глухой сибирской деревушке. Дед Полины Федот Гуляев считал: “Человек произошел не от Бога, а от зверя”. Звериной злобой он пылал ко всем, в страхе держа семью, враждуя с соседями, не признавая никакой власти.
Случилось зайти в деревню молодому комсомольцу. Собиралась пурга, крепчал мороз, а у парня лыжа сломана. Вот и стал он стучать в избы кержаков, надеясь на приют. Ни один не открыл дверь. Из каждого окна злобно глядели хозяева, злорадствовали. Брат Федота Прохор предложил: “Пальнуть в него с берданы, штоб не шлялись тут всякие. А потом в Комлу. И делу конец”.
Один Захар, сын Фёдора, предложил пустить комсомольца, но за это был избит отцом. Когда он узнал, что тот парень замёрз в тайге, он ушёл из дома. Поражают слова, написанные отцу на прощанье: “А прощения моего тибе и Анисье за загубленного человека не будет во веки веков. Зверями вы жили, зверями и помрёте”. Захар и его жена находят своё счастье в тайге, вдали от родных, которые из-за беспричинной злобы ко всем людям стали им врагами.
Можно долго говорить о мастерстве автора и достоинствах книги. Заслуживают внимания эпизоды, рассказывающие о труде сварщиков и моряков, прекрасные пейзажные зарисовки (описания тундры, тайги, Северного Ледовитого океана), ярко и достоверно изображённые характеры русских людей. Надеемся, современный читатель найдёт для себя в романе то, что поможет ему в формировании ключевых черт личности, в выборе жизненного пути, а главное – в определении для себя нравственных ориентиров, без которых нельзя быть полноправным членом общества, нельзя стать настоящим человеком.
Литература
- Буханцов Н. Высокое мужество, Ростов-на-Дону, 1987.
- Лебеденко П. Избранные произведения: В 3 т., Т.1. Льды уходят в океан. - Ростов-на-Дону, 1987.