Урок литературы в 11-м классе "Два берега одной реки. Тенденции современной литературы"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Старшие классы в средней школе №24 - это классы предвузовской подготовки. Поэтому учебный процесс организован в них по принципу: лекции - семинар - практическое, аналогично вузовским занятиям. Разумеется, каждый этап цепочки ставит перед учеником и учителем свою цель. Назначение лекции - собрать воедино обширный информационный материал, поставить глобальные вопросы, определить генеральное направление дальнейшей работы на семинарских и практических занятиях. Литература последних десятилетий, т.е. та, которую мы и называем современной, вызывает много споров, вопросов и сомнений. Изучать ее трудно и ребенку, и учителю. Однако пройти мимо нельзя, ведь именно эти произведения отражают муки, метания и сомнения современного человека. Поэтому целями этого урока - лекции являются:

  • Познакомить с творчеством современных прозаиков В. Крупина и Л. Петрушевской.
  • Развивать способность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе.
  • Формировать систему мировоззрения на основе личностного выбора каждого.

Два берега одной реки. Тенденции современной литературы.

Рожденные в года глухие, пути не помнят своего.
А. Блок.

Поэт написал эти слова почти век назад и вот снова переломная эпоха…

Конец XX – начало XI века был обозначен целой цепочкой слов с приставкой рас(раз): раскол, разрыв, разъединение, развал и т. д. Все они символизируют развал всемогущей державы с вытекающими отсюда последствиями: экономический кризис, политический с правовым беспределом и привычной уже тревогой за завтрашний день. Кризис культуры за всем этим отошел на второй план. И вот я уже так часто слышу от вас вопрос: “Литература? Современная? А разве она есть? И разве нужна современному человеку литература...” А разве современный человек отменил жизнь души и сердца? Разве он менее раним и менее нуждается в утешении и наставлении? Конечно же, литература не умерла, она есть, более того, как на рубеже XIX и XX вв., настолько многогранна и многолика, что разобраться во всем и охватить все почти невозможно. Поэтому основным течением современной литературы и посвящена сегодня лекция, цель которой

Не столько дать обзор современной литературы, сколько разобраться в особенностях двух ведущих направлений современной прозы и их взаимосвязи с литературой XIX века.

Кстати, а каких современных прозаиков вы знаете?

Сегодня я хочу подарить вам еще одно имя – В. Крупин, представитель так называемого “позитивного направления”. Почему позитивного? А вот в этом и предстоит нам разобраться. Поэтому, по традиции, оставьте в своих тетрадях во время записи место для осмысления, выводов, вопросов.

Почему В. Крупин? У него особый подход к тому, что происходит вокруг и внутри нас, особенный и взгляд соединение земного и небесного. Послушаем небольшой рассказ о его творчестве.

Доклад-сообщение о творческом пути В Крупина.

Можем ли мы говорить уже о сходстве с литературой XIX века.

У Владимира Крупина явно видны параллели с темами XIX в.

    • Национальный русский характер (Н. Лесков, Л. Толстой);
    • “мысль семейная” (Л. Толстой);
    • любовь и христианство (Ф. Достоевский, Л. Толстой)

Таким образом, одной из черт “позитивного направления” является тесная связь с традициями русской литературы.

Подробнее остановимся на произведениях Крупина.

Повесть “Люби меня, как я тебя” – о любви особой, одной на миллион, взаимной, счастливой, трагичной.

Его зовут Александр – москвич, аспирант, одинок и скептичен. Её – Александра – ленинградка, учитель, верящий, искренний и цельный человек.

Рисунок 1

Рисунок 2

Репродукции на доске (В. Попков “Северная песня” и А. Герасимов “Портрет”) в прямом смысле слова не являются иллюстрациями к повести, но помогут вам представить героев, словно выпавших из нашего суетного времени: строгих, взыскательных, погруженных в себя и в свою какую-то светлую печаль от соприкосновения с вечностью. Им было послано чудо: встреча на симпозиуме, ехать на который Александру не хотелось. “Но что-то потянуло…”

И вот первая встреча:

“Я не понял ее возраста, ни того, красива ли она только поразило вдруг ощущение, что стояла рядом Она!”

Какие литературные ассоциации у вас возникли и почему?

(Булгаков, Бунин, Толстой. Именно у них красота внешняя не важна- важно единство души!)

Это один из определяющих моментов всех писателей позитивного направления. Вернемся к произведению.

Затем встречи на концерте, возвращение в Москву и снова приезд в Cанкт-Петербург.

Снова Москва – письма, телефонные разговоры.

Предлагаю вам услышать телефонный диалог героев, записанный на кассету, погрузиться в особую ауру отношений и письменно ответить на вечные вопросы: В чем смысл любви для героев Крупина?; Каков смысл названия повести?

(Один из приемов обратной связи – мини-сочинение, которое создается прямо на уроке).

В повести отражается миропонимание автора. Цель его – не просто показать отношение женщины и мужчины. Авторскую концепцию любви воплощает Александра. “Возлюбить ближнего” – суть жизни героини. Любя Александра, она постигает смысл любви ко всем людям, но понимает, что это тоже лишь ступень к еще более высокой любви -любви к Богу, осознать которую можно лишь только после очищения, прозрения, на пороге в иной мир. Александра предчувствует свою смерть. Она опасно больна и умирает, но для Александра открывает другую реальность, где вместе с горечью смерти есть теперь и радость прозрения. Она действительно для него стала солнышком и поэтому, когда уже после её смерти, Александр выходит из церкви после пасхальной службы, то видит мир преображенным.

Он приобретает гармонию с миром и самим собой, словно получил последний подарок.

Ну, а теперь время вашей аналитической работы. Сформулируйте основополагающие моменты творчества писателей “позитивного направления”, сближающие их с традициями литературы XIX века. Помогут вам в этом вопросы, написанные на доске.

  • Какова роль автора по отношению к читателю ?
 
  • Как устроен мир? Что им правит?
 
  • Каково место человека в этом мире?
 
Рисунок 3

Прежде, чем мы перейдем к анализу особенностей второго направления современной прозы, я предлагаю вам взглянуть на репродукцию картины художника Кичигина “На обочине”.

Рисунок 4

Каковы ваши ощущения?

“Другая” проза, “постмодернизм”, “новая волна” – вот далеко неполный ряд терминов, характеризующих другое направление современной литературы. Направление, которое впитало в себя всю бесприютность и горькое сиротство сегодняшнего дня. Представители нового направления чрезвычайно разнообразны по своим биографическим данным. Т. Толстая, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, В. Нарбикова, В. Пелевин и др. Но все они могли бы подписаться под словами Маканина: “Мы не из поколения Евтушенко и Рождественских, наша молодость прошла в хрущевскую оттепель, в ту пору, когда стало ясно, что все красивые слова о коммунизме – болтовня. Нас давило бремя штиля. Наша жизнь ушла в вату”. Рухнула коммунистическая система ценностей. Что же осталось взамен? Попробуем разобраться, опираясь на рассказ Л. Петрушевской “Свой круг”. Предметом изображения, как и у Л. Н. Толстого, становится обыденная жизнь, но она лишена простоты, естественности и уюта. Жизнь главной героини, от лица которой идет повествование – это круг, по которому можно двигаться до бесконечности. Это показано целым рядом деталей:

    • Традиционными и повторяющимися стали сборы по пятницам у Мариши, где и собирается “свой круг” знакомых (одни и те же люди в течение 10–15 лет). “Десять ли лет прошло в этих пятницах, 15 ли… Все это пролетело мимо…"
    • Традиционны темы, одна из которых – о детях. Но какая разница в отношении к ним! У Крупина главная героиня на вопрос: “Ушла бы она в монастырь?” – отвечает: “…куда ей без детей”. Они для нее – смысл жизни, с ними она ведет “разговоры по душам”, считая это не менее важным, чем уроки, а Петрушевской главная героиня так объясняет общее отношение к ним:
    • “…без детей как то нелепо жить, и не принято было жить, самый эффект заключается в том, чтобы жить с детьми, возиться с кашами, детскими садами, а в ночь на субботу почувствовать себя людьми и загулять на полную мощность…”

    • Традиционные слова: “опять спрашивал”, “все знали, что это игра”, “коронный номер” и т.д.

Но! Постепенно тема бессмысленной суеты узкого круга людей перерастает в Ощущение жестокой бессмысленной жизни вообще.

Рисунок 5

Героиня только что похоронила мать, а теперь у нее самой находят эти же симптомы той же болезни.

Она пройдет по тому же кругу страданий и пройдет она одна, ибо знает: единство людей “ее круга” мнимое, да и в основе отношений людей вообще лежит равнодушие.

Вспомним хотя бы ее рассказ о том, как матери сделали операцию, случайно пришили кишку к брюшине и оставили умирать с не закрывающейся язвой величиной с кулак.

Но!

Есть один вопрос, о котором она говорит спокойно, обыденно среди рассказа о салатах и яблоках, таких дефицитных весной.

Мальчик Алеша, ее сын, которому 8 лет и который после смерти бабушки и дедушки стал писать в постель, останется совсем один! Детский дом? Но он там не сможет! Надо что-то придумать! Но ведь у него есть родной отец?

Однако в повести мы читаем: “Коля, я думаю, вылетел как пробка из нашего семейного гнезда, чтобы не видеть своего облитого мочой сына, на тонких ногах дрожащего в мокрых трусах. Когда Коля в первый раз застал, проснувшись от Алешиного плача, это безобразие, он саданул Алешу прямо по щеке ладонью, и Алеша легко покатился обратно на свою мокрую, кислую постель, но он не очень плакал, поскольку чувствовал даже облегчение, что вот его наказали.”

И она придумала.

Общий сбор друзей у нее на пасху. Она отправляет мальчика одного ночевать на даче, но перед этим потихоньку забирает у него ключ из куртки от домика. А мальчику приказано не звонить ни в коем случае.

Они решили устроить спектакль. Правда, перед этим спектаклем была еще одна попытка. Бывший муж (он тоже среди гостей) вдруг спрашивает в 1-ом часу ночи: “А где Алеша?”. Однако, услышав в ответ: “Гуляет” - равнодушно укладывается на диван.

А потом гости стали расходиться и … “и они все увидели Алешу, который спал, сидя на ступеньках.

Я вскочила, подняла его и с диким криком “Ты что, ты где!” ударила по лицу, так что у ребенка полилась кровь, и он, еще не проснувшись, стал захлебываться. Я начала бить его по чему попало, на меня набросились, скрутили, воткнули в дверь и захлопнули, и кто-то еще долго держал дверь, пока я колотилась, и были слышны чьи-то рыдания и крик Нади:

    • Да я ее своими руками! Господи! Гадина!

И кричал, спускаясь по лестнице, Коля:

    • Алешка! Алешка! Все! Я забираю! Все! К едреней матери куда угодно! Только не здесь! Мразь такая!

Я заперлась на засов. Мой расчет был верным. Они все, как один, не могли видеть детской крови, они могли спокойно разрезать друг друга на части, но ребенок, дети для них святое дело."

Действительно, то, что сделала главная героиня – это ужасно. Зачем? А затем, чтобы не оставить им выбора. Они больше не могли не заметить Алешу. Они должны были сделать выбор: либо стать в глазах своих и других равнодушными подлецами, либо превратиться в благородных людей.

“В суд они не подадут, не такие люди. Алешку будут прятать от меня. Его окружат вниманием. Дольше всех романтически будут любить Алешку Андрей-стукач и его бездетная жена. Таня будет брать Алешку на лето к морю. Коля, взявший Алешку на руки, уже не тот Коля, который ударил семилетнего ребенка плашмя по лицу только за то, что тот обмочился. Мариша тоже будет любить и жалеть маленького, гнилозубого Алешу, не проявляющего талантов даже в малой степени.”

Она тоже, как героиня повести Крупина оставляет единственному дорогому ей существу наследство. Но какое!

Ну а теперь давайте вернемся к нашим вопросам. И увидим принципиально новую философию.

Основные тенденции

Позитивная проза

“Другая” проза

1. Какова роль автора по отношению к читателю? Автор – наставник, посредник между земным и божественным Автор самоустранен. Только изображает факты.
2. Как устроен мир? Что им правит? Миром правит любовь и закон справедливости и единстве всего земного. Жизнь бессмысленно движется по кругу нелепо и жестоко.
3. Каково место человека в этом мире? Человек должен искать гармонию с миром, людьми, природой, богом, самим собой. Абсолютное одиночество.

Домашнее задание.

Мы готовы к тому, чтобы говорить об авторах “другой” прозы персонально.

Следующим будет семинар “Общие тенденции “другой прозы” в творчестве В. Пелевина, Л. Петрушевской, и др. писателей”.

К консультации приготовьте произведения прочитанных авторов (те, которых вам удастся найти) и материал по биографии. А на консультации мы наметим круг вопросов к семинару.