Цели урока:
- рассмотреть проблему сыновнего предательства, выявить авторское отношение к данной проблеме,
- проанализировать образы главных героев, выражающих авторскую позицию;
- совершенствовать умение учащихся анализировать текст, умение сопоставлять эпизоды из разных произведений, умение формулировать проблемы, поднятые авторами; развивать способности суждения и высказывания на основе литературного и исторического материала; связать художественное воплощение темы с историческим развитием России;
- показать, как утверждает Б.Васильев и Ф.Абрамов нравственные ценности жизни.
Методические приемы:
- беседа, выборочное чтение, сопоставление и анализ отдельных эпизодов,
- использование межпредметных связей с историей.
Предварительное домашнее задание:
- прочитать произведения Б.Васильева "Завтра была война" и Ф.Абрамова "Поездка в прошлое";
- определить, в чем произведения схожи;
- определить основную проблему произведений.
Ход урока
На доске тема, эпиграф.
"Нельзя предавать отцов:" (По произведениям Б.Васильева "Завтра была война" и Ф.Абрамова "Поездка в прошлое".)
":Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца".
Б.Васильев "Завтра была война"
_. Беседа по вопросам.
- Прочитайте тему урока и эпиграф.
- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Б.Васильева?
(Одна из основных проблем данных произведений - проблема сыновнего предательства.)
- Почему Васильев и Абрамов в своих произведениях поднимают проблему сыновнего предательства? Чем это грозит любому обществу?
- В каком произведении мы узнаем о последствиях сыновнего предательства?
- "Завтра была война" написана в 1978 году, напечатана в 1984 году в журнале "Юность" (№ 6), "Поездка в прошлое" написана в 1974 году, напечатана в 1989 году в журнале "Новый мир" (№ 5).
- Почему они не были опубликованы сразу?
- О каком периоде в истории нашей страны пишут Васильев и Абрамов?
(Васильев - 1940 год, Абрамов - 1930-е годы.)
- Что вы знаете об этом времени?
- Что узнаем об этом времени из произведений Васильева и Абрамова? Как показана авторами трагедия нашего народа, нашей страны?
("Завтра была война". Доносы. Аресты. Травля детей "врагов народа". Судьба людей старшего поколения, сформировавшегося в годы революции и гражданской войны.
"Поездка в прошлое". Начало своей сознательной жизни Микша связывает с разрушением часовни в 1930 году. Жизнь раскулаченных поселенцев. Доносы. Аресты. Отреченье от отца.)
- Об этом времени пишет и наша землячка Нина Столярова.
За что?
Я что-то в тумбочке искала,
Наткнулась на альбом.
Давно его не открывала,
Забыла как-то я о нем.И вот уж целых два часа
Сижу я над альбомом,
А за окном идет гроза,
Наводит грусть унылым громом.Передо мной мелькают лица
Друзей, знакомых и родных,
Из жизни прошлого страницы.
Как многих нет уже в живых!Но дольше всех я задержалась
Над фотографией отца.
Улыбка нежная сбежала
С его спокойного лица.Стараюсь вспомнить все, что было
В те отдаленные года.
И сердце как-то вдруг заныло...
Так что ж случилося тогда?Сквозь грозовые гулы грома
Передо мною пронеслась
Картина жуткого погрома,
И мать - слезами залилась.Кругом разбросанные вещи,
Из шкафа вынуто белье,
И люди - хмурые, зловещи,
Ворвались, будто бы жулье.За что тогда отца забрали,
За что лишили нас отца?
О, если б мы в то время знали,
Кто носит маску подлеца.За что держали мать полгода
И на допросе каждый раз:
"Бери развод, муж враг народа.
Нельзя раздумывать сейчас".Враг, тот, который с партбилетом
Еще в гражданской воевал?
Ну, как связать все было это?
Какой подлец врагом назвал?Отец, могли ли мы поверить,
Что был ты в чем-то виноват?..
За ним навек закрылись двери.
О, как спокоен его взгляд.Не знаю, где его могила,
Какую принял смерть отец?
Судьба крылом беды накрыла,
Жестокий дав ему конец.
- Как это стихотворение перекликается с произведениями Васильева и Абрамова?
- Итак, время расставляло свои вехи. Рушились не только часовни и храмы, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись привычные представления о добре и зле, о справедливости и подлости, о благородстве и низости. И в своих произведениях Васильев и Абрамов поднимают нравственные проблемы совести, чести, долга, равнодушия человеческого сердца, сыновнего предательства.
- "В тридцать седьмом году отца у Микши посадили. Посадили как пособника международной буржуазии". В 1940 году арестовывают по обвинению в крупной растрате Леонида Сергеевича Люберецкого, отца Вики.
- Как к аресту отнеслись главные герои?
(Микша "не очень сокрушался". Вика верит в невиновность отца, она отказалась перейти жить к Коваленко: "Уйти отсюда - значит поверить, что папа и в самом деле преступник. А он ни в чем не виновен, он вернется, обязательно вернется, и я должна его ждать".)
- В духе того времени и Микшу, и Вику заставляют отречься от отца. Вспомните слова А.Твардовского в поэме "По праву памяти":
А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
- Как поступают герои в этой ситуации?
(Микша отрекся. "И не просто, а с объявлением в областной газете, с отказом от отцовской фамилии".
Вике грозят исключением из комсомола. На помощь ей приходят друзья. Но они не могут понять всей трагедии. Искра в поисках компромисса находит наиболее приемлемую фразу для Вики: "Я осуждаю его: Нет, она не откажется от отца, она, как честный человек, лишь осудит его нечестные дела, и все будет хорошо". Но Вика верит в невиновность своего отца.)
- Почему Вика совершила самоубийство? Может быть она струсила? Был ли другой выход?
(В предсмертном письме Искре она напишет: "Нет, я не струсила, Искра, что бы обо мне ни говорили, я не струсила. Я осталась комсомолкой и умираю комсомолкой, а поступаю так потому, что не могу отказаться от своего отца. Не могу и не хочу". Самоубийство Вики - это протест против всяких компромиссов с совестью. Вместе с книгами Есенина и Грина она пытается передать Искре свою веру в неразрывную связь отцов и детей: "Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца".)
- Почему по-разному поступили герои в одинаковой ситуации?
- Как происходило формирование главных героев Васильева и Абрамова в тоталитарном обществе?
(Вика воспитывалась в семье человека интеллигентного, мягкого, сердечного, много читающего и думающего, озабоченного судьбой любого человека. Развитие личности для него столь же важно, как интересы общества в целом. В своей дочери он сумел воспитать независимость и самостоятельность суждений, а Искру побуждает к размышлениям о доверии к человеку, об искусстве, которое "должно будить мысли, а не убаюкивать их", об истине, которая "не должна превращаться в догму".
У Микши "грамотешки 5 классов". Он безоговорочно верит дядьям, они для него авторитет. "Малых ребятишек до ненависти раскаливали. Я, как себя помню, только и слышишь кругом: кулаки, контра, враги Советской власти". Так и подрастал Микша, лишенный самостоятельного выбора в принятии жизненно важных решений: "А когда дядя Мефодий заговорил с ним: нужно показать революционный пример - отречься от отца, - он и отрекся".)
- Подрастающий человек стремится найти пример для подражания, так было всегда. Какой выбор делают Вика и Микша? О чем этот выбор говорит?
(Выбор очевиден. Вика гордилась своим отцом "открыто и победоносно". Гордилась наградами, многочисленными именными подарками от наркома, "его статьями, его боевыми заслугами в прошлом и его прекрасными делами в настоящем".
Микша всю жизнь "презирал и стыдился своего отца. Презирал за мягкость, за тихость, даже за внешний вид презирал: Да разве сравнишь его с дядьми? Те куда ступят, там и праздник: красные знамена, песни революционные, речи, от которых дух захватывает".)
- Так ли легко далось Микше отречение от отца?
- Почему он пьет? Когда начал пить?
(Пить начал после отречения от отца. Есть еще совесть, он заливает ее водкой.)
- Повидал Микша на своем веку много: был на войне, в лагерях. Но одно было утешение в его жизни - дядя. "Знаменитый дядя, герой гражданской войны, человек, который, как красное солнце, согревал ему душу". Совершив поездку с Кудасовым на Курзию, Микша узнает правду о смерти дяди. О чем поведал ему Кудасов?
(Пьяный дядя изнасиловал пятнадцатилетнюю девочку, которая убирала комендатуру. А ее четырнадцатилетний брат и убил его.)
- Все рухнуло. "Вся жизнь вдребезги, один чад кругом". Микша прозревает. Легко ли приходит прозрение?
(Нет. "Микша схватился за сердце - его так и качнуло в сторону". Вспомнил он предсмертные слова отца, переданные соседкой: "Скажи Никифору, что у отца нету зла на него. Не он виноват. Дядья его таким сделали".)
- Почему он отчаянно ищет людей, знавших и помнивших отца?
- Как встречают его эти люди (бабка Матрена, учитель Усольцев)?
(Бабка Матрена "хоть и давно из ума выжила", но помнит и отца, и мать Микши, а его нет. "Да разве у него сын был? Дочи, кабыть, Анюшка". Учитель Усольцев не простил ему предательство отца: "Нет, Кобылин, не все, что старое, забывается".)
- Почему учитель простил односельчан, донесших на него, но не простил Микшу?
(":Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца".)
- Что узнает Микша об отце спустя много лет?
(Он может гордиться отцом. "Ведь у тебя отец-то, книжки надо писать". "В больших, в больших людях ходил Иван Никифорович. Это теперь-то его люди попризабыли, а тогда что ты - первый человек".)
- А каким Микша запомнил отца?
(Микша запомнил отца плачущим от жалости к своей непутевой жене, от жалости к обреченным лишенцам. Но слезы эти никогда не вызывали сочувствия сына. Не смог он понять и отцовскую фразу, сохранившуюся в памяти: "Да нам кровь твоих дядьев мыть - не отмыть". В этой фразе весь отец, не только страдающий от жалости к людям, но и осознающий свою вину перед ними. Сын должен был разделить эту вину. Но он отрекся от отца, предал его. Однако не проклятием отвечает ему отец, уходя из жизни, а прощением.)
- Что в конце жизни понял Микша?
("И ненавидел его тогда до слез, до исступления. Ненавидел за то, что отец был человеком". Ему теперь ясно, куда нужно теперь идти, - на старое кладбище. "Никогда в жизни он не был на могиле своего отца, никогда в жизни не ронял слезы на погосте возле часовни, а почему? Разве он не сын своего отца?")
- В последней главе Абрамов подбирает к слову старое кладбище еще один синоним. Какой?
(Могильники.)
- Зачем нужен еще один синоним, если в предыдущей главе писатель назвал старое кладбище погостом? Уточните значение слова "могильники".
(Могильники - древнее кладбище.)
- Прав ли автор заметки "Пьянству - бой!", назвав кладбище, где замерз Микша, могильники?
(Выбор этого слова не случаен. Это не древнее кладбище, но люди о нем забыли, хотя здесь похоронены отцы и деды ныне живущих. Беспамятство, бесчувственность, нежелание думать о себе и близких поразили семью - основу общества.)
- Память об отце, ни разу не запятнавшем свою совесть, осветила жизнь Микши. А что вспомнят о нем его дети? Кто им расскажет об отце? А что знают они о своем деде, похороненном на старом кладбище? Какими вырастут дети Микши Кобылина и внуки Ивана Варзумова, дети, о которых ни разу не вспомнил в эти часы их отец?
- А вспомнят ли о Вике Люберецкой?
(Ребята не забывают о Вике. Ее парту передвинули в дальний угол класса, к стене, и теперь за ней никто не сидел. Ходили на могилу, посадили цветы, обложили дерном холмик. Сашка Стамескин, никому ничего не сказав, привез ограду, сваренную на заводе, а Жорка выкрасил эту ограду в самую веселую голубую краску". Приходят ребята и к сломленному несчастьем Леониду Сергеевичу. "За чаем вспоминали о Вике. Вспоминали живую - с первого класса - и говорили, перебивая друг друга, дополняя и досказывая". Вспомнят о ней и стареющие одноклассники, уцелевшие на фронте и выжившие в оккупации.)
- Почему герой Абрамова погибает?
( Микша не сможет жить с таким грузом на душе, так как он всю жизнь не верил ни в Бога, ни в черта, а жил верой в правоту дядьев. Осознав, что они были преступниками, Микша понимает, что его жизнь исковеркана. Теперь даже водка не спасет.)
__. Подведение итога.
- В чем смысл названия произведений "Поездка в прошлое" и "Завтра была война"?
("Завтра была война". О войне говорится немного. Но все повествование пронизано ощущением близящейся трагедии. Она была завтрашним днем героев Васильева. Это подчеркнуто и композицией, и названием. В этом смешении времен есть что-то настораживающее. Современный читатель знает, что ждет этих ребят. Но главное здесь - не драматизм судьбы поколения, а его способность выстоять в любых испытаниях. Именно на человечность проходят испытания герои Васильева. Судьба Вики и ее отца является для них пробным камнем. Интуитивно чувствуя правду, товарищи девочки приняли первый бой за человека в самих себе, и он был выдержан с честью. "Следующим был тысяча девятьсот сорок первый".
"Поездка в прошлое". Заглавие подводит к размышлению о роли прошлого в нашей жизни. Прошлое всегда с нами, оторваться от него невозможно. В прошлом и память поколений, и наши преступления перед совестью. В конце концов прошлое становится нашим судьей. В результате "поездки в прошлое", поездке на место бывшего поселения раскулаченных Микша прозревает. Эта поездка окажется роковой для героя - он погибнет. Но об истинной причине смерти никто из односельчан никогда не узнает.)
- Можно ли найти в этих произведениях точки соприкосновения с жизнью каждого из нас?
___. Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе на одну из предложенных тем.
1. Ответственен ли человек за свои деяния?
2. Совесть, истина, человечность.
3. "Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно:" (А.С.Пушкин)
Литература.
- Абрамов Ф. Собрание сочинений: В 6 т. / Редкол.: Д.Лихачев, В.Распутин и др.; Т.3: Повести, Приложения / Сост., подгот. текста, послесл., примеч. Л.Крутиковой-Абрамовой. - Л.: Худож.лит.,1991.
- Васильев Б.Л. Завтра была война. А зори здесь тихие: Повести. - М.: Политиздат, 1991.
- Литература в школе № 1, 1993 г. / Павлюкевич В.П. "Правда, какая она есть". Рослякова Л.Н. Повесть Ф.Абрамова "Поездка в прошлое" в Х классе.
- Современная русская литература: Анализ произведений школьной программы: Справ. пособие / Сост. Д.И.Довнор, А.И.Запольский. - Мн.: Книжный Дом, 2003.