Тип урока: комбинированный урок.
Метод: эвристическая беседа.
Цель урока:
- Дать характеристику литературному герою.
- Учить умению аргументировано и логично
доказывать свою точку зрения.
Развивать монологическую речь учащихся - Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь разбираться в людях.
ПЛАН УРОКА
- Постановка задач и целей урока.
- Несколько точек зрения, определяющих суть героя.
- Работа с текстом.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Оценка ответов.
СЛОВАРЬ: “Ситуация нравственного выбора”.
ХОД УРОКА:
Слово учителя:
Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.
Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.
Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение.
Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой, наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте- можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги ( А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).
- Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? (“Разгром”, “Конармия”, “Белая гвардия”, “Доктор Живаго”, “Сокровенный человек”, “Тихий Дон”.)
На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.
Роман “Разгром” прочитан. Об истории его
создания, теме, основной мысли был разговор на
прошлом уроке. Цель сегодняшнего урока –
ответить на поставленный вопрос: “Кто он, Павел
Мечик?”. Ответ, возможно, вами уже найден. Задача
урока – аргументированно обосновать свой
выбор.
- Пользуясь наглядностью, вспомните факты жизни
А.А.Фадеева, которые обусловили появление этой
книги.
Вывод из ответов учеников:
- написан роман “ по горячим следам событий”;
- отличался от других произведений на тему гражданской войны наличием “живой жизни”: герои не только воюют за высокие цели, но живут, то есть влюбляются, ревнуют, выясняют отношения, голодают, боятся смерти и т. д.;
- художественным образом командира Левинсона.)
Авторское определение основной мысли:
А.А.Фадеев: “ В гражданской войне происходит
отбор человеческого материала, все враждебное
сметается революцией, все неспособное к
настоящей революционной борьбе , случайно
попавшее в лагерь революции отсеивается, а все
поднявшееся из подлинных корней революции, из
миллионных масс народа, закаляется, растет,
развивается в этой борьбе. Происходит
огромнейшая переделка людей”.
(Комментарий учителя: “Сметается революцией”,
понятно, Мечик, а переделывается рабочий человек
Морозка.)
Запись на доске:
А.А.Фадеев: “Конечно, Мечик примкнул к революционному движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа”.
Советские критики-литературоведы:“…Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..”
Григорий Яковлев, исследователь-литературовед: “У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны”.
В.Боборыкин, литературовед, составитель
пособий для 11-классников. “Чуткое
исследование его душевного мира ( Фадеевым )…
позволяет увидеть.., насколько неуместен этот
юный романтик, слишком тонко воспитанный,
слишком совестливый и ранимый, в реальной
революционной среде”.
(Словарь: “Индивидуализм” - воззрение,
противопоставляющее интересы личности
интересам общества.)
Итак: “…себялюбивый индивидуалист” или “ юный романтик”, растерявший свои идеалы?
Работа с текстом (диспут)
Давайте положим перед собой роман и проследим путь Мечика, который является одним из главных действующих лиц - он появляется в 1-ой главе и сходит со сцены в последней.
Общая характеристика Мечика: 18 лет, вчерашний гимназист, скорее всего, выходец из разночинной семьи; пообщавшись с революционерами ( эсерами-максималистами ), приходит к партизанам.
- С какими мыслями, настроением идет Мечик к партизанам?
Гл. 2. “ Недели три тому назад…”
Вывод: идеалы его расплывчаты – “хотелось борьбы и движения”.
- Как встретили его в отряде Шалдыбы?
Избили, унизили. “Окружающие люди…”, “Ему стало жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд”.
- Как отнеслись к его появлению в отряде Левинсона?
Устроили проверку, дали “обидную” лошадь Зючиху, унижали –“лодырь и задавака”.
Гл.9. “Он чувствовал себя так…”
Вернемся по тексту назад: Мечик в госпитале. Тяжелораненый Мечик перед возвращением в отряд решает (и после разговора с Варей): “Чего мне унывать, в самом деле?..” Гл.7.
И еще была мысль: уйти из отряда. Гл.4. “…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой”.
Вывод: не столько быть, сколько казаться
бойцом.
Чиж. Мечик испытывает к нему брезгливость. К Пике - жалость. Почему?- “Мир, сон, тишина… Не об этом ли сне тоскует у Мечика душа?” “ Никто не пожалел о Пике. Только Мечик с болью почувствовал утрату.”
Итак: “Сошелся с ними не потому, что они удовлетворяли его, а потому, что больше ни с кем не умел сойтись”.
Вывод: желание воевать, бороться – юношеское, наносное. В подсознании Мечику хочется мира и покоя.
Цитирую А.Фадеева: “Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием.”
Словарь: ситуация нравственного выбора.
Вспомним эпизоды
- “Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11.
- “Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.
- “Расстрел человека в жилетке”. Гл.15.
- “Прорыв через трясину”. Гл.16.
Диспут.
Партизаны “придавленные, мокрые, злые”. Бойцы спешно уходят, бегут часовые, “партизаны…бросились бежать”. Мечик: испуган, но, как все, прорывается, вместе со всеми спасает лошадь, зубами развязывает узел… |
“..но свинью ел вместе со всеми, потому
что был голоден”.
Фролов узнает о решении убить его… “…как я несчастен”.
|
“Разговор Мечика с Левинсоном” (Гл.13)
Мечик до разговора: “Мысль эта сводилась к
тому, чтобы тем или иным путем, но как
можно скорее уйти из отряда”.
Мечик критикует дисциплину в отряде. Левинсон
возражает ему …мысленно: “ Вот тебе и на… ну
– каша!”
“Человек особой правильной породы” должен был
рассмотреть и понять молодого партизана.
Глава 17. Прочитать эпизод “Бегство Мечика”.
А.А.Фадеев: “По первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного “героизма” или “страдания”, на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны”.
- Является ли последняя глава логическим завершением образа героя? Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? (“Переделка людей”).
Домашнее задание:
Основной вердикт - кто он, Павел Мечик? – вы вынесете в своем домашнем сочинении–рассуждении.