Цель урока: показать роль поэзии периода “оттепели” в общественной жизни страны; дать краткий обзор – характеристику поэзии “шестидесятников”.
Оборудование урока: портреты писателей периода “оттепели”; музыкальное сопровождение; плакат, характеризирующий период “оттепели”( сделанный ребятами); сборники стихов поэтов – шестидесятников; альманахи “День поэзии”; столик с посвечником, свечи.
Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ стихотворений, творческая работа.
Ход урока
Эпиграфы к уроку:
Россия! Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов
На больших сквозняках хлопоча,
Наши тени бросают на стену,
Наши души сжигает свеча.
Поколенье выходит на сцену!
В. Костров
Зажигаются свечи, слово учителя на фоне музыки.
Учитель: – Ребята, поэзия- предмет труднейший для восприятия. В величие классиков, воспринимаемое безусловно, поверить легче, чем в достоинства так называемых поэтов “второго ряда”. Особенно, если они наши современники или если и есть дистанция, то она мала. Это и помогает и мешает. Помогает, ибо их слово- наше слово, оно кажется доступным, понятным. Однако в этом слове предстоит расслышать поэзию и доказать, что она действительно есть. Поэтические кумиры потому так быстро и сходят со сцены, что, оказывается, они были понятны тем, кто говорил с ними на одном языке, согласно с ними думал и чувствовал. Чуть сместилось восприятие, изменилась речь – и они уже никому не интересны. Нужно, чтобы разговорное слово обрело поэтическое достоинство, открыло в речи высоты и глубины. Сегодня мы будем с вами говорить о поэзии второй половины 20 века.
Как относились к поэтическому движению второй половины 20 века?
Ученик: – Считали, что поэтическое движение второй половины 20 века не дало великих поэтов. Исключением делают И. Бродского. Правда, одни делают, другие оспаривают. Значение поэта определяется тем, в какой мере он изменил характер поэтической традиции, дал возможность говорить и чувствовать так, как до него никто не делал.
Ученик: – Я считаю, что чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врождённые. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им эмоциональную оценку ещё до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже 19 и 20 веков, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Так было и в 60-ые годы 20 века.
Учитель: – Во второй половине 20в. читательское сознание было открыто для поэтического слова, благодарно прислушивалось к голосу своих поэтов. Давайте посмотрим, какие цели ставило перед собой поэтическое слово, чем стремилось овладеть в 50- 60-е годы 20в. Мы говорим, что это время “оттепели” в стране. Что это за время “оттепели”?
Ученик рассказывает об этом времени.
Учитель: – В 50- е годы девизом жизни стала искренность. Что понимали под искренностью в жизни и литературе, какими были поэтические и нравственные последствия стремления быть искренним?
Ученик:- В 1956г. вышел в свет альманах “День поэзии”. В его заглавии – название поэтического праздника, ставшего ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться с доверием и полюбить. Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. Слово расковалось в мысль, в образ и звучало громко. “Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эпоха”,- писал Мартынов. После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным. Но поэзия не стала в оппозицию тогдашней идеологии. Поэты военного времени считали слова Ольги Бергольц “Ничто не забыто, никто не забыт” клятвой: сказать не только о тех, кто умирал, но и о тех, кто бездарно посылал на смерть. И они говорили об этом.
Учитель: – Почему первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”?
Ученик: – Первые несколько лет “оттепели” действительно стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. Всё это было выражением бурной активизации духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощением.
Учитель: – Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский.
Ученик: – Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут “шестидесятниками”.
Организованных границ эта группа не имела, общим был дух неофициальности, ощущение свободы, ощущение ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Идеалы социализма остались незыблемы, их хотели обновить, вернуть к их первоначальной чистоте. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, их эстрадность – направленность на большую аудиторию.
Учитель: – Отсюда и надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, которые понимались как искажение прекрасной идеи. Соответствовала “оттепельному” настроению времени жажда свежести, новизны, надежд, которой была пропитана поэзия. Давайте посмотрим, кто же они поэты-“шестидесятники”?
Рассказы учащихся о:
Б. Ахмадулиной <рисунок 1>
Р. Рождественском <рисунок 2>
Е. Евтушенко <рисунок 3>
А. Вознесенском <рисунок 4>
Чтение наизусть стихотворений данных поэтов (по выбору учащихся), анализ прочитанных стихотворений.
Учитель: – Каковы были трудности восприятия поэзии 60-х гг.?
Ученик: – Вознесенский прославляет предметный мир современности,её жаргон, её брань. Он использует метафоры, которые трудны для восприятия, в его строках далековатые предметы. Вознесенский буквально ошарашил читателей немыслимой вязью метафор, сплетённых из самых современных на то время технических терминов. Эти стихи требуют предметного комментария. У Евтушенко много афоризмов, которые также бывают трудны для восприятия.
Сравнение стихотворений Евтушенко и Вознесенского (стихи отпечатаны и лежат на партах у учащихся) <приложение1>; <приложение2>
Стихи для сравнения: “Автопортрет”, “Тбилисские базары” и “Луковый суп”.
А) Как оба поэта передают предметные впечатления, на что они прежде всего обращают внимание?
Б) Какова роль метафор у каждого из них?
В) Кто более склонен к сопряжению далёких впечатлений, а кто добивается безусловной узнаваемостисовременных подробностей, подкрепляя их искренней риторикой?
Г) Какие средства выразительности языка, кроме метафор, используют авторы?
Д) Как вы думаете, какие опасности таит для поэта ориентация на аудиторию, привычка на успех?
Учитель: – Как складывались отношения поэтов с советской действительностью?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: – Ребята, вы получили письменное задание – обратиться с письмом к поэтам того времени. Прочитайте ваши письма.
Чтение писем учащихся к поэтам 60-х гг.
Учитель: – К концу “оттепели” поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза,помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабнымобщественным мнением. К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Эстало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.
Гаснут свечи.
Выставляются оценки за урок.
Д/з: “Тихая лирика” в поэзии, Н. Рубцов, жизненный и творческий путь, наизусть одно из стихотворений, его анализ.