Цели:
- общие – побудить учащихся к размышлению о том, что из жизни каждого отдельного человека складывается история страны; познакомить вкратце с жизнью и творчеством писателя;
- частные – ответить на вопросы:
- К чему должен человек постоянно стремиться, чтобы ощутить себя счастливым?
- Чему можно поучиться у 84-летней старушки?
- Можно ли “оставить по себе хоть крохотную сказку, помогающую жить людям”?
Оборудование: выставка книг Ф.А. Абрамова, компьютер, иллюстрации учеников к рассказу, кроссворд.
Предварительное домашнее задание:
- прочитать рассказ “В Питер за сарафаном”;
- нарисовать Филиппьевну;
- подготовить рассказ от имени Филиппьевны.
Эпиграф к уроку: “Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем – сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в
содеянное”. (Ф.А. Абрамов)
Структура урока:
- Вызов интереса к теме.
- Размышление над текстом.
- Осмысление текста.
- Творческая работа.
См. Приложение
Ход урока
1. Вызов интереса к теме
Знакомство с биографией Федора Александровича Абрамова. Показ слайдов по монитору компьютера.
– К сегодняшнему уроку я взяла эпиграф: “Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем – сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное”. (Ф.А.Абрамов)
Какие верные слова, сколько в них правды! Этот эпиграф звучит как заповедь-завещание нам, подрастающему поколению, которое должно излучать добро, чистоту, любовь всему живому и окружающему. Какой же он человек, написавший эти строки?
Вкратце познакомимся с биографией писателя и посмотрим несколько слайдов по монитору компьютера.
Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет он впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр.
Детство и юность, проведенные в далекой таежной глуши, были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец Александр Степанович умер, когда мальчику не было и двух лет. Осталось у матери Степаниды Павловны пять (Михаил, Николай, Василий, Мария и Федор) детей.
Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, закалил детей. Учеба сначала в начальной школе Верколы, затем – в Карпогорах, за 50 верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах, далась непросто. Желание учиться было огромное.
Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу формировали суровая, требовательная мать, староверка, и набожная, добрейшая тетушка Иринья, которая за гроши обшивала всю деревню и вносила в каждый дом свет любви и благочестия, да еще учитель Алексей Федорович Калинцев. От тетушки Ириньи и учителя Калинцева получил Федор Александрович “первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки”. Встав твердо на ноги, Абрамов очень много помогал родным.
Началась Великая Отечественная война. С 3 курса филологического факультета Ленинградского государственного университета ушел в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки “СМЕРШ”, где прослужил до конца войны.
Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству М.А.Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.
Ф.А. Абрамов – автор романов, повестей, рассказов, главным образом о жизни деревни. Все свое творчество он посвятил родной северной деревне. Главным детищем Абрамова стала поначалу трилогия, затем превратившаяся в тетралогию, повествующая о большой семье Пряслиных и – шире – о жизни их дальнего села Пекашина.
Памятник истинно великим, безымянным людям сотворил Ф. А. в своих книгах. Примечательны в в этом смысле короткие рассказы из цикла “Трава-мурава”, рассказы этой малой энциклопедии народной жизни.
В своих любимых рассказах писатель создал целое созвездие чистых, праведных душ. Готовя к изданию “Траву-мураву”, Абрамов записал в дневнике 16 ноября 1980 года: “Я-то думал все, пропала Русь. Одна шушера осталась, а читая “Траву-мураву”, вдруг понял: жива Россия. И живет. Какие прекрасные люди населяют мои рассказы! Ведь не выдуманы же они. Из жизни взяты”.
Почти каждый рассказ – памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Рассказы “В Питер за сарафаном”, “Михей и Иринья”, “Сосновые дети”, “Слон голубоглазый”, “Жарким летом” – это все сказания о неприметных, обычных людях, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на Земле.
Запишем в тетрадях краткие биографические сведения о писателе.
1920, 29 февраля родился в деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда
1932 – окончание начальной школы
1933–1939 – продолжение учебы в Карпогорах
1939–1941 – учеба на филфаке Ленинградского гос. Университета(ЛГУ)
1942, апрель вывезли из блокадного Ленинграда через Ладогу
1943,декабрь – служба в войсках СМЕРША(это “Смерть шпионам”, армейская контрразведка).
1945–1948 – продолжение учебы в ЛГУ
1948–1960 – работа старшим преподавателем, защита диссертации, доцент
1983, 14 мая умер.
К этому уроку вы должны были прочитать рассказ “В Питер за сарафаном”.
Историко-литературный комментарий рассказа “В Питер за сарафаном”.
Самый первый рассказ “В Питер за сарафаном” написан в 1961 году. Для Абрамова этот рассказ был началом житийной летописи русского Севера, который хранил в памяти древние сказания, предания, былины, но и продолжал приумножать их словом, деянием, поступком, на глазах современников превращавшихся в сказку, легенду.
Такой сказкой-легендой предстает и рассказ ветхозаветной старушонки Филиппьевны, и весь ее облик, напоминающий старинные сказки с “добрыми и благочестивыми бабушками-задворками”.
Размышление над текстом.
– Какие чувства вы испытали, когда читали рассказ “В Питер за сарафаном”?
– Волнение;
– Трепет, тревогу за 15-летнюю девочку.
– Радость.
– Какова тема рассказа?
– Показывает деревню, которая окуталась дымом и чадом. Мне кажется, писатель переживает за судьбу крестьянской России.
– Показывает душевную красоту, жизнелюбие, стойкость русской женщины.
– Очень реалистически изображает деревенскую жизнь.
– Рассказ “В Питер за сарафаном” начинается с описания пейзажа и кончается его описанием. Какие мысли у вас появились?
Горят леса, солнце в дыму, раскаленная улица – все отталкивающее, будто Кащеево царство. Нет просвета от чада и дыма. Старушонка одиноко прошла по улице, и теперь ни души.
Мне кажется, Абрамов почти предсказал будущее деревни. Скоро в деревнях не останется молодежи. Деревни России могут опустеть.
– Чем интересна композиция рассказа? ( Рассказ в рассказе).
– Знаете ли вы другие произведения (например, из русской литературы XIX века), которые строятся по принципу “рассказ в рассказе”? (Л.Н.Толстой “После бала”).
– А из каких же рассказов состоит наш?
– В первом рассказе – разговор приезжего, интересующегося гражданской войной и революцией, и Павла Антоновича. Во втором – рассказ Филиппьевны о хождении в Питер за сарафаном.
Вывод учителя: Этот принцип построения помогает автору высказать свои мысли при помощи “подставного рассказчика”. Абрамов мечтал создать книгу – “рассказы русских людей (по преимуществу женщин) о своей жизни”. Без всяких прикрас, без всяких авторских комментариев. Только голоса из народа. До конца замысел не осуществился. Но многие рассказы целиком построены на монологах: деревенские женщины повествуют о себе.
– Чей образ направляет рассказ по определенному руслу? Чьи слова проходят рефреном “Пишите! Пишите!”?
– Образ Марьи Петровны, жены Павла Антоновича.
– Она и Павла Антоновича поправляла,говоря“Да ведь ты опять, дедо, не в те сани сел”
– И Филиппьевну уговорила рассказать о том, за чем она ходила в Питер за полторы тысячи километров.
Словарная работа
Чад: 1) удушливый дым от недогоревшего угля, от горящего жира; 2) перен. О чем -н. одурманивающем, затемняющем сознание.
Староверка – последователь старообрядчества – общее название религиозных течений, возникших в России с конца 17 века вследствие религиозного раскола и
стремившихся к сохранению старых церковных правил (старой веры), прежних устоев жизни.
Подковырка – (разг.) язвительное насмешливое замечание.
Тата – отец.
Катанцы – валенки.
Повойник: 1) старинный головной убор русских крестьянок – платок, обвязанный вокруг уже покрытой головы; 2) старинный р. головной убор замужних в виде легкой мягкой шапочки, поверх которой обычно надевали парадный головной убор.
Осмысление текста.
– Вот приходит старушонка. Найдите в тексте этот эпизод (стр.419, “Я почувствовал…” до “…повязанного концами наперед”). (Ученик читает.)
– Абрамов подробно останавливается на одежде ветхозаветной старушонки. Попытаемся построить кластер.
Современная |
одежда | От прошлого |
Стеганая коричневая безрукавка Серый матерчатый передник Сапожонки кирзовые |
полинялый бордовый сарафан домотканный пояс с кистями теплый бумазейный платок синий повойник |
– Как вы думаете, почему в одежде бабушки сочетаются современность и прошлое?
– Мне кажется, Абрамов хочет показать связь современной жизни с прошлой.
Без прошлого нет настоящего. Прошлое – это фундамент, основание жизни.
– А теперь обратимся к Филиппьевне. Какая она? Вычитаем из текста ее описание.
– Маленькая да ветхозаветная старушонка.
– Старинного покроя человек.
– Смотрит, подслеповато щурясь.
– Темное морщинистое лицо.
– Сухая коричневая ладошка.
– Давайте обратимся к вашим рисункам. Чей рисунок похож на нашу героиню? (Учащиеся рассматривают рисунки.)
– Как вы думаете, почему автор называет Филиппьевну старушонка, а не пожилая женщина или старуха? Какой суффикс в слове? (-онк-) Какое значение имеет этот суффикс? (Уменьшительно-ласкательное.)
– Как автор относится к героине? (Он ее любит, уважает, восхищается.)
Ученица расскажет о хождении в Питер от имени Филиппьевны. Послушаем:
“А было это так. Деревня моя Шардомени находится в 14 километрах от Пинежского райцентра. До Питера, значит, свыше полутора тысяч километров.
Отец мой был из солдатов, бедный, а нас у него 5 девок. Мне шел пятнадцатый год. Одежды никакой, все в конопляном хожу.
Однажды зашла к соседям, а они посылку от сына получили. Сын их живет в Питере. Он такой сарафан прислал сестре Марьюшке – я дыхнуть не могу. Алый, с цветами лазоревыми.
Скоро праздник престольный подошел – Богородица. Вышли с Марьюшкой на взрослое игрище. Она в новом сарафане, а я в синяке, только новым пояском подпоясалась. Марьюшка на лицо не приглядна была. Тюря-тюрей – губы распустит, на ходу спит. А тут в новом сарафане нарасхват пошла. Бедно мне стало. Вот и думаю: мне бы такой сарафан! – боюсь в девках засидеться. А откуда такой сарафан возьмешь? Житье-то у родителей не богато. Братьев нет. Вижу, самой смекать надо. У иных девок тоже сарафаны, да не питерские – дак робята-то не так кидаются. Ну и порешила: пойду в Питер за сарафаном.
Мать заплакала, а тата (отец) взял Икону с божницы и благословил. Запряг воронуху и верст тридцать подвез. Дал на прощание рупь медью и сказал: “Иди, говорит, Олька, ищи свое счастье”.
Тата садится в сани, а я реву: “Не уезжай, не надо мне и сарафана”, а он: “Нет, Олька, иди. Проходу тебе в деревне не будет, питербуркой звать станут”. Сходила в Питер, а прозвище Питербурка приросла.
В лесу одна зимой и осталась. Кругом ели, как медведицы на задних лапах выстали. Ступить боюсь, назад ходу нет. Не имели привычки перечить отцу, нельзя было.
Спасибо людям. Меня как за руку до самого Питера вели. Выпрошусь у кого на ночлег, скажу, куда иду, только головами машут да охают. И молоком накормят, и картошки на дорогу дадут.
Так и дошла до Питера. И на сарафан заработала”.
– Филиппьевна рассказала о хождении в Питер. Видите, как проста героиня рассказа. Нет в ней показного, крикливого героизма. Она неприметна. С какими людьми она в пути встретилась?
Их рассмотрим в “Тройном дневнике”.
Ключевые слова и словосочетания | Предложение, поясняющее их | Мое толкование |
Один мужичок | “Только один раз мужичок подшутил, не на ту дорогу направил. Дак уж его в деревне ругали”. (стр.423) | Люди разные на свете бывают. Нет бы приласкать ее, принять участие в ней. А мужичок шутит над ней. |
У мужика заплатки отрабатывала | “Что, говорит, глупая, лето пугаешь? Есть у меня сапожонки, некорыстные – только заплаты поставить надо”. Ну, я без памяти рада. | Много заплаток наставил, недели три у него жила героиня. А в это время она должна была ухаживать за его детьми: убирать, кормить, стирать. |
Немец | “В няньках бабушка жила, – пояснила Марья Петровна. – Год у немца выжила”. | За год работы в няньках заработала на такой же сарафан, как у Марьюшки. |
Вывод: Мужик, приютивший на три недели девочку, полон желания помочь ей, хотя эти сапожки он мог отремонтировать для своих детей. Он пожалел Филиппьевну, 15-летнюю девочку.
– Найдите отрывок, начинающийся со слов: “– Ну, и подействовал сарафан на ребят?” до слов “…а у моего родителя в то лето ни одной”. Вышла ли Филиппьевна замуж? Когда?
Вывод: Во многих семьях в то время достатка не было. Ну и парни искали себе невест из более или менее зажиточных семей. Наша Филиппьевна не из такой семьи. Зачастую прозрение и очищение приходят к нам с великим трудом, в результате перенесенных страданий.
– Особенно восторгался Абрамов народной речью северян. Он не уставал вслушиваться в многообразие северной речи: “Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки? Какая свежесть, какая простота, безыскусственность и какая сердечность”. Найдите в тексте эти слова (завсегда-постоянно, престь – прясть, кабыть – кажется, матенька – мать, подбежу – побегу).
Вывод: Абрамов широко ввел в литературу народное, меткое, емкое, мудрое слово.
III. Творческая работа учащихся
Составление синквэйнов и проговаривание их. Как строится синквэйн, мы знаем. Происходит связь с русским языком.
Первый синквэйн построим все вместе:
Женщина.
Выносливая, хрупкая.
Заботится, воспитывает, вселяет.
Вносит в каждый дом свет любви и благочестия.
Жизнь.
Женщина.
Умная, надежная.
Думает, рассуждает, переживает.
Хранительница семейного очага.
Любовь.
Женщина.
Милая, добрая.
Любит, бережет, понимает.
В трудные времена вселяет веру.
Ангел-хранитель.
Филиппьевна.
Простая, неприметная.
Думает, размышляет, рассказывает.
Проложила свой след на Питер.
Лад.
Работа над кроссвордом
Вопросы
- Отчество главной героини рассказа Ф.А.Абрамова "В Питер за сарафаном"
- Как называется деревня Филиппьевны?
- Как стали звать Филиппьевну?
- Какая часть одежды подсказала читателям, что Филиппьевна вышла замуж?
- Чем была окутана деревня?
- У кого в Питере работала Филиппьевна в няньках?
- Имя подруги Филиппьевны
- Назовите цвет повойника в рассказе.
Ответы: 1.Филиппьевна. 2. Шардомени. 3. Питербурка. 4.Повойник. 5. Чад. 6. Немец. 7. Марьюшка. 8.Синий
Итог урока.
– Чему можно поучиться у 84-летней старушонки?
– Ее душевной красоте, жизнелюбию, стойкости.
– Ее трудолюбию и бережливости. Когда она собралась уходить, посмотрела на солнышко. Филиппьевна определяет время по солнцу, думает, зря много време-
ни попусту потратила.
– Они, пожилые люди, каждую минуту берегут, хотят потратить с пользой.
– К чему должен человек постоянно стремиться, чтобы ощутить себя счастливым?
– Под конец жизни Филиппьевна поняла, что счастье не в красивом сарафане, а в самом себе. Для этого (счастья) надо быть богатым изнутри. Сколько в человеке душевного богатства, настолько он и счастлив…
– Она знает – не умом – всем существом своим: как ни переделывай жизнь, ничего не сделаешь. Все зависит от того, какой ты сам.
– Давайте обратимся к последнему абзацу рассказа. Абрамов пишет: “Да, хорошо это – оставить по себе хоть крохотную сказку, помогающую жить людям”. О чем говорят нам эти строки писателя?
– Жители деревни знают историю Филиппьевны. Уважают ее решительность отправиться за полторы тысячи километров, мужество, храбрость.
– Абрамов ощущает скрытые, потаенные силы России, которые в самые трудные времена вселяли веру в благополучный исход.
– Мне кажется, история Филиппьевны поможет многим не только сносить любые невзгоды, но и одержать победу.
Домашнее задание
Дать развернутый ответ на вопрос “Чему я научилась/научился у Филиппьевны?”
Примерный развернутый ответ учащихся:
Филиппьевна еще не потеряла чувства юмора, приезжему отвечает с подковыром. Цель, поставленную перед собой, она обязательно выполнит. Этому учит и меня.
Она скромная и негорделивая. Не любит хвастаться. Понравилось мне ее трудолюбие. Ей 84 года, а она все еще помогает колхозу. Можно у нее поучиться мужеству, стойкости, жизнелюбию.
Филиппьевна из тех людей, которые работают и живут в ладу со своей совестью, не изменяют данному слову, служат людям, творят добро, не ожидая наград, не впадая в отчаяние и уныние. Они поддерживают и взращивают “духовное древо человечества”, “оставляют по себе хоть крохотную сказку, помогающую жить людям”.