Цели:
- рассмотреть сюжет повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда",
- образ главной героини; обратить внимание учащихся на то, как трактовался этот образ в различных произведениях искусства;
- развить умение анализировать образ героини, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства;
- обратить внимание учащихся на такое чувство, как любовь.
Оборудование:
- тексты повести;
- фрагмент фильма Р.Балаяна "Леди Макбет";
- презентация "Трактовка образа Катерины Измайловой в различных видах искусства".
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Конца нет жертвам, и они не впрок!
Чем больше их, тем более тревог.
Завидней жертвою убийства пасть,
Чем покупать убийством жизнь и власть.
- Так говорит леди Макбет - героиня трагедии В.Шекспира. Ради того чтобы её муж занял престол, она убеждает его в необходимости убийства близких им некогда людей, которые могли бы помешать осуществлению их планов.
А Лесков желает убедить нас в том, что и в недрах русской провинции можно встретить яркие, незаурядные характеры почти шекспировских масштабов.
"Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета."
История короткой и страшной жизни Катерины Измайловой положена в основу повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
"Драмой любви" называет свою жизнь героиня. И мы на уроке попытаемся понять, что произошло с Катериной Львовной, что привело её к трагическому финалу, подумаем над отношением самого автора к героине и посмотрим, как трактовался образ Катерины Львовны в различных произведениях искусства.
2. Беседа по тексту.
- Почему первоначальное название повести было "Леди Макбет нашего уезда", а жанр произведения автором определён как очерк?
- Итак, начинается описание жизни главной героини с замужества. Как была выдана она замуж?
(Выдали её замуж "не по любви или какому влечению":)
- Какое ключевое слово мы находим у автора при описании её семейной жизни?
(Скука)
- Найдите подтверждение в тексте. Прочитайте.
- При каких обстоятельствах Катерина Львовна знакомится с Сергеем?
- Кого напоминает нам описание Сергея?
(Богатыря, молодца)
- Какие слухи ходят о нём?
- Катерина Львовна впервые влюбилась. Она тронута мнимым участием Сергея, покорена силой его якобы долго скрываемого чувства. Она впервые слышит любовную речь и по свойственному ей простодушию не замечает фальши. Катерина Львовна заставляет Сергея снова и снова рассказывать о том, как он "сох" по ней. Любовь её изменила.
- Как она меняется?
- Она убивает Бориса Тимофеевича, который посмел причинить страдания её возлюбленному, потому что "без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало"
Она не чувствует угрызений совести, она опять счастлива и безмятежна. Мир ей представляется "раем", она как будто впервые видит красоту окружающего мира. Найдите это в тексте.
- Умело сыгранная Сергеем сцена ревности обостряет чувства. "Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест"
- Второе убийство. Как совершено оно? Какие чувства владеют героиней? (хладнокровие, желание угодить Сергею - сделать его купцом)
- Третье убийство. Почему оно нам кажется самым страшным?
- Злодеи схвачены. Как объясняет Катерина Львовна, для чего она убивала?
("Для него:")
- Каково наказание для героев?
- Как каждый из героев воспринимает приговор? Как каждый из них ведет себя, когда их наказывают плетьми?
(Сергей пытается вызвать сочувствие, а Катерина Львовна - "тихо", "без всякого стона, без всякой жалобы", ей не нужен даже собственный ребёнок)
"Для неё не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила , и себя не любила". "Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием".
- А как меняется отношение Сергея к ней? Каковы его первые упрёки?
( из-за денег)
- Какова причина первой ссоры?
(Сергей изменяет с Фионой)
- Почему Катерина Львовна прощает Сергея?
( Она не считает Фиону соперницей, она считает себя выше этой женщины, потому что переживает "драму любви")
- Отношения Сергея и Сонетки стали роковыми для Катерины Львовны. Расскажите о них.
- Какие выражения употребляет автор для описания состояния Катерины Львовны?
("она окаменела", "деревянное спокойствие", "шла совсем уж неживым человеком")
3. Просмотр кинофрагмента.
- А финальную сцену давайте посмотрим. Эпизод из фильма Романа Балаяна "Леди Макбет" (1994)
(Просмотр эпизода)
- Шекспировские страсти. А теперь послушаем сонет В. Шекспира, который как нельзя лучше передает отчаяние человека, которого разлюбили.
(Ученик читает сонет "Уж если ты разлюбишь:")
4. Просмотр презентации.
- А теперь послушаем и посмотрим, как трактовался образ Катерины Измайловой в различных произведениях искусства.
(Презентация, подготовленная учеником.)
- Русская критика после появления повести молчала 60 лет. Странный случай! Лесков - известный уже писатель, известный и авторитетный журнал "Эпоха", возглавляемый Достоевским, который опубликовал повесть. Почему?
(Ответы учащихся)
5. Итог урока.
Учитель делает выводы по уроку.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему "Образ Катерины Измайловой".