Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.
Форма урока: урок-беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).
Цели и задачи урока:
- сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
- развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
- воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Материалы к уроку:
- текст романа И.А. Гончарова «Обломов»;
- учебник «Русская литература 19 века 10 класс» Ю.В. Лебедев;
- задание индивидуальное для исследования (2 человека);
- задание для исследования в группах.
ХОД УРОКА
Короткая справка (запись на доске):
Илья Ильич Обломов – «человек лет
тридцати двух трех лет от роду».
Андрей Иваныч Штольц – «ровесник Обломова».
Захар (слуга Обломова) – «за пятьдесят лет».
Анисья (жена Захара) – «лет сорока семи»,
прислуживала Обломову.
I. Первый этап урока
а) Образ жизни Обломова вызывал у
Штольца жажду деятельности:
«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не
оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо
вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я
намерен я собой и тобой делать…»
Штольц считал, что жизнь – это труд, «труд –
образ, содержание, стихия и цель жизни».
Обломов считал, что жизнь – есть покой и
праздность.
Признание Обломова (как он представляет себе
жизнь , как он хочет её прожить) вызвало обратную
реакцию:
«Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр.
163)
б) Отношение к просвещению:
Штольц предложил открыть в деревне школу. |
Обломов ответил: «Грамотность вредна мужику». |
в) Отношение ко всему новому:
Штольц рассказал о новостях в их родных местах: «Пристань хотят строить, и предложено шоссе провести, а в городе ярмарку учреждают». |
Обломов высказал убеждение, что такие нововведения «принесут несчастья». |
г) Отношение к Ольге Ильинской:
Штольц «…говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем по жизни… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни умысла!..» |
Обломов Илья был с Ольгой с утра до вечера, читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру. «Чего не бывает на свете». |
*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».
II. Второй этап урока
Ольга Сергеевна Ильинская |
Агафья Матвеевна Пшеницына (около 30 лет) |
Ольга жила со своей тетушкой. – отношение
к Штольцу: – любила она музыку, но пела чаще втихомолку. – с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171) – Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда… – Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова. Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!» До Ольги: После знакомства с Ольгой: «По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172) «– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками , и головой». После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки. Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182). Обломов проживает жизнь во снах. Ветка сирени. Запах любви (стр. 195). «Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208). «Опять жизнь, опять надежда!» Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце. «Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…» Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219). стр. 252 – конец II части. После переезда Обломов и Ольга не перестают
общаться. «В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей». «Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть.
Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге». Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302) Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова. Ольга плакала. Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка. |
«Дом вдовы коллежского секретаря
Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел
въехать на двор. Обломов – новый жилец. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260).
«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.» «Она тупо выслушала и тупо задумалась». «У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262) «– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262) «Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге». «Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292) Мосты развели на Неве. Проблема с Ольгой развелась сама по себе => Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296) => С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит. «Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)
После возвращения от Ольги: Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат»! (Хозяйка вымыла и почистила) Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него. => Часть IV. Год прошел со времени болезни Ильи Ильича. В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327) Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой. Отношение Обломова к Агафье: «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332) «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…» «Но ему не было скучно…» «И главное, все это делалось покойно...» «Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он». «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна». Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке. Было тепло, покойно и сытно. Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416) |
Прошло 5 лет
Нет ни Захара (стал нищим, поберушкой), ни Анисьи
(умерла).
Опять появился брат Агафьи – Тарантьев.
Обломов – на ближайшем кладбище под скромной
урной покоится его тело, между кустов, в затишье.
Ветки сирени, посаженные дружеской рукой.
«Сам ангел тишины охраняет его сон».
Три года вдовеет Агафья Матвеевна.
Дети:
Ванюша – кончил курс наук и поступил на службу.
Машенька – вышла замуж за смотрителя.
Андрюша – выпросили на воспитание Штольц и жена
(Ольга).
«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого как прежде, не могла никому». (стр. 420)
«Их всех (Ольга, Андрей, Агафья) связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного».
Почему Обломов выбрал Пшеницыну?
«Обломов» И.А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской.
Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.
Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина,
олицетворяющая ту умиротворенность, о которой
мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью,
самоотречением во имя любимого человека. Агафья
словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в
детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно
с Агафьей, поэтому он её и выбрал.
Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.
«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги…» Критик Ю.М. Лощин.
_________________________
* Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.
Список используемой литературы:
1. И.А. Гончаров. Избранные сочинения.
«Библиотека учителя», «Художественная
литература», Москва, 1990 г.
2. Уроки литературы в 10м классе. Поурочные планы,
часть I. Савина Л.Н., кандидат педагогических
наук, Издательство «Волгоград».
3. Поурочные разработки по русской литературе,
Первая половина XIX века, И.В. Золоторёва, Т.И.
Михайлова, «ВАКО», Москва, 2004 г.