Цели урока:
- Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
- Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
- Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
- Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма. Формировать Я-концепцию учащихся.
Тип урока:
- урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.
Оборудование урока:
- на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);
- на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.
Основные приемы и методы:
- урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Ход урока
На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд первый приложения).
1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы. Стадия вызова.
- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, - обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?
( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).
- Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?
Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?
(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)
- А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).
- Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня. Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?
На доске слайд с темой урока: “Нравственные искания Андрея
Болконского и Пьера Безухова”. (Смотри слайд второй приложения).
Ребята высказывают свои предположения.
- Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Попробуйте придумать название нашего урока.
На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд третий приложения).
- “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).
- Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А.С. Пушкин)
- Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с частями названия урока. Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?
На слайде представлен проблемный вопрос урока. (Смотри слайд четвертый приложения).
Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?
2. Стадия осмысления.
2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?
Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика.
“Жизнь прожить – не поле перейти”
Вопрос |
Андрей Болконский |
Пьер Безухов |
Где получили образование? | В деревне. | За границей. |
С чего начинается Родина? | Крепостная няня и ее песни. | Учитель-швейцарец и его урок о мире-глобусе. |
Первая встреча читателя с героем. | Салон Анны Шерер. Надменный, сдержанный, равнодушный к свету, радуется только тогда, когда увидел Пьера. |
Веселый, наивный, защищает Наполеона как гаранта идей равенства и братства. |
Отношение героев к войне 1805-1807 годов. | Идет на войну, т.к. бежит от света, скрывает истинную цель. | Против войны. |
Какой первый эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни? | Аустерлицкое сражение: слава – ничто; покой, мир, жизнь. Оставляет военную службу. Государственная служба. | Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания. |
Наташа Ростова в судьбе героев романа. | Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным. | Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления. |
Война 1812 года в судьбе героев романа | Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение. | Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом. |
Итог нравственных исканий героев романа …
Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа. Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.
Итоги нравственных исканий подводятся после работы учащихся с цитатами из романа.
- Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”.
- Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”.
- Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.
- Том 4, часть1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”.
2.2. Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого. Вопросы классу.
- Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа? (Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека). Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).
2.3. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.
- Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”) мнений о путях развития России.
Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?
В помощь учащимся предлагается таблица.
Славянофилы |
Западники |
|
|
3. Стадия рефлексии.
3.1. Вопросы классу. Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока.
(Два героя – два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).
. - Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.
3.2. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: “Каким я вижу будущее России и что могу сделать для ее процветания?”.
Сочинения зачитываются и обсуждаются.
3.3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека.
(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).