Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)

Разделы: Литература


Цели урока: через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.

Задачи:

  • провести вектор от трагической судьбы поэта к его богатейшему внутреннему миру;
  • сподвигнуть учащихся на психологический анализ молитвенной лирики;
  • показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;
  • развивать навыки интерпретации поэтического текста;
  • передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики;
  • воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;
  • повысить уровень эмпатии учащихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок по рефлексивной технологии.

Средства:

  1. Предметные: презентация (Приложение 1), сборник стихотворений.
  2. Технические: компьютер.
  3. Практические: составление плана – конспекта урока, индивидуальные сообщения учащихся.
  4. Интеллектуальные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выделение главного.
  5. Эмоциональные: эмпатия, душевное вдохновение, внутренняя радость.

Опережающее домашнее задание:

Индивидуальные задания:

  • подготовить сообщения по самостоятельно найденным источникам о В.Лопухиной;
  • подготовить сообщение о молитве как речевом жанре;
  • подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

Основные виды работы на уроке: 

  • лекция с элементами беседы, сообщения учащихся; 
  • запись установочного рассказа учителя; 
  • выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать стихотворения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять план-конспект лекции учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Мы продолжаем наше знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?

(Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.)

- Кто создавал молитвы?

(Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)

- Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова - но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.  Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?

(Например, стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и др.)

- В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она  отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой  поэтической и молитвой канонической.

3. Примерное сообщение ученика.

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов». [4]

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто  замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую  молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. [1]

Примерные записи в тетрадях:

а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.

б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:

Сходство Различие
Содержание Средства художественной выразительности
Адресация
Состояние мольбы
Некоторые поэтические  приемы
Деление на жанры

4. Слово учителя.

- Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю.Лермонтова, написанных в жанре молитвы).

- Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Учащиеся записывают в тетради тему урока. (См. Приложение 1. Слайд 1)

Определим  задачи урока: (См. Приложение 1. Слайд 2)

5. Лекция учителя с элементами беседы.

Обычно  стихотворения, созданные в жанре молитвы принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: (См. Приложение 1. Слайд 3).

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога… [2]

Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье:
Не простит великий Бог!

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

Ученик читает стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Слово учителя:

Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.

- Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

(Данное стихотворение, скорее, не молитва, а  рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.)

Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки. По большей части, поэт ничего уже не просит у Бога. В другой «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») он обращается даже не к Богу – Творцу мира, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница за всех грешников перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьей.

Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (См. Приложение 1. Слайд4)

Слово учителя:

История создания стихотворения.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

(На экране  проецируются портреты М.Ю. Лермонтова и Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини). (См. Приложение 1. Слайды 5,6).

Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева.

Анализ стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

Слово учителя:

В тексте стихотворения содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. («Теплой заступнице мира холодного». Отметим игру антонимов: эпитет «холодный» - дань романтическому сознанию, равно как и позиция лирического субъекта – «безродного странника». Не сразу поэт открывает нам, о чем же он, собственно, просит (прием растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики). Только во 2-ой строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины.

- С каким пушкинским стихотворением созвучна лермонтовская «Молитва» («Я вас любил…»)

- В чем сходство и различие этих произведений?

(У Лермонтова здесь нет никакой жертвенности: он желает героине не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что очень важно – «покойной» старости.)

- О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?

(Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:

-внимательное окружение;
-покойная старость;
-незлобное сердце;
-исполнение желаний.

В последней строфе даже смерть рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.)

Слово учителя:

Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы. С точки зрения Лермонтова, только в этом случае человеку обеспечено естественное и спокойное пребывание в земном мире. Косвенным свидетельством такого натурального порядка служит необычное для поэта употребление эпитетов в их прямых предметных или эмоционально устойчивых значениях: молодость светлая, старость покойная, час прощальный, утро туманное, ночь безгласная, ложе смерти печальное. [2]

Все это касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе его трепетную мольбу за «деву невинную». В его стихе все живет и меняется вместе с его чувством: окраска слов и звуков, ритм. Мы уже заметили антонимичные противопоставления в 1-ой строфе, необычные эпитеты.

- Проследите за «одеждой» слов – звуками. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?

(Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у».  Здесь во 2-ой строфе – 15, в 3-ей – 13, в 4-ой – 13 раз повторяется этот звук. Он помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы. (Ср. звуковой фон стихотворений «Нищий», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим им тест. (См. Приложение 1. Слайд 7).

- Обратите внимание на лексический строй речи.

Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»

-Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения? (См. Приложение 1. Слайд 8).

(Ритмические перебои в движении четырехстопного дактиля (имеются в виду сверхсистемные ударения) почти зримо отражают колыхание пламени свечи перед иконой, «яркое сияние» которой служит герою страннику поддержкой в его простой молитве).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим тест. (См. Приложение 1. Слайд 9)

Итоги урока.

Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления от этого произведения.

Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?

Домашнее задание:

Сопоставьте стихотворение "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..." с другими "Молитвами" Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического "я" все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. [3]

Литература.

  1. Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
  2. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И, Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
  3. Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
  4. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml