Урок литературы в 10-м классе (внеклассное чтение)

Разделы: Литература


Цель урока:

  • проанализировать повесть Казакова и рассказ Распутина; вызвать ребят на разговор о нравственных проблемах;
  • вырабатывать умение видеть композиционные пропорции, определять основную мысль;
  • формировать умение сравнительного анализа; работать над правильной речью, доказательными ответами;
  • пробудить в учащихся желание читать произведения о любви, задуматься о нравственных проблемах.

Оборудование:

  • стенд "Жестокие и милые" (женские портреты);
  • высказывания: "В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого"
  • Л. Толстой; "От любви рождается любовь" Софокл; "Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид" Демокрит.
  • музыка: "Аве Мария", "Надежда" Пахмутовой, романс "Выхожу один я на дорогу" на стихи Лермонтова;
  • портреты писателей.

Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума,
То не любовь, а юности забава,
Нет у любви бесследно сгинуть права;
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек
Низами, азербайджанский поэт

Основное содержание урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя. Звучит музыка "Аве Мария"

Есть в жизни и литературе вечные вопросы, которые волнуют людей разного возраста. На ваш взгляд, что самое главное в жизни?

Ответы учащихся.

Я бы ответила на этот вопрос так: Самое главное в жизни - не карьера, не успех и уж тем более не деньги, а человеческая любовь. Все лучшее, что создано человечеством, рождено любовью.

Любовь человеческая - это великий пламень и главная ценность, которую единственно и стоит беречь. Глупы и безнадежны люди всех возрастов, которые обращают чувство в плотское удовольствие, его-то и выдавая за любовь. Любовь - дар, который способен своей могучей силой возвысить человека до бессмертия. Это сделали Франческо Петрарка, Уильям Шекспир, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев. Ряд этот можно продолжать и продолжать: И мы сегодня будем говорить о любви. Вспомним о любви в жизни персонажей писателей XIX века Пушкина и Лермонтова, поговорим о любви в жизни персонажей писателей XX века Казакова, нашего современника (XXI века) Распутина.

Объявляю тему и эпиграф к уроку.

- Каковы в любви Т. Ларина, княжна Мери, Бэла? Что лежит в основе их любви? Как чувствуют они себя?

(Ответы учащихся, чувствуют ли они себя глупо, стесненно?)

III. Анализ произведений.

- А как вы объясните состояние Алеши, героя повести Ю. Казакова?

(гл.4 "Молодым быть :)

- Когда он задумывается о себе самом?

- Какое впечатление оставила повесть?

Наша задача не только знать содержание, но и уметь понять то главное, что важно было донести до нас автору. Проанализируем произведений.

- Что заметили в композиции?

- Если бы вам встретилось произведение с таким названием - "Голубое и зеленое" - стали бы вы его читать? Как вы поняли смысл названия, прочитав произведение?

(Краски "сопровождают" героя, гл.1,гл.2, гл.3, гл.4, гл.5)

Возможно, не случайно автор использует краски.

Исторические исследования привели к выводу, что освоение цветов человеком шло в такой последовательности: желтый, красный, зеленый, синий. Первые цвета, которые осваивает ребенок, - желтый и красный. Синий цвет воспринимается значительно позднее. Интересно необычайное разнообразие и расплывчатость понятия "зеленый цвет". Если бы вам предложили нарисовать траву, а под рукой не было бы зеленой краски, как бы вы поступили?

(Смешали бы желтую и синюю)

О значении цветов собрано много материалов в разных книгах. Возможно, Ю.П. Казаков использовал эти материалы, называя так свое произведение. А как вы объясните значение этих цветов?

(Слушаю ответы учащихся, потом показываю надписи)

Лист 1:

Зеленый - спокойный, умеренный, освежающий, создает впечатление мягкого, приятного, благотворного покоя. Символ весны, плодородия, юности, свежести, жизни, радости, надежды, воспоминания.

Лист 2:

Голубой - легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Символ чистоты, разума, постоянства, нежности.

- Что вы узнали о героях, сколько им лет?

(17 лет, учатся в школе, она в 9 классе, он - в 10 классе, т.е. ваши сверстники)

- Знакомство молодых людей: Именно с него чаще всего начинают завязываться отношения, со знакомства Алеши и Лили начинается повесть. Как держатся молодые люди в первый вечер знакомства?

- Как вы объясните его неразговорчивость в первый вечер?

(Какие слова объясняют его состояние? - 2 абзац 1 глава)

- Какое впечатление произвела на вас Лиля?

- Почему Лиля показалась жестокой? Каково значение этого слова?

(беспощадная, суровая, безжалостная; это слово еще дважды появляется)

- А как ведут себя молодые люди во второй день знакомства?

- Какое чувство осталось у Алеши после прогулки?

(как же тогда устала она! - жалеет)

- Как отдыхал Алеша на севере? Какую роль играет северный пейзаж?

(гл.3, рассуждение - размышление о Лиле)

Именно после поездки на север, после месяца разлуки, вернувшись в город, Алеша с робкой радостью осознал: "Как хорошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая". А прогулка под дождем еще больше укрепила его в этой мысли.

У влюбленных есть обычно любимые места, было такое место и у Алеши с Лилей. Почему именно Третьяковка?

(глава 4)

Иногда говорят, что влюбленного человека, кроме возлюбленного или возлюбленной, никто не интересует. Так ли это?

(Алешу волнуют разные вопросы, конец гл.3, гл.4)

Любовь боится чужого глаза, любовь способна на подвиг.

Подтвердите это эпизодами повести.

(гл.4 - у тетки, дорога до платформы).

Софокл утверждал: "От любви рождается любовь". Конечно, слово "любовь" здесь многозначно, а если взять одно его значение - "привязанность к другому человеку" - то всегда ли?

(неразделенная любовь Татьяны Лариной, княжны Мери, Бэлы, Аси).

- Влюбленному Бог дает не только крылья, любящий человек наделен и даром предчувствия.

(прочитайте монолог - предчувствия Алеши гл.5.)

Сбылось.

- Зачем тогда нужна была вышедшей замуж Лиле встреча с Алешей на вокзале?

(Первая любовь? Гл.7, читаю весь абзац)

-Почему Алешу так тянет север?

("Я был счастлив :")

- Какое чувство не покидает Алешу после разлуки?

(Любовь)

- Какое стихотворение невольно вспоминается, когда читаешь последние строки повести?

(Пушкин "Я вас любил"?)

Прочитайте.

Обратимся к названию произведения, значению слов еще раз.

- К кому из героев - Алеше или Лиле - больше подходят эти значения?

Звучит песня на музыку Пахмутовой "Нежность"

- С чем остался Алеша? Что принесла ему неразделенная любовь?

(Ощущение счастья)

Любовь - великая радовать и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное страдание и большое счастье, а главное - то, что лишь ею живет и хранится женская душа.

Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красна девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала, да три каменные просвиры изглодала :

Помните девицу из сказки о Финисте - ясном соколе? Не просит она батюшку привезти ей с ярмарки нарядов, а просит подарить ей перышко Финиста. Лишь на третий раз отец привозит ей желаемое. И бережет девица его от чужого глаза: чует, что разлучит их скоро злая воля. И как же оказалось непросто бороться за свою любовь! Сколько терпения, воли, добра надо было иметь, чтобы вернуть счастья.

Добрые чувства есть в каждом человеке. Их важно разбудить. Помните, у Пушкина: "Чувства добрые я лирой пробуждал"? Это назначение литературы.

- Какое чувство вызывает у вас рассказ В. Г. Распутина "Женский разговор"?

- Каково построение?

(В основе - диалог, разговор ночью, стремление быть услышанным и понятым, поиска той опоры в себе, которая не дает растерять лучшее на дороге жизни; речь героев своеобразная, особенно у бабушки; ночной пейзаж)

- Какие слова станут центральными при анализе рассказа?

(Разговор - правда жизни - любовь)

- Откроем внутренний ритм первой фразы рассказа:

(Читаю начало "В деревне :")

Почему читать нужно неспешно?

(Это в городе суета, бешеный ритм жизни, а здесь деревня, зима, разговор неспешный, несуетный)

- Почему разговор происходит ночью?

(Днем занята бабушка, да еще письмо отца; разговор душевный, неспешный - ночью обе взволнованы вопросами)

- В жизни каких литературных героев были такие разговоры?

(Ларина Татьяна - няня, Наташа Ростова - мама)

-Что означает эпитет "женский"? Это разговор женщин или это разговор :

(О чем? Закончите. О женском, вечном)

- Подберите синонимы к слову разговор:

Пишу на доске: соразмышление, раздумье, обмен мнениями, собеседование, сопереживание, диалог, событие.

- Почему бабушка Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно?

("Еройство или грех"?, " такую потрату на себя принять!"

Народная речь, а насколько понятна!

- Что мешает понять друг друга бабушке и внучке?

(Проблема отцов и детей, это разговор о прошлом и настоящем)

Обратите внимание: диалог переходит в полилог (разговор многих)

(Кто эти многие? Бабушка-автор-внучка-читатели

- Роль полилога?

(С помощью полилога писатель показывает многообразие мнений, споры, настроение людей. Этот разговор - путь поиска правды).

- Обратимся к тексту.

- Что вы узнаете о чертах характера Вики?

(Затаенная, тихоомутная, в тихом омуте - черти водятся)

- Какой вопрос волнует Вику? Не дает ей заснуть?

(Все надоело, все не так)

- С какой интонацией говорит Вика: "Все теперь не так!"

- Если ли у нее своя правда, какая?

(Женщина - лидер, целеустремленная, стр. 234. Как она понимает?)

- Какое старое слово "зацепило" Вику?

(Целомудрие, прочитайте)

- На Руси издавна настороженно относились к разлучницам. Сумела дочь просвирни подчинить себе Финиста - ясна сокола, который соколом летал по поднебесью. Он и теперь туда взмывает, но только к ночи возвращается под влиянием злой женской воли. Но эта сила - сила обмана, лукавства. И значит, она уязвима. Светлая, любящая душа способна победить обман. Так и у Распутина. С осуждением рассказывает бабушка историю Дуси. Почему осуждает?

- Но главный разговор впереди, не о соседке, о себе. Легко ли ей о себе рассказывать?

(Осуждает и себя (стр.237) -" мы невенчанные легли")

- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену устоев жизни?

("Как любиться, обзаимность научит". Какое замечательное слово - обзаимность. Оба)

- В чем секрет бабьей породы, способности ее светить "искриночкой, звездочкой"

(Первая, жена, "она - любее любой")

- Что значит быть "любее любой"?

- Что значит по русской традиции жить "за ним"?

- Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в муже своем?

- Какой закон "ранешной любви" открывает бабушка внучке?

(Первая любовь - самая сильная, жертвенная. "Это я ему нужна". И Марьюшка в народной сказке ищет своего сокола, именно она его спасает. Это милосердие, поэтому заботиться, жалеть оберегать - это и есть любить)

Так деревенская бабушка доходит в своем разговоре до высоких философских размышлений об устоях жизни, о нравственности. Что для нее любовь двух мужей?

-Что вы можете сказать о речи бабушки?

Мы пробовали выяснить правду двух женщин - с какими мыслями и чувствами приехала к бабушке, с чем она уедет?

- А как оценивает две женские правды автор? На чьей он стороне?

(На стороне бабушки)

- Как вы оцениваете поступок Вики? Что же это было: грех или геройство?

- О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?

- Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу "лунной морозной ночи"

Читаю последние строки рассказа и звучит романс "Выхожу один я на дорогу"

- Какой же вывод можете сделать из сегодняшнего разговора?

- Как вы понимаете слово "любовь"?

IV. Итог урока.

Допишите: "Любовь сама по себе есть:" (до 10 предложений).

На доске окончание высказывания А. Ухтомского: ":величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она есть не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира".

Домашнее задание:

К следующему уроку внеклассного чтения прочитать роман Альберта Лиханова "Сломанная кукла".