Пояснение
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху.
Помочь ученикам задуматься, что же заставляет поэтов и писателей разных стран и эпох обращаться к одному и тому же герою, отвечать на вечные вопросы, – цель урока, как и всех уроков литературы вообще. Как автор выбирает героя? Почему иногда не создает новый образ, а берет тот, что уже жил в литературе? Эти вопросы помогают ученикам становиться все более опытными читателями.
Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы. Золотой и Серебряный век русской литературы постоянно перекликаются и отражаются друг в друге. Умение видеть и понимать эти связи очень важно для формирования у учеников представления о русской литературе как едином процессе и о важности нравственных и эстетических задач русской литературы.
Цели урока:
образовательные
- расширить знания о русской поэзии, познакомиться с произведением А.Блока;
- осмыслить, какие связи можно установить между творчеством Пушкина и Блока;
- познакомиться подробнее со стихотворением «Шаги командора».
развивающие
- развитие мыслительных и аналитических способностей
воспитательные
- формирование нравственных ценностей
- формирование чувства ответственности за поступки, умения давать нравственную оценку действиям, словам.
Задачи урока:
- формирование умения работать с текстом лирического произведения;
- формирование умения понимать замысел автора, устанавливать связи между произведениями разных авторов;
- формирование умения работать с критической литературой;
- формирование умения слушать, рассуждать о прочитанном, строить речевое высказывание;
- формирование умения выразительно читать стихотворный текст.
Ход урока
Первый этап - работа с текстом стихотворения А.А.Бока «Шаги командора».
Александр Блок
Шаги Командора
В.А. Зоргенфрею
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном — туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.
Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...
Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?
Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ — победно и влюбленно —
В снежной мгле поет рожок...
Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...
Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."
На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа — тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета.
Слуги спят, и ночь бледна.
В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета — ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! — Тишина.
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Сентябрь 1910 — 16 февраля 1912
Этапы знакомства со стихотворением.
Чтение стихотворения «Шаги командора» про себя.
Слушанье чтения стихотворения в записи (на выбор учителя: Э.Багрицкий, В.Ларионов. https://www.youtube.com/watch?v=uBuTKjF5X7c , https://imwerden.de/publ-184.html )
Выразительное чтение вслух.
Второй этап – знакомство с информацией о стихотворении, необходимой для понимания текста.
Сообщаем учащимся, что стихотворение включено поэтом в цикл «Возмездие», опубликовано впервые в 1912 году, работал над ним поэт два года. Поскольку подробный разговор о творчестве и мировоззрении Блока предстоит в 11 классе, знакомство с этим стихотворением носит пропедевтический характер. В качестве подготовки к разговору стоит познакомиться с комментариями к стихотворению в третьем томе Полного собрания сочинений и писем, Москва, изд-во «Наука», 1997. В комментариях указаны отзывы современников и позднейших критиков на стихотворение Блока. Можно обратить внимание учащихся на слова О.Э.Мандельштама в статье «Барсучья нора» о том, что стихотворение – «вершина исторической поэтики Блока, торжество европейского мифа, который свободно движется в традиционных формах, не боится анахронизма в современности».
Третий этап – обсуждение прочитанного.
- Что такое анахронизм?
- Какой анахронизм мы видим в этом стихотворении? Мотор – слово, по поводу которого делал комментарии Брюсов («несколько меня смущает…но на то Ваша воля»). Интересен ответ Блока: «…он и меня иногда коробил, но строфе этой уже около двух лет, а я все не сумел исправить…».
Можно задуматься об особенностях поэтического творчества. С этой особенностью самодовления материала мы встретимся в 11 классе при изучении поэмы «Двенадцать» (образ Христа в конце поэмы).
- Что связывает стихотворение Блока с «Каменным гостем»?
Выслушиваем ответы учащихся, которые говорят о сходстве и различиях, удивляются сну Донны Анны, оказавшейся трагической жертвой.
Внимательно читая стихотворение, находим все переклички с пушкинским произведением.
- Найдем связи стихотворения Блока с творчеством Пушкина вообще. Обратимся к книге З.Г.Минц «Блок и русские писатели». Глава «Блок и Пушкин».
Исследовательница пишет: «…тема Дон-Жуана… внутренне родственна не только «Каменному гостю», но и онегинской «науке страсти нежной».
Страсть здесь… не созидающее, а разрушительное чувство… «Безотрадность» чувства в том, что оно не выводит героя из замкнутого круга эгоизма. Но не выводит из него и одиночество, также наделенное «онегинской» характеристикой.
Свою постылую свободу | Что теперь твоя постылая свобода, |
Я потерять не захотел |
Страх познавший Дон-Жуан? |
Герой несет гибель и всему, «что он любил и целовал».
Близкая трактовка темы — в «Шагах командора». Знаком соотнесенности с пушкинским текстом оказываются, как обычно, цитаты и перефразировки. Почти все они — из IV сцены «Каменного гостя»:
Статуя
Ты звал меня <...>Я на зов явился.
Я пришел (III, 81) и т. д.
Дон-Гуан
Я звал тебя <...>
Переклички подчеркивают и переосмысление образа. Сложный и противоречивый пушкинский персонаж характеризуется Блоком более однопланово. Блок убирает то, что подчеркнуло бы поэтичность Дон-Жуана (вспомним обсуждение образа Дон Жуана на прошлом уроке), например, заменяет описание смелости и непреклонности героя мотивами его страха.
Статуя Страх познавший Дон-Жуан
<...> Дрожишь ты, Дон-Гуан?
Дон-Гуан
Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Мотив вины также усугублен Блоком. В «Каменном госте» Дон-Гуан убивает командора, — у Блока он убийца (или, по крайней мере, виновник смерти) и Донны Анны».
Итоги чтения и размышления.
- Что заинтересовало Блока в образе Дон Жуана?
- Что нового внес поэт в этот образ по сравнению с Пушкиным?
- Что вносит в стихотворение образ мотора?
- Что остается неизменным в оценке поэта, данной им своему герою? (нравственная оценка).
- Что узнали на уроке о взаимосвязях между произведениями разных эпох?
- Что такое «вечные образы» и «вечные темы» в литературе?
(Образы Дон Жуана, Гамлета, Фауста проходят через европейскую литературу и находят отклик в литературе русской и в XIX и в ХХ веке. Темы страсти, греха и покаяния, преступления и возмездия звучат в русской литературе всегда и с особенной силой в литературе Серебряного века, о которой разговор в 11 классе).
Так еще и еще раз убеждаемся вместе с детьми в разнообразии и широте тем и проблем, затронутых в творчестве русских поэтов, обнаруживаем взаимосвязь не только между поэтами одного века, но и между веками, эпохами, которые, казалось бы столь различны, но в которых, по слову Мандельштама, «европейский миф свободно движется». Нравственные законы остаются прежними, возмездие неизбежно. И теперь, в эпоху новую, блоковскую, ХХ века, это возмездие уже не отдельному лицу, а обществу, построенному на нарушении нравственных норм.