Цель урока: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети», начать сбор материала для создания проекта учащимися, составить конспект в течение урока по биографии писателя.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
- Литература 10 кл. учебник в 2-х частях под редакцией В.И.Коровина. М. «Просвещение», 2007.
- Ю.В.Лебедев «Русская литература 19 века. Методическое пособие». М. «Просвещение», 2001.
- «Полная хрестоматия по литературе. 10 класс». М. «Олма-Пресс», 2002.
- http://www.turgenev.org.ru/index.html – Интернет проект "Знаменитые люди Орловской губернии"
Используемое оборудование: презентация
Эпиграф: «О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя?»
ХОД УРОКА
(Приложение 1. Слайд 3)
Вопросы для обсуждения:
1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С.
Тургенев?
2. Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
3. В чем суть художественного мироощущения И. С.
Тургенева?
4. Каковы общественно-политические взгляды
писателя?
5. Какие требования предъявляет к своим героям И.
С. Тургенев?
6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими
качествами они должны обладать?
(Приложение 1. Слайд 4)
Выступления учащихся
Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.
(Приложение 1. Слайды 5-6)
Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново – родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.
(Приложение 1. Слайды 7-8)
Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.
(Приложение 1. Слайды 9-10)
Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.
Детство писателя (сообщение учащихся)
(Приложение 1. Слайд 11)
Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров.
Юность
(Приложение 1. Слайды 12-13)
В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию.
(Приложение 1. Слайды 14-17)
В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию.
Творец общественного мнения
(Приложение 1. Слайд 18)
С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений.
Журнал «Русский вестник»
(Приложение 1. Слайд 19)
Поместивший роман в своем журнале Катков писал Тургеневу: "Вы пресмыкаетесь перед молодым поколением".
Образ тургеневской девушки
(Приложение 1. Слайд 20)
В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел
образ русской женщины в момент ее духовного
пробуждения, в ту пору, когда она начала
осознавать
себя как личность.
Последние годы жизни
(Приложение 1. Слайд 21)
К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Темы проектов
Выбрать понравившуюся тему для создания проектов. Работать можно как в группах, так и индивидуально.