Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева;
- обучить анализу лирического текста;
- углубить представление о соотношении лирического героя и биографического автора
Развивающие:
- совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
- развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус учащихся;
- научить понимать стихи и любить их
Оборудование:
- презентация к уроку (см. Приложение 1)
- сборники стихов Ф.И. Тютчева;
- мемуарная литература: Анна Тютчева. Воспоминания., Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников.
- материалы смежных искусств: поэзия Ф.И. Тютчева в музыке (аудиозапись)
- материалы по теме урока из журнала “Мир женщины” 1999, № 3
Ход урока
Эмоционально настраивающая экспозиция
В классе до начала урока звучит музыка (стихи Тютчева, положенные на музыку), ребята рассаживаются по своим местам, готовятся к уроку.
На доске записала тема “…Безумная душа поэта еще любить осуждена..”, представлены фотографии Ф.И.Тютчева и Е А.Денисьевой, ключевые слова, использующиеся при анализе поэтического текста (лирический субъект, поэтический синтаксис, ритмика, строфика, фоника).
На сменном стенде – фотографии, запечатлевшие события жизни Ф. И. Тютчева.
1. Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Последняя любовь”
“…Безумная душа поэта еще любить осуждена..” – так называется наш урок, который мы трепетно посвящаем сегодня двум великим началам – Тютчев и Любовь. В центре нашего урока стихи, посвященные одной женщине – Елене Александровне Денисьевой, названные литературоведами “денисьевским циклом”.
Мы будем читать изумительные тютчевские строки, глубочайшие по выраженному в них чувству, искренние и волнующие, пленительные и притягивающие. А также мы будем учиться анализировать поэтический текст, чтобы глубже понять его и постичь. Умение анализировать стихотворение пригодится тем ученикам, которые выберут экзамен по литературе в форме ЕГЭ.
Начнем нашу работу.
2. Два ученика получают индивидуальные задания.
Задание 1
Перед вами “ денисьевский” цикл Тютчева. Порядок расположения стихотворений нарушен. Постарайтесь восстановить его, расположив стихотворения так, чтобы они показывали роман в его развитии. Особо обратите внимание на группу стихотворений, относящихся к началу любви. Есть ли указание на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисуют предчувствия поэта. Каково общее настроение этой группы стихотворений? С помощью каких приемов оно создается?
(Стихотворения, составляющие “денисьевский” цикл, см. в Приложении 1)
Задание 2
Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события, обстановка, особенности взаимоотношений героя и героини). По этим деталям воспроизведите, что, где и как происходило, кратко запишите “ сюжет” романа.
3. Работа с учащимися по домашнему заданию (в качестве домашнего задания были предложены карточки с цитатами из воспоминаний, писем, которые необходимо было прокомментировать и ответить на вопросы)
Карточка 1
- “Как древнеязыческий жрец, созидающий храм, населяющий его богами и затем всю жизнь свою служащий им и их боготворящий, так и Федор Иванович в сердце своем воздвиг великолепный поэтический храм, устроил жертвенник и на нем возжег фимиам своему Божеству – женщине” (Из воспоминаний Ф.Ф.Тютчева).
- “Бедный папа потерял голову. Страсть как будто бичует его. Эта особа пытает его медленным огнем” (Из письма Дарьи Екатерине).
Задание:
- прокомментируйте воспоминания и отрывок из письма детей Ф.И. Тютчева;
- как вы понимаете слова, вынесенные в тему урока? что значат слова “любить осуждена”?
Примерный вариант ответа
Тютчев любил всю жизнь. Сердце его было скроено на особый, тютчевский лад (из воспоминаний сына). Страсть обрушивалась на поэта, отметая все доводы рассудка (из письма дочери). Но Тютчев любил и не врал перед Богом. Он был преступно неосмотрителен, безнадежно неопытен и в 30, и в 50, и в 60 лет (потерял служебные документы и шифры, когда получил разрешение на брак с Эрнестиной, самовольно уехал из Турина). Душа его, действительно, была осуждена любить. Что такое осуждена? Значит, не свободна в своем выборе, подчинена каким-то силам, может быть, року или судьбе, выполняет какую-то повинность, чтобы искупить что-то, заслужить прощение.
Карточка 2
- “Встретив особу, о которой я говорю, Федор Иванович настолько сильно увлекается ею, что, ни на минуту не задумавшись, приносит в жертву своей любви свое весьма в то время блестящее положение. Он почти порывает с семьей, не обращает внимания на выраженные ему двором неудовольствия, смело бравирует общественным мнением и если, в конце концов, не губит себя окончательно, то, тем не менее, навсегда портит себе весьма блистательно сложившуюся карьеру... Как захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжелых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и то же время и палачом и жертвой...” (Ф.Ф. Тютчев. Из статьи “Федор Иванович Тютчев”)
- “... природа одарила ее (Елену Денисьеву) большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая... всегда собирала около себя множество... поклонников. В числе их был и наш поэт Федор Иванович Тютчев. Его увлечение Лелею вызвало с ее стороны такую глубокую, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины...
Она до крайности тяготилась своим ненормальным, своим фальшивым положением, необходимостью скрывать от детей, что отец их не жил вместе с ними, что у него был свой дом, своя другая семья, признанная законом и обществом. “ А мне” (говорила Леля, еле сдерживая рыдания) нечего скрывать и нет надобности ни от кого прятаться: я более ему жена, чем бывшие его жены, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю, никогда никто его так не понимал, как я его понимаю – всякий звук, всякую интонацию его голоса, всякую его мину и складку на его лице, всякий его взгляд и усмешку; я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой”...
Задание
Подберите к указанным цитатам поэтические строки из “денисьевского” цикла, которые ярче всего подгверждают приведенные воспоминания.
- Проверка индивидуального задания. Небольшой поэтический концерт (учащиеся наизусть читают стихотворения Ф. И. Тютчева)
- Обучение анализу поэтического текста (анализ стихотворения “Накануне годовщины 4 августа 1864г”)
Стихотворение это, написанное в канун первой годовщины со дня смерти Е. А. Денисьевой, занимает значительное место в “денисьевском” цикле. Название стихотворения указывает на конкретную дату, поэтому безусловной предпосылкой понимания текста является биографический комментарий.
Биографический комментарий (дает ученик)
Взаимоотношения Тютчева и Денисьевой продолжались 14 лет. Под конец Елена Александровна много болела: у нее был туберкулез. Она умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили ее на Волковом кладбище. Тютчев писал Георгиевскому: “ Все кончено... Вчера мы ее хоронили... Что это такое? Что случилось? О чем это я Вам пишу – не знаю... Во мне все убито: мысли, чувства, память, все… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не вижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то... Сердце пусто, мозг изнеможен. Даже вспомнить о ней, вызвать ее живую в памяти, как она была, глядела, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?..”
Оставаться в Петербурге Тютчеву было невыносимо, он уезжает за границу. В последних числах марта 1865 года он, все еще в очень подавленном состоянии духа, возвращается в Петербург. В конце июня он пишет М. А. Георгиевской: “Я должен признаться, что с той поры не было ни одного дня, который я не начинал бы без некоторого изумления, как человек продолжает еще жить, хотя ему отрубили голову и вырвали сердце”.
Две годовщины помянул он тем летом скорбными стихами: 15 июля в Петербурге написал “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...”, а 3 августа в Овстуге “Вот брожу я вдоль большой дороги...”
Вопросы для анализа текста:
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Какими способами оно создается?
- Какова композиция стихотворения?
(Текст стихотворения делится на З параллельные строфы. Повторы последнего стиха каждой строфы позволяют рассматривать стихотворение как единую смысловую конструкцию)
- Каждый поэтический текст имеет свой мир, отражением этого мира является словарь текста. Составьте микрословарь каждой строфы.
1. 2. 3. Бреду Ангел Ангел (2) Большой Б В Вдоль Видеть Видеть Видеть Вот Вот Витать Все Гаснущий Где Где День День День (2) Дорога Душа Друг Жить Завтра Завтра(2) Замирать Земля И Ли Ли Ли Милый Мир Мой Мой Мой (2) Молитва Мы Над Ни Ноги Отблеск Память Печаль Последний Роковой С Свет Темнее (2) Тихий Тот Ты (2) Ты Тяжело Улететь Я(3) Я Я
- Какие слова повторяются?
(Повторяются “я”, ты “, “видеть “, “день”)
- Какие два смысловых центра выделяются?
(Выделяются два центра – Я и ТЫ и два возможных типа отношений между ними: разлука или свидание)
- Вся остальная лексика является окружением Я и ТЫ. Меняется ли характер окружения в каждой строфе?
Характер окружения меняется. В первой строфе – это реальный, земной пейзаж: большая дорога и гаснущий день. В центре картины находится дорога.
Пространство второй строфы – это “земля” и “мир”
Поэтический мир третьей строфы изображен вне пространства
- Как меняется значение слова день в каждой строфе?
(В первой строфе “гаснущий день” – это вполне реальный закат, во второй – игра тьмы и света приобретает космический характер, а в третьей – слово “день” воспринимается абстрактно, становясь синонимом понятий “срок”, “время)
- Рассмотрев художественное пространство каждой строфы, сделайте вывод. (Художественное пространство поэтических строф последовательно расширяется, включая вначале бытовое окружение, затем – космическую протяженность и, наконец, становится столь обширным, что пространственных признаков не имеет)
- Меняется ли облик Я и ТЫ соответственно окружению?
(В первой строфе Я – малая часть земного пространства. Земная дорога кажется ему огромной и утомительной: “ бреду”, “ тяжело мне, замирают ноги “, друг мой милый “, к которому обращается Я, находится вверху.
Во второй строфе Я и ТЫ соединяются в пространстве, но последний стих ломает ту конструкцию мира, которую создают три первых стиха: последний стих уничтожает впечатление соединения Я и ТЫ (его вопросительная интонация звучит как отрицание). Я не видит ТЫ, а относительно ТЫ неизвестно, видит ли оно Я.
Третья строфа, отвечая на сомнение в возможности встречи на земле и над землей, порывает с миром любого пространства)
- Как меняются формы времени глаголов в каждой строфе?
(В первой строфе – настоящее время, во второй – земные действия даны в прошедшем, а неземные – в настоящем, в третьей – земные действия еще будут совершаться – “завтра день молитвы и печали”)
- Почему обращение “друг мой милый” заменяется обращением “ангел мой”?
(“Друг мой” дает отношение равенства, близости, одинаковости Я и ТЫ. “Ангел мой” – это отношения неравенства: ТЫ выше Я)
- Определите размер и ритм стихотворения.
(Стихотворение Тютчева написано пятистопным хореем. Хорей – это динамичный, стремительный размер, при помощи которого передается динамический мотив пути. Ритм стихотворения несколько заме длен из-за внутренних пауз внутри строк – цезур)
Выводы: Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что стихотворение Тютчева строится как отказ от надежд на гармонию, на соединение. Троекратно повторенный заключительный вопрос усиливает этот мотив. Соединение с любимым человеком для Тютчева возможно только на земле, земная человеческая близость не может быть заменена ничем.
6. Проверка индивидуального домашнего задания.
(Жвум ученикам было предложено проанализировать стихотворение Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”. Одному ученику необходимо было дать самостоятельную интерпретацию стихотворения, другому – с использованием вопросов, данных учителем.)
7. Итоги урока
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Звонок, который сейчас прозвенит, наполнит шумом школьные коридоры и спугнет лирическое очарование, сопутствующее нам. Но пусть оно не покидает вас и поможет быть чуть-чуть добрее, терпимее, сдержаннее в нашем сложном и отнюдь не поэтичном мире. Успехов вам!
8. Домашнее задание:
Провести письменный анализ одного из стихотворений цикла, наиболее поразившего вас.