Цели:
- Сопоставить начальные эпизоды романа: в салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых, выяснить, в чем заключается внутренняя связь этих эпизодов и что отличает атмосферу жизни двух домов;
- Развивать ОУиН: аналитическое мышление, творческое воображение, монологическую речь;
- Роспитывать гуманные качества, культуру речи и общения.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к эпизодам, кадры из х/ф “Война и мир”, эпиграф – слова Н.Н.Страхова: “У Толстого схвачены не отдельные черты, а целиком та жизненная атмосфера, которая бывает различна в различных слоях общества”. Презентация.
Технологии: эвристическая образовательная ситуация, ИКТ, сотрудничества, интерактивная, диалоговая.
Ход
I этап. Предпосылки создания эвристической ситуации.
Запись на доске:
Ложь | Искренность |
Порочность | Порядочность |
Зависть | Любовь |
Эгоизм | Доброта |
Интриганство | Честность |
II этап. Создание образовательной напряженности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вопросы для эвристической беседы:
2. Подведение учащихся к формулированию темы, цели урока.
III этап. Создание образовательной среды.
IV этап. Конкретизация задания. Формирование учебного задания в виде, обеспечивающем личное решение образовательной задачи каждым учеником. Организация работы в группах: вопросы для 1 группы; вопросы для 2 группы. V этап. Решение образовательной ситуации. 1. Организация сопоставительного анализа двух эпизодов:
2. Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. VI этап. Систематизация. Представить всё, что наработали дети, в виде коллективного результата и выявить метопредметный уровень данного материала. VII этап. Личное решение образовательной ситуации. Организация самостоятельной работы на 10 – 15 минут. Постановка цели. VIII этап. Демонстрация образовательных продуктов. Определение цели прослушивания письменных работ учащихся. IX этап. Введение литературного аналога. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” (Петербург Достоевского). А. С. Грибоедов “ Горе от ума” (Фамусовская Москва). X этап. Рефлексия. Обозначение и оценка достигнутых результатов:
Оценка эвристической деятельности отдельных учеников. XI этап. Домашнее задание. |
Осознание, формулирование темы и постановка цели деятельности по отношению к проблеме.
Работа в группах.
Сопоставление разнородных ученических продуктов.
Делают выводы, обобщения.
Индивидуальная письменная работа.
Перечень фактов по сходству и различию, на которые опираются сюжеты этих двух эпизодов.
Сопоставление разных типов продукции. Самоопределение по отношению к разным точкам зрения. Индивидуальная рефлексия. Цель: осознание учащимися своей деятельности. Оценка деятельности. Осознание. Запись в дневниках. |
Презентацию можно получить у автора статьи.