Литература
-
Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества" 2013
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога.
-
Урок-путешествие "В сказочном королевстве". 5-й класс 2013
На уроке учащиеся знакомятся со сказками как произведениями словесного искусства.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Природа и человек". 5-й класс 2013
Цель урока - расширить представление о лирике, оказать воздействие на духовный мир.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда?" 2013
Внеклассное мероприятие предназначено для 6-8-х классов, направлено на формирование познавательного интереса к предмету, расширение читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, образно и убедительно высказывать собственные суждения. Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к изучаемым предметам.
-
Поэтический листопад 2013
За основу мероприятия взят конкурс чтецов стихотворений об осени, чтобы его разнообразить, дети приготовили произведения, как на русском, так и на английском языках. Участниками конкурса стали обучающиеся 4-9-х классов, которые предварительно были поделены на две группы, равносильные по возрастному составу и творческому потенциалу, в каждой по 10 человек.
-
Урок литературы по теме «Н.С. Лесков "Человек на часах"» 2013
Урок посвящён изучению литературы XIX века, творчеству Николая Семеновича Лескова, рассказу «Человек на часах». Писатель всегда стремился убедить читателей в том, что праведничество – естественное и закономерное явление русской жизни и в этой жизни с её пороками и несправедливостями, искал и находил праведных людей. Урок построен на понимании авторского текста, умении работать со словом индивидуально и при обучении в сотрудничестве, умении видеть эпоху, характеризовать лиц исторической эпохи.
-
М.Ю Лермонтов (1814–1841). Личность поэта. Стихотворение "Парус", 6-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с личностью М.Ю. Лермонтова; знакомятся с настроением стихотворения «Парус», анализируют стихотворение и определяют значение образов в нём. Также учащиеся узнают, что такое «инверсия». На уроке проводится контроль (в виде теста) за усвоением знаний по литературоведческим терминам.
-
"Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"". 9-й класс 2013
Урок литературы по теме повторяет содержание повести, формирует знания по понятию "сентиментализм", навыки анализа текста.
-
КВН по литературе "Н.В. Гоголь и его бессмертная комедия" 2013
Данное внеклассное мероприятие для 8-го класса в форме литературной игры КВН является формой обобщения изученного материала по теме «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Игровая форма ненавязчиво погружает обучающихся в атмосферу произведения, позволяет в нетрадиционной форме проверить знания, способствует развитию творческих способностей.
-
Литературное краеведение на уроках и во внеурочной деятельности 2013
Литературное краеведение ‒ важна часть воспитательной и учебной работы учителя. Воспитывать чувство патриотизма можно и нужно на материале, который близок учащимся не только психологически, но и "географически". Школьный учитель часто не только тот человек, который дает знания, но и тот, кто может заразить детей творчеством, в том числе и поэтическим. Кто может быть ближе из поэтов, чем тот человек, с которым они встречаются каждый день на уроках?
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Был город-фронт, была блокада" 2013
Литературный материал поможет учителям в подготовке уроков, посвященных литературе о Великой Отечественной войне, а классным руководителям - в подготовке тематических классных часов. Работая над подготовкой к выступлению, ребята соприкоснутся с разнообразным материалом, посвященным блокаде: сценами из драматических произведений, поэзией, музыкой, документальными аудио- и видеоматериалами.
-
Педагогическая мастерская по биографии Н.А. Некрасова 2013
Предлагаемая мастерская по биографии Н.А.Некрасова создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и к чтению.
-
Тайна "Колымских рассказов" В.Т. Шаламова 2013
Конспект урока-размышления по литературе по теме. 11 класс. Поднимается тема тех, кто был «по ту сторону» от репрессированных - кто сажал, бил, пытал, охранял в лагерях, арестовывал, допрашивал, гонял по этапу, стрелял за шаг в сторону. Тема палачей рассматривается в ключе поиска причин массовости этого явления.
-
Бинарный урок по географии и литературе в 6-м классе на тему "Реки" 2013
Урок формирует представление учащихся о реках, о реке Волге, навыки работы с источниками географической информации, умение анализировать литературные произведения.
-
Урок о жизни и творчестве Владимира Высоцкого 2013
Цель данного урока – познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актера, с многообразием тем его стихов и песен.
-
Открытый урок литературы на тему "Любовь в жизни Обломова" 2013
В ходе урока исследуется тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Раскрывается понятие «художественный прием» (музыка, ветка сирени) в тексте. Учащиеся работают с текстом художественного произведения: выделяют главное, анализируют полученную информацию. Составляют кластер и работают с интерактивной доской.
-
Викторины по произведениям А.С. Пушкина "Повести Белкина" и "Дубровский" 2013
Один из способов повышения интереса к чтению – проведение игр – викторин по прочитанному произведению. Викторины проводились после прочтения повестей А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина» как внеклассные мероприятия. Они не требуют сложной подготовки, но помогут ученикам погрузиться в мир прозы Пушкина, мотивируют внимательно читать произведения, позволят проявить творческие пособности.Предварительно в классе формируются команды – «семьи» по желанию. Не вошедшие в «семьи» учащиеся организуют команду болельщиков, для которой тоже приготовлены вопросы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
Формирование универсальных учебных действий при изучении произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
В статье представлены конспекты уроков по изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города» как сатирических произведений. В основе уроков лежит групповая форма работы, которая способствует формированию и совершенствованию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и достижению личностных, метапредметных, предметных результатов.
-
Урок литературы. Тема: "Образ родины в русской поэзии". 5-й класс 2013
Цель: выявить своеобразие есенинского стихотворения. Способы решения этой проблемы: анализ образного строя стихотворения, использование художественных средств, языка произведения, эмоционального настроя, фактов биографии. Язык произведения меняется от простых предложений до сложных распространенных. Центральный образ ‒ дорога. Аналогия ‒ дорога жизни. Анализ художественных средств. Ученики обращают внимание на олицетворение, метафору, инверсию, эпитеты.
-
Культура речи и культура личности 2013
Аналитическая статья о связи культуры речи с общей культурой личности.
-
Интегрированный урок по теме "Священная война" 2013
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть.
-
Урок литературы по теме "Толстой в начале пути" 2013
В статье раскрываются некоторые подробности жизни и раннего творчества Л.Н. Толстого. Дается информация о его семье, предках, пребывании в Казани и на Кавказе, об их влиянии на творчество писателя. Урок рассчитан и на самостоятельную работу учащихся. На уроке используются различные современные технологии: метод проектов, развитие критического мышления, информационные и вузовские.
-
Викторина. Анатолий Рыбаков "Бронзовая птица" 2013
Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования. Викторина по произведению Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» поможет учителю литературы проверить знание текста.
-
Урок-презентация по литературному чтению краеведению по теме "Владимир Дворянсков. Творческий портрет писателя". 9-й класс 2013
Урок-презентация по литературному краеведению в 9-м классе представляет собой знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка. Во время урока идет развитие навыков анализа художественного произведения; воспитание доброты и сострадания, человечности и ответственности за свои поступки и судьбы окружающих.
-
Очерк о жизни и творчества Н.А. Некрасова 2013
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.
-
Родовые и жанровые особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месецев" 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с особенностями драматического произведения, учатся инсценировать и выразительно читать пьесу. Учитель поможет учащимся реализовать свои творческие способности через создание групповых проектов.
-
"Моя концепция урока литературы" 2013
Достоинство русской литературы – способность вызывать в читателе не только сильные эмоции, но и сострадание, сочувствие. Литература дает человеку нравственные ориентиры, которые помогают различать добро и зло, честь и подлость, искренность и лицемерие, формирует совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное становление личности ребенка, развитие общества. В статье представлена технология, используемая учителем на уроках литературы.
-
Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке 2013
Урок по дальневосточной литературе в 5-м классе представляет собой интегрированный урок литературы и музыки. Для проведения урока требуется дополнительная подготовка учащихся: выполнение мини-проектов в группах. На уроке в форме путешествия по стране фольклора проходит защита проектов на станциях: информационной (теория о жанрах фольклора), творческой (рисунки, плакаты), игровой (кроссворды, викторины, ребусы).
-
Урок литературного чтения (познавательный текст из сборника «Сто тысяч почему») 2013
В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по эксплуатации, рецепты. Для учащихся начальной школы самостоятельная работа с такими текстами сложна. Авторы статьи предлагают способ работы с такими текстами, который в результате будет представлен в виде памятки. Он мотивирует детей на дальнейшую работу с познавательными текстами.