Литература
-
Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..". 3-й класс 2013
Работа по восприятию пейзажной лирики удачно происходит при тесном общении с природой. Дети учатся видеть красоту окружающего мира, осмысливать её средствами поэтического слова и поэтического образа. Тесное общение с природой и лирическими стихами о ней будит ребячьи эмоции, чувства, обогащает словарный запас. Разбуженная мысль улучшает устную речь, активизируется познавательная деятельность.
-
Урок литературы в 5-м классе "Встреча с дедушкой Крыловым" 2013
Урок для учащихся 5-х классов разработан в интересной, нестандартной форме и решает ряд педагогических задач, а именно знакомит с жизнью и творчеством писателя; развивает эмоциональный отклик на произведения И.А. Крылова и интерес к чтению басен. В конспекте используются материалы, помогающие сделать урок познавательным – иллюстрации, репродукции, портреты и сборники произведений И.А. Крылова, а также задания разного характера на данную тему.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, "Начало всех начал" 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню славянской письменности и культуры, проводится для обучающихся 1 курса. Цель: эстетическое воспитание учащихся, расширение кругозора, воспитание у молодого поколения уважения к культуре, приобщение к народной культуре
-
Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" 2013
Урок изучения нового материала по теме. Изучается выразительное чтение, работа с произведением, обогащается словарный запас и т.д.
-
Разработка урока литературы по теме "Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" 2013
Цели: углубить знания учащихся о казанском периоде жизни Л.Н. Толстого; выяснить, как автор, используя приём антитезы показывает протест главного героя;развивать навыки самостоятельной работы над текстом; расширять словарный запас учащихся; развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе.
-
М.Ю. Лермонтов "Песнь про купца Калашникова". История создания поэмы. Сюжет и композиция 2013
Первый урок, посвященный изучению произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», знакомит учеников с историей создания данного стихотворения, исторической эпохой. Подготавливает юных читателей к восприятию произведения.
-
Многоликий Петербург 2013
Материал знакомит читателя с приемами работы по изучению всемирного природного и культурного наследия в школе, взаимодействием уроков литературы с театральной и экскурсионной деятельностью, а также формами работы с одаренными детьми.
-
Урок по творчеству В.Токаревой "Возрождение потерянной души в рассказе "Я есть"" 2013
Урок знакомит учащихся с творчеством Виктории Токаревой, формирует навыки анализа прозаического произведения, воспитывает чувства сострадания, сопереживания, доброго, чуткого отношения к близким.
-
А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация 2013
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.П. Чехова, его юмористическими рассказами, вводится понятие "юмористическая ситуация". Ученики приобщаются к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов.
-
Метапредметный подход в преподавании литературы 2013
Работа с метапредметами с успехом проходит на уроках литературы. Здесь на примере художественных произведений можно с учениками рассуждать, раскрывая смысл таких фундаментальных понятий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, эмоции, любовь и ревность, семья, патриотизм, память, противоречие и многих других.
-
Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества" 2013
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога.
-
Урок-путешествие "В сказочном королевстве". 5-й класс 2013
На уроке учащиеся знакомятся со сказками как произведениями словесного искусства.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Природа и человек". 5-й класс 2013
Цель урока - расширить представление о лирике, оказать воздействие на духовный мир.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда?" 2013
Внеклассное мероприятие предназначено для 6-8-х классов, направлено на формирование познавательного интереса к предмету, расширение читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, образно и убедительно высказывать собственные суждения. Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся к изучаемым предметам.
-
Поэтический листопад 2013
За основу мероприятия взят конкурс чтецов стихотворений об осени, чтобы его разнообразить, дети приготовили произведения, как на русском, так и на английском языках. Участниками конкурса стали обучающиеся 4-9-х классов, которые предварительно были поделены на две группы, равносильные по возрастному составу и творческому потенциалу, в каждой по 10 человек.
-
Урок литературы по теме «Н.С. Лесков "Человек на часах"» 2013
Урок посвящён изучению литературы XIX века, творчеству Николая Семеновича Лескова, рассказу «Человек на часах». Писатель всегда стремился убедить читателей в том, что праведничество – естественное и закономерное явление русской жизни и в этой жизни с её пороками и несправедливостями, искал и находил праведных людей. Урок построен на понимании авторского текста, умении работать со словом индивидуально и при обучении в сотрудничестве, умении видеть эпоху, характеризовать лиц исторической эпохи.
-
М.Ю Лермонтов (1814–1841). Личность поэта. Стихотворение "Парус", 6-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с личностью М.Ю. Лермонтова; знакомятся с настроением стихотворения «Парус», анализируют стихотворение и определяют значение образов в нём. Также учащиеся узнают, что такое «инверсия». На уроке проводится контроль (в виде теста) за усвоением знаний по литературоведческим терминам.
-
"Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"". 9-й класс 2013
Урок литературы по теме повторяет содержание повести, формирует знания по понятию "сентиментализм", навыки анализа текста.
-
КВН по литературе "Н.В. Гоголь и его бессмертная комедия" 2013
Данное внеклассное мероприятие для 8-го класса в форме литературной игры КВН является формой обобщения изученного материала по теме «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Игровая форма ненавязчиво погружает обучающихся в атмосферу произведения, позволяет в нетрадиционной форме проверить знания, способствует развитию творческих способностей.
-
Литературное краеведение на уроках и во внеурочной деятельности 2013
Литературное краеведение ‒ важна часть воспитательной и учебной работы учителя. Воспитывать чувство патриотизма можно и нужно на материале, который близок учащимся не только психологически, но и "географически". Школьный учитель часто не только тот человек, который дает знания, но и тот, кто может заразить детей творчеством, в том числе и поэтическим. Кто может быть ближе из поэтов, чем тот человек, с которым они встречаются каждый день на уроках?
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Был город-фронт, была блокада" 2013
Литературный материал поможет учителям в подготовке уроков, посвященных литературе о Великой Отечественной войне, а классным руководителям - в подготовке тематических классных часов. Работая над подготовкой к выступлению, ребята соприкоснутся с разнообразным материалом, посвященным блокаде: сценами из драматических произведений, поэзией, музыкой, документальными аудио- и видеоматериалами.
-
Педагогическая мастерская по биографии Н.А. Некрасова 2013
Предлагаемая мастерская по биографии Н.А.Некрасова создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и к чтению.
-
Тайна "Колымских рассказов" В.Т. Шаламова 2013
Конспект урока-размышления по литературе по теме. 11 класс. Поднимается тема тех, кто был «по ту сторону» от репрессированных - кто сажал, бил, пытал, охранял в лагерях, арестовывал, допрашивал, гонял по этапу, стрелял за шаг в сторону. Тема палачей рассматривается в ключе поиска причин массовости этого явления.
-
Бинарный урок по географии и литературе в 6-м классе на тему "Реки" 2013
Урок формирует представление учащихся о реках, о реке Волге, навыки работы с источниками географической информации, умение анализировать литературные произведения.
-
Урок о жизни и творчестве Владимира Высоцкого 2013
Цель данного урока – познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актера, с многообразием тем его стихов и песен.
-
Открытый урок литературы на тему "Любовь в жизни Обломова" 2013
В ходе урока исследуется тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Раскрывается понятие «художественный прием» (музыка, ветка сирени) в тексте. Учащиеся работают с текстом художественного произведения: выделяют главное, анализируют полученную информацию. Составляют кластер и работают с интерактивной доской.
-
Викторины по произведениям А.С. Пушкина "Повести Белкина" и "Дубровский" 2013
Один из способов повышения интереса к чтению – проведение игр – викторин по прочитанному произведению. Викторины проводились после прочтения повестей А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина» как внеклассные мероприятия. Они не требуют сложной подготовки, но помогут ученикам погрузиться в мир прозы Пушкина, мотивируют внимательно читать произведения, позволят проявить творческие пособности.Предварительно в классе формируются команды – «семьи» по желанию. Не вошедшие в «семьи» учащиеся организуют команду болельщиков, для которой тоже приготовлены вопросы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
Формирование универсальных учебных действий при изучении произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
В статье представлены конспекты уроков по изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города» как сатирических произведений. В основе уроков лежит групповая форма работы, которая способствует формированию и совершенствованию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и достижению личностных, метапредметных, предметных результатов.
-
Урок литературы. Тема: "Образ родины в русской поэзии". 5-й класс 2013
Цель: выявить своеобразие есенинского стихотворения. Способы решения этой проблемы: анализ образного строя стихотворения, использование художественных средств, языка произведения, эмоционального настроя, фактов биографии. Язык произведения меняется от простых предложений до сложных распространенных. Центральный образ ‒ дорога. Аналогия ‒ дорога жизни. Анализ художественных средств. Ученики обращают внимание на олицетворение, метафору, инверсию, эпитеты.