Ветхий Завет – уникальный памятник культуры

Разделы: Литература


Задачи: на основе повторения, обобщения и систематизации пройденного материала проследить взаимосвязь исторических факторов и художественного текста; выявить некоторые художественные особенности образов Ветхого завета; продолжить обучение азам логического анализа и сопоставления; выработать умение художественно пересказывать библейские легенды, размышлять и отвечать на вопросы; воспитывать интерес к мировому художественному искусству.

Цель: показать уникальность Ветхого завета как памятника культуры, в который включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы.

Вид урока: повторение и обобщение.

Форма: презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Изучая на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (заглянем в контурные карты и сверим их с картой, представленной на доске).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Насколько полным и точным источником является Ветхий Завет?

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вывод: В.З. можно считать одним из исторических источников, но в нём есть ряд особенностей (работа с кадрами презентации).

Вопрос: Какие особенности можно определить в тексте В.З.? Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) система философских знаний – представление об устройстве мира = создание мира (обратите внимание на рисунки детей). НО!!! В чём отличие от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у нас уже шла речь на уроках? (Единобожие и многобожие)

В) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей. В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Вавилонская башня – чему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит?Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Ной и Ноев ковчег. Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Именно поэтому мы можем говорить, что Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

Пример: Слайд презентации гравюра “Суд царя Соломона”. Наша дальнейшая работа на уроках будет связана с текстом И.А.Куприна “Суламифь”.

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ.

Презентация.