Урок литературы в 9-м классе "Сравнительно-сопоставительный анализ стилей Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ УРОКА:

  • формировать представление учащихся о своеобразии индивидуальной творческой манеры писателя;
  • выявить своеобразие языка Н.В. Гоголя и А.С.Пушкина;
  • совершенствовать умения анализа художественного текста;
  • развивать умения работать в группе;
  • воспитывать читательскую культуру учащихся, чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Портреты Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина.
  • А.С. Пушкин. Повесть “Капитанская дочка” (глава 2)
  • Н.В. Гоголь. Поэма “Мертвые души” (том 1, глава 3)

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

Еще ни у одного писателя
не было этого дара
выставлять так ярко пошлость жизни...
А.С. Пушкин.

Язык не только говор, речь.
Язык есть образ всего внутреннего человека,
его ума, того, что называют сердцем,
он выразитель воспитания всех
сил – умственных и нравственных.
И.А. Гончаров.

 ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя о теме и целях урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве Н.В. Гоголя. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведения Гоголя, заглянув в его творческую мастерскую.

(Чтение 1 эпиграфа к уроку).

- Сегодня мы сравним язык описания Пушкина и язык описания Гоголя, взяв за основу отрывок из повести “Капитанская дочка” (описание бурана) и отрывок из поэмы “Мертвые души” (описание дождя).

(Чтение 2 эпиграфа к уроку).

II. Сравнительно-сопоставительный анализ стиля Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина.

1. Выразительное чтение предложенных отрывков. (Составить партитуру чтения). (Приложение 1)

2. Выяснение идейно-художественной роли этих отрывков.

I группа. Повесть “Капитанская дочка”:

- мутное кружение разбушевавшейся метели, на фоне которой впервые в повести появляется Пугачев, символизирует стихию народного восстания.

- встреча в степи, во время бурана сбившегося с дороги Гринева с Пугачевым, который выводит его к постоялому двору, является завязкой действия повести.

II группа. Поэма “Мертвые души”:

- тучи, дождь, грязная дорога, блуждание брички Чичикова по взбороненному полю, из которой он вываливается в самую грязь, - все это создает тот серый, грязный фон, который соответствует характеру героя и символизирует его жизненную дорогу;

- описание дождя, серого дня хмурой погоды, сопровождающие всю поездку Чичикова, помогает лучше почувствовать ту “тинумелочей”, которой опутана ничтожная, серая жизнь героев поэмы.

3. Выразительное чтение учащимися описания людей, застигнутых непогодой.

Вопросы классу:

- Как описывает Пушкин людей, застигнутых непогодой?

I группа: Он описывает тревожное состояние героев, сочувствуя положению людей, очутившихся в степи во время страшного бурана, далеко от жилья, без надежны на чью-либо помощь.

- Как описывает Гоголь людей, застигнутых непогодой?

II группа: Он описывает их с иронией.

Учитель: обратите внимание на интонацию, с которой читались тексты. Сделайте вывод.

(При чтении отрывка из “Капитанской дочки” в интонациях голоса читающего это описание, передалось сильное беспокойство и тревога, нарастающая в душе главного героя. При чтении описания Селифана и Чичикова, застигнутых в поле дождем, интонация резко меняется, и вместо сочувствия в голосе читающего появляется ирония.).

Учитель.

- Если Пушкин ставил перед собой задачу правдиво нарисовать состояние человека, очутившегося в беде, то у Гоголя другая задача – высмеять своего героя, посмеяться над его неудачей. Поэтому его описание насыщено сатирическими выражениями, вызывающими смех. Задание.

- Найдите сатирические выражения в тексте Гоголя. Что они из себя представляют?

(Повторение слов - “как можно, чтоб я – опрокинул”; “это нехорошо – опрокинуть”; “уж я никак не опрокину”; “начал поворачивать, поворачивал, поворачивал и, наконец, выворотил”. Из двух синонимов – “упал” и “шлепнулся” - выбирается слово с сатирической окраской. Употребление слова, смысл которого прямо противоположен данному явлению – такой “непредвиденный случай совершенно изумил его”.).

4. Выразительное чтение описания бурана и дождя.

Задание.

При чтении соответствующей интонацией подчеркнуть нарастание непогоды, переданное в обеих картинах, и сделать логические ударения на глаголах. (Читают подготовленные заранее учащиеся).

Вопросы классу.

- С помощью каких глаголов Пушкин передает нарастание бурана и как? (Постепенное нарастание, движение и изменения и в природе. Туча – “росла”, “подымалась”, “облегала” небо. Снег – “пошел”, вдруг повалил хлопьями, “засыпал”, “так и валил”.)

- Как называется это выразительное средство? (Градация)

- А как у Гоголя?

(Гоголь тоже передает нарастание непогоды.Дождь “опрыскал” каплями дорогу, потом хлынул “как из ведра”, “зарядил надолго”, но в его языке глаголы не имеют того удельного веса в создании картины, какое они имеют в описании Пушкина.)

5. Наблюдение над синтаксисом отрывков.

Учитель.

- Обратимся к синтаксису отрывков. Каковы синтаксические особенности текста? Каково своеобразие пунктуации?

Учащиеся I группы.

- Рисуя природу и самочувствие людей, попавших в буран, Пушкин излагает свои мысли просто и лаконично: в указанном отрывке ряд нераспространенных предложений: “Ямщик поскакал”. “Ветер завыл”. “Сделалась метель”. “Все исчезло”. Здесь нет ни одного причастного оборота; нет вводных слов; на весь этот отрывок приходится всего четыре придаточных предложения.

Учащиеся II группы.

- В данном тексте нет ни одного нераспространенного предложения, ни одного простого, чем-нибудь не осложненного. К тому же этот отрывок изобилует деепричастными конструкциями, обособленными определениями, вводными однородными словами. Большинство фраз в этом отрывке представляет собой разного типа сложные предложения.

Учитель (обобщая сказанное).

- Делая дальнейшей шаг в развитии критического реализма, Гоголь ставил своей задачей детальное воспроизведение жизни. Рисуя подробно картину разразившейся грозы, Гоголь через реакцию на нее Чичикова и Селифана раскрывает их характеры и их взаимоотношения. Поэтому его система изложения гораздо сложнее, чем у Пушкина.

6. Обращается внимание учащихся на то, что в языке обоих писателей используются поговорки, пословицы, и отдельные народные слова, отличающиеся меткостью и народностью. (Эти слова и народные выражения заранее написаны на доске.) Учащиеся сравнивают их и отмечают, что у Гоголя больше встречается слов, взятых их обиходного языка слуг, мастеровых, иногда даже с нелитературным произношением – “другее почтенные”, “подгулял”, “как милости вашей будет завгодно”. Чего нельзя сказать о народных выражениях, использованных в языке Пушкина.

Задание.

Прочитайте эти слова в контексте и прислушайтесь к их оттенкам. Для чего используют Пушкин и Гоголь народные слова? (Чтобы точно передать явление или назвать предмет.Но у Гоголя они выражают еще и насмешку над тем явлением, которое он описывает.).

III. Итог урока.

- Перед нами два гениальных художника, умеющих живо нарисовать словами картину природы, описать состояние человека. Но языковые средства, используемые Пушкиным и Гоголем различны. Это объясняется различием задач, которые ставили писатели в своих произведениях. (Детям предлагается сформулировать эти задачи).

1. Гоголь в своем произведении поставил задачу не только правдиво изобразить героев, но и осмеять их. Поэтому главную особенность языка Гоголя составляет наличие в нем множества выражений, вызывающих смех, за которыми скрывается горький смысл.

2. Чтобы добиться сатирической заостренности языка, Гоголь использовал различные языковые приемы: меткие народные слова, повторение одних и тех же слов, выбор синонимов, употребление слов с противоположным значением и другие.

3. Синтаксис Гоголя, в противовес лаконичным предложениям А.С. Пушкина, также своеобразен; его описание более подробны, так как Гоголь обращает внимание на детали, которые соответствуют характеру героя его поэмы.

4. В языке Гоголя шире используются народные слова и выражения из разговорно-бытовой речи, которые употребляются писателем главным образом с целью осмеяния описываемых явлений. Вслед за Пушкиным он дальше раздвинул границы использования народного языка в литературе.

 Вывод.

Учитель.Таким образом, Гоголь показал, что “русскому языку свойствен широкий синтаксический диапазон. В своих произведениях он дал показательные примеры свободного построения фразы. В них читатель видит то громоздкие предложения с обилием придаточных предложений, вставочных оборотов и определяющих слов, то сравнительно короткие. В его синтаксических построениях видно причудливое смешение книжных элементов с разговорным стилем, что в дальнейшем сказалось на стиле писателей и публицистов”.

Дополнительный материал для учителя.