Интегрированный урок (литературное чтение + русский язык) по теме "Правописание непроизносимых согласных". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование орфографического навыка правописания слов с непроизносимым согласным на теоретической основе.

Задачи:

обучающие: анализ произношения и написания слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств) при отработке умения обосновывать выбор проверочного слова; составление письменного отзыва по картине М. Шагала «Часы»

развивающие:

  • развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
  • развитие умения «проникать вглубь» картины, участвовать в диалоге;
  • отработка навыка поиска и извлечения информации из источников различных видов.

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к человеку при обмене впечатлениями от картины.

Познавательные УУД (информационные): закрепят обучение работе с разными видами информации; актуализируют отработку навыка поиска и извлечения информации из источников различных видов; приобретут поиск и выделение необходимой информации, а такжеанализ и интерпретация информации;

Познавательные УУД (логические): приобретут анализ произношения и написания слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств) при отработке умения обосновывать выбор проверочного слова, а также составление письменного отзыва о картине М. Шагала «Часы».

Познавательные УУД (общеучебные): актуализируют умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

Регулятивные УУД: закрепят контроль и самоконтроль учебных действий.

Личностные УУД: приобретут самоопределение и смыслообразование решение интеллектуальной задачи при помощи интриги; формирование базовых эстетических ценностей: эстетических переживаний, эстетического вкуса; развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения «проникать вглубь» картины, участвовать в диалоге;

Коммуникативные УУД: закрепят инициативное сотрудничество, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к человеку при обмене впечатлениями от картины.

Ход урока

I. Актуализация старого знания и способов деятельности.

У: Ребята, вы часы рисовать умеете? И Марк Шагал показал, что тоже умеет рисовать часы. Он и свою картину назвал «Часы». Пройдите в картинную галерею (репродукция к картины Шагала)

У: Провокация:

Почему часы? Разве картина о часах? Посоветуйтесь в парах.

Может быть, вы придумаете более подходящее название картине?

Д: Художник рассказывает о тягостном одиночестве маленького человека задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими событиями.

Одиночество:

  • ожидание: вдруг кто-то придет;

Герой напряженно всматривается в окно: он находится в состоянии ожидания, вдруг кто-то придет, и это настроение одиночества развеется. Лирическому герою явно хочется с кем-то поделиться, с кем-то разделить свое одиночество и тоску. Я бы картину назвал….

  • грусть от плохой погоды; (слайд)

У: перейдите к лирическому герою хокку – Ранрана.

Осенний дождь во мгле.

Какие чувства испытывает герой этого хокку? Задумайтесь над ассоциациями:

Д: осенний увядание природы,

дождь грусть, тоскливое настроение,

во мгле – тягостное, тревожное настроение.

Целая нитка эмоций, усиливает настроение грусти и тоски! – словно крик отчаяния.

  • Человек рад одиночеству, пусть никто не приходит, лучше посидеть одному.

Я бы картину назвал….

У: Где на картине можно разглядеть признаки жизни в пустынной комнате?

Человек сидит на стуле с волнистой спинкой, на переплете окна – маленькая белая ручка, кружевная шторка, синий блик ночи. (слайд)

Что в картине кажется самым необычным?

Д:Масштаб изображений.

Этот подобный прием в литературном произведении называется контрастом. Часы кажутся очень большими по сравнению с крохотной фигуркой человека у окна.

II. Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Какие часы? Часы большие, старинные, показывают вечернее время, деревянные.

У: Вы сказали большие, а как еще точнее сказать? гигантские (большие), громоздкие (тяжелые).

Найдите на рабочем столе папку сегодняшнего урока.(раздать чистые листы)

Запишите слова гигантский и громоздкий:

Разве это не одно и тоже? Как можно проверить свою работу?

воспользоваться словарями, воспользоваться Интернетом, энциклопедией.

У: Побуждение к осознанию противоречия: задание было одно? А результаты разные.

Проблемная ситуация на конце корня при стечении согласных (слайд)

Нет звука, а буква есть. Он не произносится. Такие согласные называют непроизносимыми

У: Какова же будет тема урока?

ТЕМА: правописание непроизносимых согласных.(слайд)

У: Исходя из этого, сформулируйте цель урока.

ЦЕЛЬ УРОКА: усвоить правописание слов с непроизносимыми согласными.

У: Как будем действовать? Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности.

У: Мы же можем заменить такие слова синонимами?

Д: Нет, не будет меткости. Мы уже знаем много таких слов солнце, здравствуй, праздник.

III. «Развитие» знания. Преобразование содержания знаний.

У: Открыли тетради. Число. Классная работа.

ТЕМА: правописание непроизносимых согласных.

Какая основная гамма картины? Какому состоянию души соответствует такая гамма?

Д: Запишите слова. От данных слов образуйте прилагательные. Разбор слов по составу. Звукобуквенный разбор.

место (5 б., 5 зв.) – местный (7 б., 6 зв.) – находится рядом СТН, Т выпадает.

контраст (8 б., 8 зв.) – контрастный (11 б., 10 б.);

ужас (5 б., 5 зв.) – ужасный (8 б., 8 зв.);

У: Что можете сказать о парах слов?

У: почему нет соответствия между произнесением и написанием во 1-2 паре слов?

Вот мы и подошли к определению способов проверки непроизносимых согласных. (слайд6)

У: Какие есть гипотезы? Итак, у вас3 минуты на шум. Работа в четверках.

Д: Предположим, что в слове есть буквы, которые не обозначают звуков, значит, при написании таких слов звуки должны подавать команды буквам. Звуки повелевают буквами.

У: А если дело не в букве, а в звуке, это тоже называется орфограммой? 

Вывод: чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко. (чт. правила в учебнике с.)

Путеводитель урока: УУ1. (групповая работа) №1

Цель: перед вами листы. Прочитай, выпиши опасное стечение согласных.

  1. «Там мгла лежит в полях окрестных,
    А живое сердце греет день и ночь
    И уходят сразу все проблемы прочь
    Сижу один, я одинок
    И стук часов, ужасный вестник,
    Тревожно отдает в висок»

  2. «Вдалеке – далече
    В неизвестный путь
    Бесконечной цепью
    Облака плывут».

  3. «Здравствуй ночь, моя подруга,
    От тебя – одна услуга».

Вывод: стн, вств, рдц. – на доску. Запишите в тетрадь.

Проверка гипотезы по учебнику.На этом этапе происходит сверка самостоятельно обнаруженного не только с тем, что делали одноклассники, но и с правилом учебника.

Учащиеся трижды, но каждый раз в новой ситуации осмысливают и проговаривают новое правило.

IV. Индивидуально-групповая работа – 3 мин. №2

Тест №1 – проверка усвоения предметных знаний по теме.

(интересный, праздник, чувство, здравствуй, лестница, прекрасный)

Путеводитель урока: УУ2.

(работа в группе)

Определите свою позицию по настроению картины. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание. Выпишите слова с непроизносимой согласной и обозначьте стечение согласных:

Новоепри работе: (знак!) встретилось слово, которое нельзя проверить. Словарь: лестница, праздник, чувства.

V. Обобщение усвоенного и его введение в систему ранее усвоенного. №4

Распределите слова по группам, выпишите слова в определенном порядке:

а) сначала проверочное, потом проверяемое:

ненастное(2), ненастье(1); грустный(2),, грусть, (1);грустно(2),; груз(2),, грузить(1);, перезагрузка; (2),часы, (2),часовой(2),, час(1).

б)Разберите предложение по частям речи и членам предложения.

В темноте послышался властный стук часов.

Игра “Найди четвёртый лишний”- определение слов с непроизносимым согласным на слух.

Местность, селение, сторона, дворы.

Хрупкий, резкий, поздний, робкий.

Путеводитель урока: УУ3.

VI. Индивидуальная работа.

(композиционный анализ картины «Часы») (можно включить и работы учителей на 10 мин.)

Цель: осознанно писать слова с непроизносимым согласным в собственном тексте (использовать слова при письменной рецензии).

VII. Итог урока, рефлексия деятельности учащихся.

Удалось ли решить проблему, которая возникла перед вами?

Подводя итог сказанному, можем ли мы дать четкий ответ на основной вопрос урока?

Что, где, когда и как надо проверять? Слайд 6.

Рефлексия деятельности учащихся. Слайд 12.

Так о чем эта картина и почему она так называется?

У: Что же имел в виду художник, называя свою картину так просто? Как вы думаете, что хотел сказать художник, используя прием контраста?

Д: Эта картина о бесконечной власти времени над Человеком, которая становится особенно очевидной, если Человек одинок.

Д: Часы тикают и тикают, маятник раскачивается и раскачивается, а в жизни человека у окна ничего не меняется. Всякий Человек бесконечно мал в сравнении со временем. Называя картину «Часы», художник имел в виду не просто эти конкретные часы, но часы протекания жизни.

Домашнее задание. Слайд 13.

Может быть, неподалеку с вами живет человек, которому тоже кажется, что он одинок.

Подумайте, о ком вы давно не вспоминали и напишите ему пару строк, чтобы дорога к его домуне оказалась ЗАБРОШЕННОЙ

Презентация, Приложение.