Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского "Навек любовью ранен…". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока: раскрыть своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определить истинные ценности в жизни поэта, учить анализу лирического текста, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.

Оборудование:

  • презентация “Из жизни В.Маяковского”
  • тексты стихотворений

Тип урока: урок – анализ лирических произведений.

Ход урока

Не поймать
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен –
еле-еле волочусь.

В. Маяковский

I. Вступительное слово учителя:

Любовь – вечная тема, вечный сюжет. Но время и люди дают ему своё почтение. Сегодня мы всё чаще и чаще слышим, что любовь – это химическая реакция, любви не бывает. Скептическое отношение к этому чувству, а то просто хулу в её адрес можно услышать из мужских уст, из женских, из зрелых, и юных. Тем более, в наше время политических и экономических бурь. До любви ли тут? Нынче не только проза, но и поэзия погружена в некий летаргический сон забвения любви… и всё-таки…

Не создан человек для одиночества,
С дремучими инстинктами в крови
Он может жить без имени, без отчества,-
И никогда без ласки и любви.
Живой души живое поколение
В грехах нам забываться не дадут.
К живому телу тайна тяготения
Живёт и движет человеческий род.
И пусть цари догматами и спорами
Тревожат мир и саблями звенят,-
На вымерших развалинах истории
Слова любви, как маки, шелестят.

В.Телегина

– Интригующе звучат пушкинские стоки

Поговорим о странностях любви –
Иного я не смыслю разговора…

Кокетничал ли, лукавил поэт, утверждая, что иного разговора “не смыслит”… А может на самом деле верил, что нет выше темы, нет слова, которое как это заключало бы в себе всё – власть, самоотдачу, свободу и плен, вдохновение и муку.

Я предлагаю вам поговорить о странностях любви в лирике В. Маяковского. Не о вселенской к человечеству. О любви двоих – мужчины и женщины. Любую историю с любовным сюжетом можно рассказать по-разному. И стать этой истории бытовой байкой или высокой поэмой безоглядной страсти – зависит от того, кто расскажет её. Как рассказать, как воспринять, как прочувствовать – всё важно.

Итак, тема урока “Навек любовью ранен”. Я хотела бы донести до вас красоту и глубину чувств поэта. И ещё… я не хотела бы услышать категоричное: “Я не понимаю Маяковского, я его не люблю”. Кто-то по этому поводу очень хорошо сказал: “люди, воспитанные на пустой, бездумной развлекательности, поэзии Маяковского не примут; не умеющие самостоятельно мыслить, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, тревоги и боли его не поймут”.

К его стихам можно относиться по-разному: их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике:

  • Поэма “Облако в штанах”.
  • “Флейта – позвоночник”.
  • “Люблю”.
  • “Про это”.
  • Стихотворения: “Юбилейное”.
  • “Любовь”.
  • “Лиличка”.
  • “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”.
  • “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Остановимся на трёх адресатах лирики Маяковского – Татьяне Яковлевой, Марии Денисовой и Лиле Брик слайд

Татьяна Алексеевна Яковлева.

С ней познакомился поэт в 1928 году во время поездки в Париж. В 1925 году она по вызову своего отца-инженера, который жил там, уехала из СССР Современники вспоминают: “Когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня – тоже красавица: высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом”.

Вот строки из писем Т.Яковлевой и В.Маяковского (читают ученики).

Т.Яковлева

“Маяковский совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю. Это первый человек, сумевший оставить след в моей душе”

В.Маяковский

“Письма – такая медленная вещь, а мне так надо каждую минуту знать, что ты делаешь и о чём думаешь. Поэтому телеграфлю. Телеграфь, шли письма – ворохи того и другого”

Т.Яковлева

“Маяковский изумительно ко мне относился, и для него была большая драма уезжать отсюда, по крайней мере, на полгода. Он звонил из Берлина, и это был сплошной вопль. Я получаю каждый день телеграммы и каждую неделю цветы. Он распорядился, чтобы мне каждое воскресение посылали бы розы. Очень мне было тяжело, когда он уезжал…”

В Маяковский

“Не может быть, чтобы мы не оказались во все времена вместе”

Это письмо дотировано 8 июля 1929 годом. Встреча Маяковского и Т.Яковлевой не состоялась 28 сентября 1929 года, т.к. поэту было отказано в визе на поездку во Францию.

История любви поэта найдёт своё выражение в стихах.

(Ученик читает стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой”)

Это стихотворение очень напоминает песню В.Высоцкого (Звучит песня В.Высоцкого “07”)

– О чём эти 2 произведения? (О печали прощания, о нежности, о потере, о благородстве и красоте человеческих чувств, о великой силе любви).

Любовь не состоялась, но как человечны и заботливы друг к другу ОН и ОНА

– Что такое, по-вашему, любовь? (ответы учащихся)

Я очень рада за вас. Человек, тонко чувствующий прекрасное, никогда не станет подлецом.

В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” Маяковский излагает свои взгляды на любовь. (Чтение стихотворения учащимся).

– Что значит любить, считает Маяковский? (В мировой лирике есть немало строк о любви, возвышающих поэта над действительностью. Маяковский демонстративно отказывается от возвышенно-романтических слов, пользуется разговорно-бытовой лексикой, полушутливым разговором).

Любовь, по Маяковскому, – это игра жизненных сил, труд. Необычайный, на первый взгляд, непонятный облик любви нарисован в стихотворении “Военно-морская любовь”

(Чтение стихотворения учащимся).

Это стихотворение, читая с эстрады, поэт посвящал женщинам. Не удивляйтесь… А почему бы и нет. Ведь Владимир Высоцкий “Песню о двух красивых автомобилях” тоже посвятил женщине. (Звучит “Песня о двух красивых автомобилях”).

Мария Александровна Денисова… Мария… (слайд)

Образ этой женщины запечатлён в трёх разножанровых произведениях: поэзии, прозе, драматургии.

Это неистовая, незаурядная натура. Любила читать, увлекалась театром, занималась живописью, скульптурой. В 1919 году была зачислена в мастерскую известного советского скульптора Сергея Коненкова. Но учиться пришлось недолго: враг всё ближе подходит к Москве, и Мария решает идти на фронт. Сражается сначала в составе одной из частей Красной Армии, а затем в 1-ой и 2-ой Конармии. На фронте перенесла три тифа, три ранения. Страницы биографии Марии Денисовой послужили прообразом Даши Телегиной в трилогии А.Толстого “Хождение по мукам”. А Исаак Бабель увековечил образ девушки в своей пьесе “Мария”.

В поэме “Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.

Первая встреча Марии с В.Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже. Поэт не назвался девушке, пре6дложив именовать себя “некто в чёрном”. Но волею судьбы они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране.

Прогуливаясь с Каменским и Бурлаком по площади Ришелье, Маяковский вызвал недоумение у своих компаньонов, уклончиво бросив на ходу: “Встретил московских знакомых”, он исчез с Приморского бульвара вместе с красивой девушкой.

Трудно анализировать то, как возникают взаимные симпатии людей. Но они, несомненно, возникли между Денисовой и Маяковским.

Как-то на одном из обедов Маяковский был в ударе. Говорил умно и весело. Зашла речь о произведениях Джека Лондона. Кто-то из присутствующих высказал мысль, что жажда наживы делает героев Лондона жалкими людьми. Обратились с вопросом к Маяковскому: “А вы как думаете?” Наступила пауза. И вдруг в разговор вступает Мария: “Конечно так! Там, где деньги, подлинного чувства нет. Человек рождается не для денег!” Поэт принял поддержку Марии восторженно. Позднее он скажет:

– Помните?
Вы говорили:
“Джек Лондон,
Деньги,
Любовь, страсть,” –
А я одно видел:
Вы – Джоконда,
Которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду как воплощение совершенной красоты и женственности.

(Звучит песня В. Высоцкого “Лирическая”)

Слайд

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, – сказала Мария.

Но украсть свою Джоконду – Марию Маяковскому не удалось. Она не решилась сопровождать поэта с его друзьями в поездке по городам страны. Они расстались. Горечь неразделённой любви со своей страстью могучего темперамента выплеснулась в строки поэмы “Облако в штанах” (чтение отрывка из поэмы).

Потрясающее по силе чувств произведение. Это вопль раненого сердца. Это тоска по любви. Это крик одиночества.

Лиля Брик

Слайд

Она была возлюбленной Владимира Маяковского, который практически все свои творения посвятил ей. Она вызывала любовь и ненависть, а споры об этой женщине не утихают до сих пор: одни считают ее едва ли не виновницей гибели поэта, другие утверждают, что она была его единственной музой. Она прожила удивительную жизнь, и всегда была центром притяжения для многих известных и талантливых мужчин, сама при этом особыми талантами не блистая. Но была в ней та самая пресловутая загадка, невероятное обаяние и магия, которые и сейчас, спустя почти 30 лет после ее смерти, заставляют все новых и новых исследователей попытаться понять личность Лили Брик.

1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Строчка: “Она красивая, её, наверно, воскресят!” – потрясает. Кто ещё из поэтов мечтал о воскресении в будущем любимой женщины? /Маяковский был увлечён философией Федорова, о том, что когда-нибудь в будущем, возможно, будет воскрешение лучших, избранных людей.

Но, вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму “Облако в штанах” и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.

Слайд

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипирована.

Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

Современники говорили об их отношениях: “Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви”.

Она могла быть нежной с ним, а могла быть отчуждённо холодна. “Почему лошади никогда не кончают с собой? – спрашивала Лиля, когда Маяковский, выясняя отношения, угрожал самоубийством. И отвечала: – Потому что они не выясняют отношений”.

Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму “Дон Жуан”. “Опять про любовь, – заметила она. – Как не надоело?” Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…

– Прочитаем строки из поэмы “Флейта позвоночник”.

– Что вы почувствовали? Какая она любовь поэта?

(Любовь великая, любовь-громада, лирический герой готов разнести её и в пространстве (тысячи дорог) и во времени (века). Он коронует возлюбленную. И в тоже время мы не можем не почувствовать страдание лирического героя “радуга судорог”). (Чтение стихотворения “Лилечка”).

Работа по вариантам над анализом стихотворений

“Письмо Татьяне Яковлевой”

  1. Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Обоснуем свой ответ.
  2. Перед нами опять письмо, но похоже оно на то, что мы читали раньше?
  3. Не случайно на протяжении всего “Письма” мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
  4. Как называется приём, на котором построено стихотворение? (антитеза)
  5. Что противопоставляет своей любви поэт? (образы быка, слона – общий образ силы, силы, мощи, независимости. Романтизм проявляется в том, что любовь уподобляется морю, солнцу)
  6. Какое место в своей жизни поэт отводит любви? (Для него возможна только счастливая любовь, несчастная любовь – символ несовершенства мира)
  7. Что кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание)

“ЛИЛИЧКА!”

  1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения. (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
  2. Отметим главную тему стихотворения (тема любви, тема прощания, расставания)
  3. Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания? (Нет. Это “последний крик” отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна).
  4. Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?
  5. Какие местоимения использует поэт?
  6. И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
  7. В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?
  8. Какие определения герой относит к себе?
  9. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении? Что из себя представляет каждая из них?

Постепенно в любовную лирику Маяковского входит звёздная ночь. Образ звёздного неба соотносится у Маяковского с глубочайшими интимными переживаниями (Чтение стихотворения “Неоконченное”)

Подведение итогов. Выводы.

  1. Какова любовь в раннем творчестве Маяковского? (Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание)
  2. Какое звучание приобретает эта тема после революции? (Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта).
  3. Какова любовь в произведениях Маяковского?
  4. Какую роль играет тема любви в творчестве поэта? (Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль).

Домашнее задание:

  • прочитать и сделать краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”;
  • Выучить наизусть 1 стихотворение о любви (по выбору).