Цели:
- Продолжить работу по произведению В.Даля “Девочка Снегурочка”;
- Учить анализировать произведение, развивать память, внимание, речь учащихся;
- Воспитание чуткого отношения к окружающим.
Оборудование: портрет писателя, рисунок Снегурочки и Девочки. Словарь В.И.Даля “Толковый словарь живого великорусского языка”, листочки с отрывками текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!
(портрет на доске)
Сегодня наш урок мы посвятим человеку необыкновенному... моряку, врачу, языковеду и, конечно же, сказочнику Владимиру Ивановичу Далю. Будем работать с его произведением. - Напомните, как называется сказка, которую вы слушали на прошлом уроке? (Девочка Снегурочка)
II. Работа по теме В.И.Даль “Девочка Снегурочка”.
- Какими вы увидели в сказке бабушку. Дедушку?
- Как старики относились к Снегурочке?
– Какой рисунок по-вашему больше подходит к сказке “Девочка Снегурочка”? (два рисунка на доске)
- Молодцы, а внимательно ли вы читали сказку, сейчас проверим.
Игра “Вы со мной согласны или нет?”
1. Сказка начинается такими словами:
Жили-были старик со старухой, и было у них много внучат. Часто они собирались и играли в снежки.
- Докажите, прочитайте в учебнике (выборочное чтение)
2. Встречается такое выражение:
На печке лежит девочка, беленькая, как молоко, маленькая как кнопка.
- Докажите, прочитайте правильный ответ.
3. Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенечко...
- Кто желает прочитать правильный ответ?
Самостоятельная работа “Было или не было?” (на доске)
Все ли перечисленные события из сказки В.И.Даля “Девочка Снегурочка?”укажи +
а) – Жили-были на свете старик со старухой. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было.
б) - Все шло у стариков как по маслу:и в избе хорошо, и на дворе неплохо.
в) - Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушек погреться!
(взаимопроверка)
Все мы из этой сказки. Укажи героев. (на доске)
Старик старуха Петух Медведь Жучка Мурка Лиса Волк Девочка – Снегурочка
С этим заданием справились, назвали всех героев сказки.
Автор этого произведения В.И.Даль много путешествовал по Руси, и все время прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Было у него главное в жизни – дело собирать слова, он хотел сберечь для всех живой язык народа.Так появился “Толковый словарь живого великорусского языка” (показать толковый словарь В.И.Даля)
4. Для вас задание. Назовите слова, которые мы редко употребляем в речи, но они нам встретились в сказке.
- Объясните смысл этих слов.
III. Физминутка
IV. Работа в парах.
Исправь ошибки, допущенные в отрывках.(листочки)
а) Пришло лето, стали грибы(ягоды) поспевать, вот зовут подруги (подружки) Снегурочку в лес по грибочки (ягодки).
б) Грибы понабрали и Снегурочку в лесу не потеряли.
- Кто желает зачитать правильный ответ?
- А что случилось дальше, почитаем по ролям.
- Как вы думаете, почему девочка не пошла домой с Медведем, Волком и Лисой?
И в жизни случается так, когда дети, да и взрослые поддаются уговорам незнакомых людей и уходят с ними. А этого делать нельзя. Почему, как вы думаете?
Нужно всегда сначала думать, предвидеть, что может случиться.
- А как случилось, что Жучка оказалась в лесу? (ее старик выгнал, за то, что плохо охраняла дом)
- Как вы думаете, можно ли избавиться от собаки или от кошки за то, что они нам не угодили? Просто выгнать из дома.
Посоветуйтесь со своей парой и выскажите свое мнение.
Существуют замечательные слова, которые мы должны помнить
Мы в ответе за тех, кого приручили
- Какими словами заканчивается сказка?
V. Домашнее задание
Раб тетрадь с.65 №4
- Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте круг красного цвета.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте круг синего цвета.