Литература
-
О классном и внеклассном чтении. Читательская конференция по повести В. Железникова "Чучело". 6-й класс 2014
В статье анализируются причины низкой читательской грамотности учащихся и падения интереса школьников к чтению, рассматриваются принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения. Предлагается читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело», а также рабочие материалы для самостоятельной подготовки к ней учащихся.
-
Урок английского языка по теме «Я люблю книги» (I love books) 2014
Уроки иностранного языка развивают навыки смыслового чтения. Цель урока: развитие умений чтения с пониманием основного содержания.
-
Программа по литературе, составленная на основе ФГОС и авторской программы Г.С. Меркина. 5-й класс 2014
В статье представлена авторская программа, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897, примерной программы по литературе, соответствующей ФГОС, авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина.
-
Урок-проект по теме "Стремление к идеалу, или Как жить?" (По роману И.А.Гончарова "Обломов") 2014
Цель: проанализировать роман И.А. Гончарова "Обломов": сопоставить Обломова с героями народных сказок; прочитать фрагменты статей философов и литературоведов К.Д. Кавелина "Наш умственный строй", И.А. Ильина "Творческая идея России", Д.С. Лихачева "О национальном характере русских"; показать какие черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы; сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А. Гончаров в романе «Обломов»; развивать познавательный интерес школьников в исследовательских проектах; формировать умение презентовать конечный результат, высказывать свои мысли связно и логично; воспитывать активную жизненную позицию.
-
Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег» 2014
На уроке учащиеся вспоминают основные вехи биографии Л.Н. Толстого, говорят об отношении писателя, участника Крымской кампании, к войне; рассматривают авторскую позицию в рассказе «Набег» и средства ее выражения. В ходе урока работают с кластерами, составляют синквейн. Презентация делает урок более динамичным, создает эмоциональное отношение к произведению.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Загадка Уильяма Шекспира. Сонеты" 2014
Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Уильяма Шекспира, ребята получили представление о том, как сформировалась личность великого деятеля эпохи Возрождения. Прочитали сонеты Шекспира в оригинале и в переводах русских поэтов. Учились аргументированно отвечать на вопросы по литературоведению и значительно расширили английский словарный запас. Итог урока – ребята проявили свои творческие таланты в активной учебной деятельности.
-
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?»: «Сокровищница русского языка в произведениях М.Ю.Лермонтова (к 200-летию великого русского поэта) 2014
Работа посвящена творчеству одного из гениев русской литературы – М.Ю. Лермонтову, чье 200-летие отмечается в 2014 году. К этому событию и подготовлено внеклассное мероприятие, которое проводится в форме интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда?».
-
Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса 2014
Большинство ребят после изучения того или иного произведения с удовольствием принимаются за создание собственных иллюстраций по прочитанному материалу. Особенно активны ученики 5–7-х классов. Автор всячески поощряет такой вид деятельности, использует на уроках. Предлагается вашему вниманию один из таких уроков.
-
Рождественские ангелы в литературе и музыке (на примере святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»). 7-й класс 2014
Цель интегрированного урока: воздействовать на личность ученика различными видами искусства.
-
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 2014
Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова; выявление художественной идеи рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»; формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа, нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова "жалостливый".
-
Своеобразие лирики А.А. Ахматовой 2014
Тема, посвященная А.А. Ахматовой, имеет важное значение в разделе «Поэзия Серебряного века». На занятии используются два важных метода: погружение и проблемно-поисковый. Целесообразно сформировать 5 групп по 5 человек и группу учащихся-аналитиков – 2–3 человека. Задача аналитиков состоит в том, чтобы обобщить сказанное на уроке, найти «минусы» и «плюсы» в ответах товарищей.
-
«Семь футов брамсельного ветра». Литературная гостиная к 75-летию В.П. Крапивина 2014
Цель литературной гостиной: формирование у детей интереса к творчеству писателя В.П. Крапивина.
-
"Искусство – великая сила" (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» из сборника "Детство 49") 2014
Цель урока: воспитание нравственной личности, попытка показать учащимся, как искусство помогает человеку в самых сложных ситуациях выйти победителем. Музыкальные фрагменты, фотоматериалы, сборка оригами помогают почувствовать «атмосферу» рассказа. Детальная работа с текстом готовит учащихся к сочинению-рассуждению на тему «Искусство – великая сила».
-
"Волшебное слово поэзии. Зима" 2014
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся при создании стихотворного текста. Каждая группа на уроке сочиняет стихотворение. На протяжении урока учащиеся пользуются словарями и ресурсами Интернет. Урок рассчитан на 80 минут.
-
Интегрированный урок (литература + история + ритмика) по теме "Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе и историко-бытовых танцах XIX в." 5-й класс 2014
Урок в форме литературно-музыкальной композиции посвящен 200-летию Бородинской битвы. На уроке учащиеся выясняют, какие исторические события положены в основу литературного произведения; знакомятся с историко-бытовыми танцами XIX века: "маршем", "полонезом" и "вальсом". Урок помогает воспитать патриотические чувства к родине через историко-культурное наследие страны.
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Привет с фронта! Жди меня!" 2014
Нетрадиционный урок проводится в традиционной форме. Занятие о масштабах трагедии ВОВ, величии подвига народа. Воспитывает патриотизм.
-
Игра "Что? Где? Когда?" по биографии и творчеству Н.В. Гоголя, посвященная 205-й годовщине со дня рождения писателя. 9-й класс 2014
Цель занятия: развивать интерес и любовь к литературе; обучать навыкам групповой работы; развивать творческие способности, познавательную активность учащихся. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе.
-
Урок-проект "М.Ю. Лермонтов "Мотив одиночества в лирике поэта". 6-й класс 2014
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
-
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры 2014
Своеобразие поэтической манеры А.А. Фета проявляется в сопоставлении его стихов с произведениями других авторов (А.С. Пушкина и самих учеников, выступивших неожиданно для себя соавторами Фета). На уроке сравниваются два «Узника». Ученики осмысливают понятие "импрессионизм" как в живописи, так и в поэзии Фета. Урок развивает критическое мышление.
-
"Спешите делать добрые дела…" Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Счастливый Принц". 6-й класс 2014
Творчество Оскара Уайльда считается одной из ярчайших страниц мировой литературы. Любая сказка писателя может стать толчком к рождению человечности, поводом к серьезным размышлениям о человеке и его позиции. Почему выбрана именно сказка «Счастливый Принц»? Потому что в ней, может быть, более чем в других звучит мысль о счастье делать добро, о том, как это важно сделать вовремя, причем она не становится нравоучением, а красиво и искусно вплетена в повествование, что к ней нельзя не прийти.
-
Игра по литературе «Звездный час». 6-й класс 2014
В ходе игры учащиеся повторяют и обобщают материал по теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова». Игра развивает у учащихся познавательный интерес, тесно связана с учебным процессом.
-
Владимир Высоцкий. Страницы жизни и творчества 2014
Цель урока: познакомить учеников с вехами биографии и творчества В. Высоцкого, дать представление о Высоцком как личности.
-
"Романтизм как стиль в искусстве начала XIX в. (на примере поэмы М.Лермонтова "Мцыри" и произведений живописи и музыки)". 8-й класс 2014
В ходе урока учащиеся работают в группах, проверяют домашнее задание. Во время урока звучит музыка, в презентации к уроку представлен визуальный ряд картин русских художников-романтиков, рисунки М. Лермонтова.
-
"Мцыри – романтический герой" 2014
Цель урока: знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Урок строится на постоянном обращении учителя к личному опыту учеников; сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить особенности направления; развивать логическое мышление, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу; показать красоту Кавказа.
-
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского 2014
Цель урока: актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок-путешествие «По страницам романа А.С. Пушкина "Дубровский"» 2014
Урок-путешествие по страницам романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Ученики достаточно подробно изучают произведение в течение нескольких уроков: читают, отвечают на вопросы, работают с электронными ресурсами. Обобщающий урок в игровой форме завершает изучение романа.
-
Герой времени в произведениях М.М. Зощенко 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством М. Зощенко. Какой он – герой времени 20-х годов XX века? В этом помогут разобраться герои рассказов М. Зощенко.
-
Тема урока: "Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина" 2014
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшее ее стороны. Тем более если это душа поэта, А.С. Пушкина. Женщинам, вдохновившим поэта на создание удивительных, неповторимых произведений, посвящается этот урок.
-
Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" 2014
В статье рассматривается актуальный вопрос организации лингвистического анализа текста на уроках литературы в основной школе. Автор статьи приводит пример лингвистического анализа мини-стихотворения В.Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913). Такого рода анализ стихотворения может быть проведен на уроке, который предшествует рассмотрению более крупного и сложного произведения автора.
-
Урок внеклассного чтения в форме диспута "Ты знаешь, так хочется жить!" по рассказу Белый квадрат" Захара Прилепина. 6-й класс 2014
Урок литературы по рассказу «Белый квадрат» З. Прилепина соответствует требованиям и идеям ФГОС ОО; формирует личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.