Литература
-
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 2014
Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова; выявление художественной идеи рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»; формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа, нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова "жалостливый".
-
Своеобразие лирики А.А. Ахматовой 2014
Тема, посвященная А.А. Ахматовой, имеет важное значение в разделе «Поэзия Серебряного века». На занятии используются два важных метода: погружение и проблемно-поисковый. Целесообразно сформировать 5 групп по 5 человек и группу учащихся-аналитиков – 2–3 человека. Задача аналитиков состоит в том, чтобы обобщить сказанное на уроке, найти «минусы» и «плюсы» в ответах товарищей.
-
«Семь футов брамсельного ветра». Литературная гостиная к 75-летию В.П. Крапивина 2014
Цель литературной гостиной: формирование у детей интереса к творчеству писателя В.П. Крапивина.
-
"Искусство – великая сила" (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» из сборника "Детство 49") 2014
Цель урока: воспитание нравственной личности, попытка показать учащимся, как искусство помогает человеку в самых сложных ситуациях выйти победителем. Музыкальные фрагменты, фотоматериалы, сборка оригами помогают почувствовать «атмосферу» рассказа. Детальная работа с текстом готовит учащихся к сочинению-рассуждению на тему «Искусство – великая сила».
-
"Волшебное слово поэзии. Зима" 2014
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся при создании стихотворного текста. Каждая группа на уроке сочиняет стихотворение. На протяжении урока учащиеся пользуются словарями и ресурсами Интернет. Урок рассчитан на 80 минут.
-
Интегрированный урок (литература + история + ритмика) по теме "Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе и историко-бытовых танцах XIX в." 5-й класс 2014
Урок в форме литературно-музыкальной композиции посвящен 200-летию Бородинской битвы. На уроке учащиеся выясняют, какие исторические события положены в основу литературного произведения; знакомятся с историко-бытовыми танцами XIX века: "маршем", "полонезом" и "вальсом". Урок помогает воспитать патриотические чувства к родине через историко-культурное наследие страны.
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Привет с фронта! Жди меня!" 2014
Нетрадиционный урок проводится в традиционной форме. Занятие о масштабах трагедии ВОВ, величии подвига народа. Воспитывает патриотизм.
-
Игра "Что? Где? Когда?" по биографии и творчеству Н.В. Гоголя, посвященная 205-й годовщине со дня рождения писателя. 9-й класс 2014
Цель занятия: развивать интерес и любовь к литературе; обучать навыкам групповой работы; развивать творческие способности, познавательную активность учащихся. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе.
-
Урок-проект "М.Ю. Лермонтов "Мотив одиночества в лирике поэта". 6-й класс 2014
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
-
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры 2014
Своеобразие поэтической манеры А.А. Фета проявляется в сопоставлении его стихов с произведениями других авторов (А.С. Пушкина и самих учеников, выступивших неожиданно для себя соавторами Фета). На уроке сравниваются два «Узника». Ученики осмысливают понятие "импрессионизм" как в живописи, так и в поэзии Фета. Урок развивает критическое мышление.
-
"Спешите делать добрые дела…" Урок внеклассного чтения по сказке О.Уальда "Счастливый Принц". 6-й класс 2014
Творчество Оскара Уайльда считается одной из ярчайших страниц мировой литературы. Любая сказка писателя может стать толчком к рождению человечности, поводом к серьезным размышлениям о человеке и его позиции. Почему выбрана именно сказка «Счастливый Принц»? Потому что в ней, может быть, более чем в других звучит мысль о счастье делать добро, о том, как это важно сделать вовремя, причем она не становится нравоучением, а красиво и искусно вплетена в повествование, что к ней нельзя не прийти.
-
Игра по литературе «Звездный час». 6-й класс 2014
В ходе игры учащиеся повторяют и обобщают материал по теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова». Игра развивает у учащихся познавательный интерес, тесно связана с учебным процессом.
-
Владимир Высоцкий. Страницы жизни и творчества 2014
Цель урока: познакомить учеников с вехами биографии и творчества В. Высоцкого, дать представление о Высоцком как личности.
-
"Романтизм как стиль в искусстве начала XIX в. (на примере поэмы М.Лермонтова "Мцыри" и произведений живописи и музыки)". 8-й класс 2014
В ходе урока учащиеся работают в группах, проверяют домашнее задание. Во время урока звучит музыка, в презентации к уроку представлен визуальный ряд картин русских художников-романтиков, рисунки М. Лермонтова.
-
"Мцыри – романтический герой" 2014
Цель урока: знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Урок строится на постоянном обращении учителя к личному опыту учеников; сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить особенности направления; развивать логическое мышление, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу; показать красоту Кавказа.
-
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского 2014
Цель урока: актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок-путешествие «По страницам романа А.С. Пушкина "Дубровский"» 2014
Урок-путешествие по страницам романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Ученики достаточно подробно изучают произведение в течение нескольких уроков: читают, отвечают на вопросы, работают с электронными ресурсами. Обобщающий урок в игровой форме завершает изучение романа.
-
Герой времени в произведениях М.М. Зощенко 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством М. Зощенко. Какой он – герой времени 20-х годов XX века? В этом помогут разобраться герои рассказов М. Зощенко.
-
Тема урока: "Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина" 2014
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшее ее стороны. Тем более если это душа поэта, А.С. Пушкина. Женщинам, вдохновившим поэта на создание удивительных, неповторимых произведений, посвящается этот урок.
-
Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" 2014
В статье рассматривается актуальный вопрос организации лингвистического анализа текста на уроках литературы в основной школе. Автор статьи приводит пример лингвистического анализа мини-стихотворения В.Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913). Такого рода анализ стихотворения может быть проведен на уроке, который предшествует рассмотрению более крупного и сложного произведения автора.
-
Урок внеклассного чтения в форме диспута "Ты знаешь, так хочется жить!" по рассказу Белый квадрат" Захара Прилепина. 6-й класс 2014
Урок литературы по рассказу «Белый квадрат» З. Прилепина соответствует требованиям и идеям ФГОС ОО; формирует личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
-
Михаил Федорович –и основатель семьи Романовых 2014
Статья знакомит с историей России на рубеже XVI и XVII веков. Рассматривается период истории, когда царский трон занял Михаил Федорович Романов.
-
Урок внеклассного чтения "Голос памяти правдивой" (по повести Л.К. Чуковской "Спуск под воду") 2014
Урок проведен после изучения темы «Гражданские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова» (10-й класс). Урок осмысления своего места в мире, гражданской позиции. Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению Л.К. Чуковской, осмыслить авторскую позицию по отношению ко лжи и памяти.
-
Игра "Поле чудес" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2014
Презентация по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в форме телеигры «Поле чудес» создана в программе Power Point с триггерами. Призвана в занимательной форме привлечь внимание учащихся к творчеству М.А. Булгакова. Ресурс позволяет выявить самого внимательного читателя романа.
-
Билеты к зачету по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Перед учителями литературы, работающими в старших классах, стоит довольно сложная задача: добиться того, чтобы все учащиеся читали, знали тексты художественных произведений в полном объёме. Автор предложила дидактический материал, представленный в виде билетов. Он предназначен для проведения зачета по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и позволяет проверить, насколько полно учащиеся знакомы с текстом произведения.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс 2014
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2014
На уроке привлекается внимание к нравственным проблемам произведения. Учитель делает акцент на эмоциональном воздействии повести, развивает творческое воображение, использует иллюстрированный материал. Учащиеся учатся истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать характер персонажа, авторское отношение к герою, знакомятся с художественными особенностями создания характеров, что приводит к осмыслению произведения в целом.
-
Урок литературного чтения по теме "К.И. Чуковский "Путаница"". 2-й класс 2014
Урок знакомит с биографией К.И. Чуковского; учащиеся повторяют литературоведческую терминологию (рифма), изучают сведения о малых жанрах фольклора.
-
Формула исполнения мечты (по книге А.С. Грина "Алые паруса") 2014
Любите ли вы мечтать? Трудно себе представить, что мы сами можем быть волшебниками, что в наших руках исполнение любого желания, в наших силах сделать счастливым дорогого человека (или любого другого) и, самое странное, получить от этого удовольствие. Герои повести-феерии А. Грина помогают нам в этом убедиться и дают ответы на волнующий нас вопрос.
-
Отражение поэмы "Слово о полку Игореве" в различных видах искусства 2014
Занятие развивает познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, формирует нравственно-эстетические представления. Используются произведения литературы, живописи и музыки.