Урок внеклассного чтения по теме "Мы в ответе за всех, кого приручили" (по рассказу А.В. Костюнина "Нытик"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • пробудить интерес к творчеству писателя А.В.Костюнина;
  • воспитывать чувства гуманности, справедливости, сострадания.

Тип урока: урок-беседа.

Основные дидактические принципы:

  • связь обучения с жизнью,
  • доступность,
  • наглядность,
  • активность,
  • самостоятельность.

Методы и приемы: художественное слово.

Задачи:

  • Образовательные:
    • содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
    • создать условия для осознания и осмысления идейного содержания произведения.
  • Развивающие:
    • содействовать развитию речевой деятельности;
    • развитие эмоционально-образного мышления;
    • содействовать обогащению словарного запаса.
  • Воспитательные:
    • воспитание доброты, внимательного отношения к животным;
    • развивать желание совершать добрые поступки;
    • бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А.В.Костюнине», презентация «Памятники собакам».

ХОД УРОКА

Вопросы для домашнего задания перед уроком

– Какие произведения о собаках читали?
– Какие художественные фильмы рассказывают о собаках?
– Как вы понимаете смысл слов: шлындают, ушничают, щемится в спальну, старбень, брюла набок, канючить, сюсюкались?
– Понравился вам рассказ или нет? Почему?
– Почему рассказ называется «Нытик»?
– Как чаще всего называет автор собаку: Брайт, Нытик, Малыш? Почему?
– Какой эпизод вас особенно тронул? Почему?
– Есть ли вина человека в том, что случилось с собакой?
– Подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка.

Постановка учебной задачи

– Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с рассказом А.В.Костюхина, проанализировать его, отметить нравственные проблемы, выяснить, в чем своеобразие рассказа.

Презентация «О писателе А.В.Костюнине» (Приложение 1)

Беседа по тексту рассказа А.В.Костюнина «Нытик»

– Понравился вам рассказ или нет? Поделитесь своими впечатлениями.

– Каково значение слова «нытик»? (Нытик – ноющий, всегда чем-то недовольный человек.)

– Почему рассказ называется «Нытик»?

– Почему люди заводят собак? (В самом деле, для чего люди заводят собак? Делают они это из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга. Любовь к животным, стремление к общению с ними – естественная потребность каждого человека, свидетельство его доброты. Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Писатели, поэты и ученые во все времена и во всех странах воздавали хвалу собаке за ее понятливость, верность и преданность воспитавшему ее человеку.)

– Почему решили завести собаку? (Дочка в семье была единственным ребенком. Собака должна была стать другом. «Срочно требовалась заботливая нянька плюс отважный охранник – в одном».)

– Как выглядел щенок? С каким чувством описывает его автор? («Узкомордый, узкогрудый, с длинной шерстью. Постав лап узкий. (Балерина, шестая позиция). Зато какой славный, ласковый! Пушистый-пушистый! Медвежонок». Автор с любовью говорит о щенке.)

– Как относились в семье к щенку?

– Для чего писатель использует просторечные слова: шлындают, ушничают, щемится, старбень, брюла, канючить, сюсюкались? Как вы их понимаете?

– Когда впервые появляется определение «нытик»? («Будет пищать, ныть, канючить: «Все плохо. Меня тут не любят. Бабушка на ручки не берет». Такой слюнтяй! Такой нытик!»)

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к груди прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

– С каким чувством описывает автор, как песик с мамкой блины пекли? Для чего дано это описание?

– Что необычного было в поведении овчарки дома? («Считается, что свою еду овчарка никому не отдаст. …В ладонь мне ее сует, дескать: «Бери, угощайся. Мир!»)

– Какой эпизод из жизни молодой собаки говорит о ее сметливости? (Охота на крысу.)

– Как относились к пятилетней овчарке другие люди (не члены семьи)? (Существует мнение, что злого человека особенно чувствуют дети и собаки. Ребенок не подойдет к плохому человеку. Собака с недоверием относится к человеку с «червоточиной», с неприятным характером.
Ленка боялась Малыша. Брайт это чувствовал и сам уходил, когда она приходила.
В характере Яшки Макарова было что-то неприятное, злое. И это чувствовал Малыш. Особенно пес невзлюбил Яшку после того, как тот стал дразнить его. После этого случая пес не доверял Яшке: «Ты какой к нам сегодня пожаловал? Добрый или злой?» Трезвому Малыш дозволял перемещаться по квартире под конвоем. Макар – в туалет, пес – за ним, гость – в комнату, Малыш следом: «Я тут! Присматриваю за тобой».)

– Когда подтвердилось, что Яшка Макаров – плохой человек, и отношение Брайта к нему было обоснованным? Как случай в лесу характеризует Яшку? (Яшка недостойно ведет себя в лесу. Он злой человек, но он еще и вор. Причем ворует у человека, в дом которого вхож. Автор так строит эту сцену, что кажется воровство не является самоцелью. Яшка решил отомстить Малышу за его нелюбовь.
«Макар подошел к «Ниве», криво ухмыльнулся:
– Ну, что, тварь? Встретились на узкой дорожке?»)

Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

– Как случай в лесу характеризует Малыша? Найдите описание поведения собаки в машине. (Поведение Малыша характеризует его как преданного друга и сторожа. Бессилие, невозможность дать отпор наглому человеку. «Он слабел на глазах. От унижения».)

– Есть вина хозяина собаки в том, что случилось с Малышом? (Вина хозяина, конечно, есть. Не надо было оставлять собаку в закрытой машине. Хотя в рассказе есть такие слова: « Замки не запер. Зачем при такой охране?» Хозяин просто не подумал, что воры будут снимать колёса. Эта беспечность хозяина и погубила Брайта.)

– Что случилось с Брайтом?

– Почему так сдал Брайт?

– Как выразилась преданность пса? («Малыш был предан Толику навсегда» К больному хозяину пришел Малыш: « Внизу, вдоль больничных окон, по мерзлой земле, неуклюже расставляя лапы, ходил и поскуливал огромный старый пес».)

– Что вы думаете по поводу окончания рассказа?
– Предположите дальнейшее в судьбе Малыша.
– Как чаще всего называет автор собаку в рассказе: Брайт, Нытик, Малыш?
– Просмотрите текст, в каких случаях используется та или иная кличка. Почему?
– Какой эпизод рассказа вас особенно тронул? Почему?
– Прочитайте выразительно понравившийся отрывок.
– Какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа?
– Проблему «отцов» и «детей», взаимоотношения между людьми, отношение к «братьям нашим меньшим».

– Рассказы каких писателей о собаке вы читали? Какие фильмы о собаке смотрели? (Троепольский «Белый Бим, Черное ухо», Тургенев «Муму», Андреев «Кусака», Пришвин «Кладовая солнца»; фильмы: «Ко мне Мухтар»)

– В чем своеобразие рассказа А.В.Костюнина «Нытик»? (Своеобразие рассказа в том, что о Малыше рассказано как о члене семьи. Автор пытается передать размышления собаки, свойственные человеку. Необычная композиция рассказа, с помощью которой усиливается призыв: быть ответственным «за тех, кого приручили». Использование разговорных и диалектных слов помогаю выразить огромную любовь хозяина к собаке.)

Вывод. Чему учит рассказ? Над чем заставляет задуматься?

Первый друг человека – так издавна называют собаку. Многие, очень многие знаменитые люди могли бы сказать про себя, что они с детства дружили с собаками, любили их. Чехов говорил: «Славный народ – собаки». Маяковский в шутку рисовал себя в виде большого нескладного щенка. «Исключительным животным» нарек собаку гениальный русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Он же сказал, что собака вывела человека в люди.
С глубокой древности у людей стало традицией увековечивать какие-либо события или заслуги отдельных лиц сооружением им памятников. Поставлены памятники и собакам. Такие памятники можно встретить в самых разных странах мира.

Просмотр презентации «Памятники собакам». (Приложение 2)

Домашнее задание. Напишите сочинение о животном, которое есть в вашем доме или в доме родственников, знакомых.