Цели урока:
- пробудить интерес к творчеству писателя А.В.Костюнина;
- воспитывать чувства гуманности, справедливости, сострадания.
Тип урока: урок-беседа.
Основные дидактические принципы:
- связь обучения с жизнью,
- доступность,
- наглядность,
- активность,
- самостоятельность.
Методы и приемы: художественное слово.
Задачи:
- Образовательные:
- содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
- создать условия для осознания и осмысления идейного содержания произведения.
- Развивающие:
- содействовать развитию речевой деятельности;
- развитие эмоционально-образного мышления;
- содействовать обогащению словарного запаса.
- Воспитательные:
- воспитание доброты, внимательного отношения к животным;
- развивать желание совершать добрые поступки;
- бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А.В.Костюнине», презентация «Памятники собакам».
ХОД УРОКА
Вопросы для домашнего задания перед уроком
– Какие произведения о собаках читали?
– Какие художественные фильмы рассказывают о
собаках?
– Как вы понимаете смысл слов: шлындают,
ушничают, щемится в спальну, старбень, брюла
набок, канючить, сюсюкались?
– Понравился вам рассказ или нет? Почему?
– Почему рассказ называется «Нытик»?
– Как чаще всего называет автор собаку: Брайт,
Нытик, Малыш? Почему?
– Какой эпизод вас особенно тронул? Почему?
– Есть ли вина человека в том, что случилось с
собакой?
– Подготовьте выразительное чтение
понравившегося отрывка.
Постановка учебной задачи
– Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с рассказом А.В.Костюхина, проанализировать его, отметить нравственные проблемы, выяснить, в чем своеобразие рассказа.
Презентация «О писателе А.В.Костюнине» (Приложение 1)
Беседа по тексту рассказа А.В.Костюнина «Нытик»
– Понравился вам рассказ или нет? Поделитесь своими впечатлениями.
– Каково значение слова «нытик»? (Нытик – ноющий, всегда чем-то недовольный человек.)
– Почему рассказ называется «Нытик»?
– Почему люди заводят собак? (В самом деле, для чего люди заводят собак? Делают они это из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга. Любовь к животным, стремление к общению с ними – естественная потребность каждого человека, свидетельство его доброты. Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Писатели, поэты и ученые во все времена и во всех странах воздавали хвалу собаке за ее понятливость, верность и преданность воспитавшему ее человеку.)
– Почему решили завести собаку? (Дочка в семье была единственным ребенком. Собака должна была стать другом. «Срочно требовалась заботливая нянька плюс отважный охранник – в одном».)
– Как выглядел щенок? С каким чувством описывает его автор? («Узкомордый, узкогрудый, с длинной шерстью. Постав лап узкий. (Балерина, шестая позиция). Зато какой славный, ласковый! Пушистый-пушистый! Медвежонок». Автор с любовью говорит о щенке.)
– Как относились в семье к щенку?
– Для чего писатель использует просторечные слова: шлындают, ушничают, щемится, старбень, брюла, канючить, сюсюкались? Как вы их понимаете?
– Когда впервые появляется определение «нытик»? («Будет пищать, ныть, канючить: «Все плохо. Меня тут не любят. Бабушка на ручки не берет». Такой слюнтяй! Такой нытик!»)
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к груди прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
– С каким чувством описывает автор, как песик с мамкой блины пекли? Для чего дано это описание?
– Что необычного было в поведении овчарки дома? («Считается, что свою еду овчарка никому не отдаст. …В ладонь мне ее сует, дескать: «Бери, угощайся. Мир!»)
– Какой эпизод из жизни молодой собаки говорит о ее сметливости? (Охота на крысу.)
– Как относились к пятилетней овчарке другие
люди (не члены семьи)? (Существует мнение, что
злого человека особенно чувствуют дети и собаки.
Ребенок не подойдет к плохому человеку. Собака с
недоверием относится к человеку с
«червоточиной», с неприятным характером.
Ленка боялась Малыша. Брайт это чувствовал и
сам уходил, когда она приходила.
В характере Яшки Макарова было что-то
неприятное, злое. И это чувствовал Малыш.
Особенно пес невзлюбил Яшку после того, как тот
стал дразнить его. После этого случая пес не
доверял Яшке: «Ты какой к нам сегодня пожаловал?
Добрый или злой?» Трезвому Малыш дозволял
перемещаться по квартире под конвоем. Макар – в
туалет, пес – за ним, гость – в комнату, Малыш
следом: «Я тут! Присматриваю за тобой».)
– Когда подтвердилось, что Яшка Макаров –
плохой человек, и отношение Брайта к нему было
обоснованным? Как случай в лесу характеризует
Яшку? (Яшка недостойно ведет себя в лесу. Он
злой человек, но он еще и вор. Причем ворует у
человека, в дом которого вхож. Автор так строит
эту сцену, что кажется воровство не является
самоцелью. Яшка решил отомстить Малышу за его
нелюбовь.
«Макар подошел к «Ниве», криво ухмыльнулся:
– Ну, что, тварь? Встретились на узкой
дорожке?»)
Физкультминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
– Как случай в лесу характеризует Малыша? Найдите описание поведения собаки в машине. (Поведение Малыша характеризует его как преданного друга и сторожа. Бессилие, невозможность дать отпор наглому человеку. «Он слабел на глазах. От унижения».)
– Есть вина хозяина собаки в том, что случилось с Малышом? (Вина хозяина, конечно, есть. Не надо было оставлять собаку в закрытой машине. Хотя в рассказе есть такие слова: « Замки не запер. Зачем при такой охране?» Хозяин просто не подумал, что воры будут снимать колёса. Эта беспечность хозяина и погубила Брайта.)
– Что случилось с Брайтом?
– Почему так сдал Брайт?
– Как выразилась преданность пса? («Малыш был предан Толику навсегда» К больному хозяину пришел Малыш: « Внизу, вдоль больничных окон, по мерзлой земле, неуклюже расставляя лапы, ходил и поскуливал огромный старый пес».)
– Что вы думаете по поводу окончания рассказа?
– Предположите дальнейшее в судьбе Малыша.
– Как чаще всего называет автор собаку в
рассказе: Брайт, Нытик, Малыш?
– Просмотрите текст, в каких случаях
используется та или иная кличка. Почему?
– Какой эпизод рассказа вас особенно тронул?
Почему?
– Прочитайте выразительно понравившийся
отрывок.
– Какие проблемы поднимает автор на страницах
рассказа?
– Проблему «отцов» и «детей», взаимоотношения
между людьми, отношение к «братьям нашим
меньшим».
– Рассказы каких писателей о собаке вы читали? Какие фильмы о собаке смотрели? (Троепольский «Белый Бим, Черное ухо», Тургенев «Муму», Андреев «Кусака», Пришвин «Кладовая солнца»; фильмы: «Ко мне Мухтар»)
– В чем своеобразие рассказа А.В.Костюнина «Нытик»? (Своеобразие рассказа в том, что о Малыше рассказано как о члене семьи. Автор пытается передать размышления собаки, свойственные человеку. Необычная композиция рассказа, с помощью которой усиливается призыв: быть ответственным «за тех, кого приручили». Использование разговорных и диалектных слов помогаю выразить огромную любовь хозяина к собаке.)
Вывод. Чему учит рассказ? Над чем заставляет задуматься?
Первый друг человека – так издавна называют
собаку. Многие, очень многие знаменитые люди
могли бы сказать про себя, что они с детства
дружили с собаками, любили их. Чехов говорил:
«Славный народ – собаки». Маяковский в шутку
рисовал себя в виде большого нескладного щенка.
«Исключительным животным» нарек собаку
гениальный русский ученый-физиолог Иван
Петрович Павлов. Он же сказал, что собака вывела
человека в люди.
С глубокой древности у людей стало традицией
увековечивать какие-либо события или заслуги
отдельных лиц сооружением им памятников.
Поставлены памятники и собакам. Такие памятники
можно встретить в самых разных странах мира.
Просмотр презентации «Памятники собакам». (Приложение 2)
Домашнее задание. Напишите сочинение о животном, которое есть в вашем доме или в доме родственников, знакомых.