Формирование у школьников интереса к истории и духовной культуре родного края при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–9-х классах

Разделы: Литература


Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились на донской земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства.

Литература родного края – один из разделов программы по литературе для средней общеобразовательной школы под редакцией Г.Р. Курдюмовой. Введение регионального компонента создаёт условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края.

Реализация понятий, на основе которых возможна интеграция, помогает организовать эмоциональное восприятие учениками текста произведений.

Программируемые цели, виды трудовой деятельности дают установку на творческое самостоятельное общение с произведениями искусства.

Новые целевые установки литературного образования требуют системного подхода к изучению региональной литературы, т.к. её функции как “учебника жизни” приобретают особую значимость. Лучшие образцы художественной литературы вообще, и региональной в частности помогают уч-ся ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, края, черпать силы для духовного становления.

В каждом классе учащиеся приобщаются к дитературе как далёкого прошлого Дона, так и наших дней.

От класса к классу у школьников расширяется представление о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы определённого времени.

Отбор произведений произвела по следующим критериям:

- идейно-художественная значимость;

- сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы;

- соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников.

Так фольклорный пласт литературы Дона уч-ся осваивают с 5 по 8 класс: в 5 классе читают и осмысливают народные сказки, в том числе и козаков Дона; в 6 классе – сказы, легенды, предания Дона; в 7 – былины, пословицы и поговорки жителей Дона; в 8 классе – казачьи народные песни. В каждом классе учащимся предлагается для чтения произведения донских писателей, классиков 19 и 20 вв., современной литературы о Доне и донском крае. Донская литература даётся на фоне русской и мировой литературы.

Тема первых уроков звучит так: “Дон и Приазовье в античной мифологии”. Свой рассказ на уроке начинаю с того, что если определять возраст нашего края по первому упоминанию в письменных источниках он окажется весьма солидным, поскольку это единственное место на территории Российской Федерации, известное ещё Гомеру. Вот как он говорил устами своего героя, знаменитого Одиссея: “Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана: Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков”. Правда, страна киммерийцев во времена Гомера занимала всё Северное Причерногорье, однако, России от неё осталась только часть, что располагалась когда-то на землях Ростовской области.

Итак, подвожу учащихся к выводу, что истоки литературы о донском крае уходят конями в античные времена.

Следующий этап урока:

- миф как жанр античной литературы. На этом же уроке начинаем работать с мифами об аргонафтах, в которых нашли отражение истории древних плаваний греков к берегам Азовского и Чёрного морей.

К следующему уроку ребята получают задание: прочитать мифы об аргонафтах. Группа историков, работая со справочной литературой, готовит рассказ о том, кто такие аргонавты, какая цель их путешествия, по карте составляют маршрут – схему их путешествия.

В 7-8 классах на уроках ЛДК продолжаем разговор об античной литературе. И работаем уже с мифами об амазонках, которые имеют широкую известность в мировой литературе. Группа учащихся-историков получила задание подготовить сообщение об истории появления амазонок на донской земле, другие готовили сообщение об эпохе матриархата. Лингвистам было дано задание узнать происхождение слова “амазонка”. Географы должны были рассказать, как связано имя амазонок с рекой Дон. Урок начала с этих сообщение учащихся.

Эти уроки дали ребятам возможность пережить необыкновенное чувство сопричастности к историческим событиям.

За уроками античности начинается работа над фольклорным пластом литературы дона. На вводном уроке разговор идёт о том, что давным-давно, почти пятьсот лет назад, донская земля стала приютоми второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Бежали на Дон отовсюду. Здесь селились украинцы и поляки, турки и греки, немцы и шведы. Но больше всего было русских людей. Они принесли с собой свои, русские обычаи и привычки, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но здесь, на Дону, у них всё складывалось по-другому, другие были условия жизни, другой была и природа. Поэтому со временем они и песни свои стали петь по-новому, и сказки рассказывать по-новому.

Цель уроков литературы в 5-6, на которых работали с донскими казачьими и народными сказками, заключалась в том, чтобы научиться понимать мир этих сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, верований, научиться понимать и воссоздавать поэтику сказки. И работа на этих уроках была построена на сопоставлении донских казачьих и народных сказок. Так ребятам было предложено прочитать донскую сказку “Танюша и мачеха” и сказку “Василиса Прекрасная”, помещённую в школьной хрестоматии.

Прочитав эти сказки, учащиеся должны были ответить на вопросы, которые помогут им определить сходство и различие между двумя произведениями:

1. Что общего в судьбе Василисы из сказки “Василиса Прекрасная” и Тани из сказки “Танюша и мачеха”?

2. На что рассчитывают в борьбе с враждебной силой герои сказок: на волшебный предмет или на собственную смекалку?

3. Чем похожи, чем различаются и чему учит одна и другая сказки? Как вы думаете, почему?

В конце урока сообщаю учащимся о том, что среди народных сказок есть много сказок про животных. Чтобы на следующем уроке провести групповую работу по текстам сказок, соответственно даю задание по группам.

1 группа. Прочитать сказку “Глупец и жеребец”

2 группа. -*-*- “Кот и лиса”

3 группа. - *-*-* “Казак и лиса”

4 группа. -*-*-* “Черная коровушка и Аннушка”

Подготовить ответ на вопросы:

  1. Как раскрываются в этой сказке характеры действующих лиц? (1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр.)
  2. Чему учит сказка?
  3. Какие наиболее характерные черты донского жителя отразились в этой сказку? (3 гр. 4 гр.)
  4. Какие особенности природы, быта, речи донских казаков отражены в этой сказке? (1гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр.)
  5. Общие и отличительные черты донских сказок от народных сказок про животных?

Работая с текстами, анализируя их, отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу:

1) Общее в донских сказках и народных – поэтические образы фольклора: добро, милосердие, благородство, национальная гордость; зло, порок, грех.

2) За несколько столетий, пока народные сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. Это видно и в том, как сказочные герои говорят, и в том, как они одеваются, и чем занимаются. В донской сказке больше простых, будничных житейских подробностей.

3) Изменился сам сказочный герой. Героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, которому помогает не столько волшебная сила, сколько собственная смекалка, ловкость, смелость, готовность помочь слабому, беззащитному, ьудь то человек, зверь или птица.

Но на уроках донского фольклора учащиеся не только читают и анализируют сказки. Предлагаю им такие виды творческой деятельности, как сказывание сказок, продолжение сказок по заданной модели, нарисовать или подготовить костюмы сказачным героям, иллюстрирование сказок, изготовление поделок к сюжету сказок.

Каждый ученик находит в такой творческой работе для себя дело по душе.

На следующих уроках ЛДК изучаем сказки русских писателей 20 века. Первый урок по этой теме начинаем с сопоставления волшебной казачьей сказки “Бисеринка” и литературной сказки А.Платонова “Волшебное кольцо”. Это помогает учащимся понять, как писатели перерабатывают фольклорный материал, создают собственные произведения. Так в сказке “Доброе сердце дороже красоты” раскрывается замысел автора и мысль о том, что злые поступки должны быть наказаны, доброе сердце – справедливо награждено.

Изучая литературные сказки П.Лебеденко. учащиеся на уроках учились отличать фольклорную сказку от авторской, глубже понимать поэтику сказки.

Итоговым уроком по этому разделу тематического плана был урок-викторина “…По страницам “Сказок Тихого Дона”.

На уроках литературы донского края в 7 классе работаем с былинами. На этих уроках учащиеся узнают о том, что былины, как и сказки, имели широкое распространение на Дону, что русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (Дончак), Алёша Попович были не только популярными былинными героями общерусских, но и донских былин.

Как и при изучении сказок, семиклассники учатся сопоставлять вариант общерусской и донской былины. Такие уроки помогают им не только познакомиться с содержанием былин, но и определить отличия общерусских былин от донских. Работая с текстом, они убеждаются в том, что донские былины отличаются краткостью сюжета, что в них нашло отражение быта казачества, в них соеобразная лексика, неповоримость донского степного пейзажа.

В 8 классе учащиеся знакомятся с народными и историческими песнями Дона.

Эпиграфом к урокам, на которых идёт работа по изучению песенного творчества Дона беру слова В.Г.Белинского “Какая широкая и размашистая поэзия, сколько в ней силы и простору душевного”.

Прослушиваем записи песен, определяем их содержание и жанр. На первом уроке идёт разговор о многообразии народной казачьей песни по содержанию и жанрам. Донская песня является вариантом общерусских, в ней правда человеческого чувства, правдивость и поэтичность раскрытия существенных сторон жизни казаков в прошлом. Народная песня всегда отражала жизнь простых людей и являлась их любимым жанром искусства.

План урока

Народные и исторические песни о Ермаке

Цели урока.

1. Знакомство со стихами, иллюстрациями и песнями о Ермаке.

2. Формирование понятия “художественный образ” на материале летописи, поэзии, мызыки, изобразительного искусства.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. (Народная песня как фольклорный жанр).

II. Из жизни Ермака (летопись, воспоминания). Выступление ущихся (чтение стихов).

Работа с классом

1) Ваше отношение к ермаку?

2) Какие чувства вызывают прозвучавшие стихи?

III. Рассказ учителя о последнем походе Ермака с использованием материалов летописи.

1) Устное словесное рисование Ермака в последние часы жизни. Какой цвет в словесной картине является основным и почему?

2) Какую роль играют воспоминания очевидцев и летописи.

IV. Прослушивание народной песни “Ермак”.

V. Рассматривание иллюстраций художника Миронова к песне “Ермак”.

VI. Обсуждение песни и иллюстраций.

1) Какое настроение создаёт песня?

2) Что общего в песне и в иллюстрации художника Миронова?

3) По каким признакам можно определить отношение к Ермаку поэта К.Рылеева, худ. Миронова и неизвестного народного композитора?

VII. Подведение итогов урока.

- Какие качества личности Ермака показаны в летописях и произведениях искусства?

Учащиеся говорят о том, что и летопись, и музыка, и изобразительное искусство помогают убедиться в главном: Ермак – сильный, мужественный человек, храбрый воин, верный товарищ. Чувствуется любовь авторов к своему герою.

VIII. Задание на дом: подобрать из сборников песни о Ермаке, Разине, Пугачёве, сообщение о жизни героев.

На следующем уроке учащиеся примерно по такому же плану знакомятся со стихами и песнями о Степане Разине, иллюстрациями к песням.

На итоговом уроке учащиеся высказывают своё мнение по поводу высказывания В.Г. Белинского о народной песне. Согласны ли они с ним?

Такие уроки помогают учащимся находить общее и отличное в произведениях искусства, формируют интерес к народным песням. Поэтому так интересно и красочно проходят в школе конкурсы инсценированной донской песни.

Закончив в 9 классе работу над памятником древне-русской литературы “Словом о полку Игореве”, начинаю работать с “Повестью об Азовском осадном сидении донских казаков”. Цель уроков, на которых мы работали с этим произведением, заключалась в том, чтобы ребята научились понимать произведения древне-русской литературы в историческом контексте.

Чтение и анализ страниц “Повести…” дали ребятам возможность познакомиться с одним из самых ярких и драматических эпизодов в истории донского казачества, о беспредельном мужестве и героизме казаков во время сражений за Азов, исконно русский город.

На протяжении ряда лет, отслеживая знания и умения учащихся, полученные на уроках литературы донского края, я пришла к выводу, что в результате изучения донского курса учащиеся выработали следующие знания и умения:

- знают содержание наиболее значимые в идейно-художественном плане произведений литературы Дона и о Доне, умет их сравнить и определить сходство, рассматривать в контексте времени и культурного процесса в масштабах региона, страны, мира;

- знают наизусть поэтические произведения донских или других авторов о Доне;

- знают и любят исполнять казачьи песни, рисовать природу донского края;

- умеют использовать собственные впечатления и наблюдения по донскому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений о Доне и его людях, а в случае необходимости привлекать материалы других предметов, научно-популярных изданий, средства массовой информации, смежной с литературой искусств;

- владеют элементарными навыками сбора информации, ее обработка по фольклору Дона;

Изучение литературы донского края не ограничивается только уроками. С учащимися провожу фольклорные экспедиции в соседние станицы и хутора, где записывали казачьи песни, пословицы, частушки. Походы по литературным местам, читательские конференции, встречи с писателями и поэтами в литературном салоне “Ковчег”, праздники донской казачьей песни, литературные ринги – всё это составляет содержание литературно-краеведческой работы.