При изучении темы “А.С.Пушкин” в 5 классе я сочла уместным подробнее остановиться на лицейском периоде жизни поэта, т.к. один из учеников класса побывал летом в Санкт-Петербурге и принес фотографии, сделанные им во время экскурсии в г. Пушкин в Лицее. Вместе с ним мы оформили материал так, чтобы остальные дети смогли совершить заочное путешествие. Мы живем далеко в сибирской глубинке, тем ценнее для нас всех выезды детей и взрослых на “большую землю”, приобщение к культуре нашей страны, знакомство с другими государствами.
Цель: обобщить и пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; совершить заочную экскурсию по Лицею.
Задачи:
- выяснить уровень знания учащимися биографии Пушкина;
- выявить влияние семьи на воспитание юного Пушкина;
- совершить виртуальную экскурсию в Царскосельский Лицей;
- развивать образное мышление, поощрять творческие способности;
- развивать умение работать вместе, умение слушать и высказываться;
- воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оборудование:
- Подборка иллюстраций на тему “Семья Пушкиных”.
- Интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер.
- О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
- Ватман, маркеры.
- Учебник литературы за 5 кл.
Авторский медиапродукт: презентация из 21 слайда.
Среда: программа Microsoft Power Point, редактор Microsoft Word.
Ход урока
Ребята, как только вы вошли в класс и увидели на доске портрет, вы сразу поняли, о ком мы сегодня будем говорить. Это не первая ваша встреча с Пушкиным. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, некоторые знакомы с его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Давайте вспомним названия произведений А.С.Пушкина и сами произведения или отрывки, или строчки.
Я рада, что вы так много вспомнили произведений и хорошо прочитали их. А что вы знаете о жизни поэта? Предлагаю вам разделиться на 2 группы и поработать над этим вопросом; на ватмане вокруг портрета А.С.Пушкина записать все, что вы знаете, слышали (или даже предполагаете) из биографии поэта.
(2 группы учеников объединяют столы и начинают самостоятельно работать. Затем первая группа магнитами прикрепляет готовую работу на доску, делегирует одного ученика, который, по ее мнению, сможет связно рассказать. Вторая группа слушает, вывешивает свою работу, дополняет рассказ новыми сведениями. После этого дети оценивают работы друг друга: оформление, рассказ, задают вопросы, если какие-то факты вызвали сомнение).
Ребята, вы хорошо поработали. Скажите, много вы знаете из биографии Пушкина? Что бы вам хотелось еще узнать?
Ученики:
- Была ли у него жена и дети?
- Почему и кто его убил на дуэли?
- Каким было детство поэта?
- Были у него друзья?
- Как Пушкин учился?
- Где он работал?
Вы задали много вопросов. На часть из них вам ответит учебник (стр.87-88). Прочитайте статью учебника, дополните или исправьте свои работы на ватмане.
(Ученики работают в группах, вносят дополнения и исправления; затем снова проговаривают свой рассказ).
А теперь сделайте обобщение, как повлияло семейное воспитание на будущего поэта.
Ребята, вы знаете, что Саша Копанев вместе с бабушкой летом ездил в город Санкт-Петербург, ходил на разные экскурсии и побывал в Лицее, где учился будущий великий поэт. Саша принес свои фотографии, и мы с ним сделали презентацию к нашему уроку, которую Саша назвал “У Пушкина в Лицее”. Мы с вами тоже сможем совершить экскурсию в знаменитый Царскосельский Лицей. Саша будет мне помогать, будет комментировать фотографии и, по возможности, отвечать на ваши вопросы.
Заочная экскурсия:
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители задумались о продолжении его образования. Как раз в это время в Петербурге Император Александр I открывал Лицей для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе. Однако семья Пушкиных в то время была далеко не богата и не знатна. Родители обратились за помощью к одному своему знакомому, очень влиятельному человеку, чтобы тот помог устроить сына в Лицей.
В июне 1811 года дядя Пушкина, Василий Львович, привез племянника на вступительные экзамены. Выдержав испытания, Александр Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей.
Вы видите на слайде (№ 3) фотографию здания Лицея. Лицей располагался в Царском Селе под Петербургом в здании царского дворца, которое специально перепланировали. Здание 4-ехэтажное. В Лицее теперь музей, об этом говорит следующий слайд (№ 4).
19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. Присутствовал сам Александр 1, его семья, министры и высшее духовенство.
Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование приравнивалось к университетскому. Что не было характерно для учебных заведений России 18- начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных наказаний, а также проживание не в общей казарме, а в отдельной комнатке, которую лицеисты прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова обстановка в комнате. И такими были все комнаты лицеистов (№ 5). Как вы думаете, почему?
В Лицее было строгое расписание дня. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. Посмотрим внимательно распорядок дня лицеистов (№ 6). Что вы о нем скажете?
Лицейская библиотека выписывала всю периодическую печать (это что?). Лицеисты были в курсе общественных и литературных событий. Посмотрите, как много шкафов с книгами и журналами (№ 7). Зачем нужны были такие затраты?
Занятия проходили в специальных учебных классах. Рассмотрим один из них (№ 8).
Оценки лицеистам ставили не в баллах. Профессора давали подробные письменные отзывы. Например, вот такие (№ 9).
Отдыхали лицеисты в зале, где можно было музицировать, рисовать, читать (№ 10).
А вот некоторые сохранившиеся рисунки (№ 11).
В ухоженных Царскосельских садах было не только красиво. В них было много исторических памятников. На одной из колонн юный Пушкин прочитал высеченное имя своего предка — Ивана Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов чувствовал себя сыном своей Родины.
В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и лицеисты выбегали из классов, провожали воинов молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать.
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... (“19 октября 1836 года”)
Мальчики, жившие много лет уединенно, сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной. Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным, Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Пройдет много лет, и именно Пущин не побоится навестить в ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно) и сам Пушкин (№ 12-15). В свободное от учебы время лицеисты занимались литературными играми, например, коллективным сочинением сказок: один начинал, второй подхватывал, третий придумывал финал.
Каждый учебный год заканчивался экзаменами. Они проходили вот в этом зале (№ 16). В конце третьего года обучения Пушкин получил задание к экзамену по словесности сочинить и прочитать оду (что вы помните об оде?). На экзамене присутствовал метр русской литературы, непревзойденный мастер одического жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин очень волновался в присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин ( № 17).
Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные игры, шутки над товарищами и учителями. Посмотрите карикатуру одного из лицеистов (№ 18).
Именно в лицейское время в стихотворениях Пушкина появляются первые женские образы, светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился в сестру одного лицеиста — Екатерину Бакунину. В своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! ...я был счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет (№ 19).
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Вот выписки из свидетельства об окончании Лицея Пушкиным (№ 20).
Очень скоро начнется новый этап в жизни А.С.Пушкина. Но об этом мы узнаем позже. Не будем торопить время. А для любопытных и любознательных есть много способов узнать подробнее жизнь великого русского поэта — солнца русской поэзии. Дерзайте! Обернемся еще раз в лицейском коридоре – вдруг из свой комнаты выйдет Александр Пушкин? (№ 21).
Что скажете, ребята, о нашей виртуальной экскурсии?
Чем мы занимались на уроке? Дайте оценку своей работы и участия одноклассников
Домашнее задание: прочитать стихотворение А.С.Пушкина “Няне”; отрывок “У Лукоморья дуб зелёный...” из поэмы “Руслан и Людмила”, начать заучивание его наизусть.
Литература.
1. И.С.Збарский. Лицей в жизни А.С.Пушкина.// Начальная школа, 1999, № 6.
2. В.Озерова, Т.Навроцкая,В.Златников. Лицейский вечер в школе.//Литература в школе, 1995, № 106.
3. Ю.В.Лебедев. Литература, 10 кл: учебник для общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2011.
4. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2009.
5. А.И.Минкина. Пушкин. Серия “Семья художника”. Альбом. - Ленинград, Изокомбинат “Художник РСФСР”, 1989.