Открытый урок литературы на тему "Знакомьтесь, Владимир Высоцкий". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели.

1. Познакомить детей с поэтом певцом и актером Владимиром Семеновичем Высоцким.

2. Дать понятие авторской песни и научить отличать её от песни развлекательной.

3. Познакомить с отличительными чертами поэзии В.С. Высоцкого.

4. Развивать речь и способность мыслить, рассуждать.

5. Воспитывать чувство товарищества, патриотизма, формировать нравственные качества на примере песен Высоцкого.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Звучит песня В.С. Высоцкого “Кони привередливые”.

Основная часть

Слово учителя о Высоцком:

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, певец, актер. Он играл в театре на Таганке и снимался в кино. Вся его жизнь была той самой бешеной скачкой, о которой мы сейчас слышали в песне. Много хотелось, многое сбылось, но ещё больше – не успелось, и он так боялся не успеть допеть, досказать, расшевелить души людей..

(1 ученик)

Владимир Высоцкий – коренной Москвич. Он всегда был весёлым простым парнем, любил шумные компании, друзей. Друзей у Высоцкого было много, а слушателей его песен ещё больше, так как он был выразителем тех чувств, тех мыслей, которые были в людях, но они не умели или боялись высказать их! Стихи Высоцкого о людях самых простых, они помогали жить, помогали подняться, обрести уверенность слабому.

(2 ученик)

Песни – это истории, герой в них живёт, действует.

Настоящий человек, по мнению Высоцкого, это тот, кто способен на поступок, поэтому все стихи его действенны. В них есть сюжет. Сюжет – это то необходимое, что вернул Высоцкий песне. Это то, что отличает его песни от эстрадных развлекательных песен. Стихи и песни Высоцкого заставляют думать, размышлять о жизни, поэтому его творчество – для думающих людей.

Высоцкий, а с ним Булат Окуджава, являются основоположниками авторской песни.

(3 ученик)

Я хочу, чтобы вы поняли различие между песней развлекательной, где вместо слов можно вставить тра-ля-ля, и песней авторской - песней размышлением, слова из которой не выкинешь. Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства. Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

“Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, и задевают, а ты ахаешь и охаешь”. Б. Окуджава

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души.

Много у Высоцкого песен о настоящих людях. Это песни о летчиках, моряках, альпинистах, о тех, кого жизнь постоянно ставит в экстремальные ситуации, ведь именно они являются проверкой на прочность. Среди них – песня о друге.

Чтение стихотворения “ Песня о друге”.

Слова учителя:

Да, человек проверяется на деле, в экстремальной ситуации. Такой ситуацией была война – проверка на право называться настоящим человеком – другом, братом, отцом, сыном. Это время, когда самый заурядный человек мог оказаться героем, а душа компании – трусом. Сейчас мы послушаем песню: “Он не вернулся из боя” - песня о друге, о потерянном друге, о настоящей солдатской дружбе.

Звучит песня “Он не вернулся из боя”.

Учитель:

Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только о н не вернулся из боя.

Эта надпись сделана под фотографией мальчишки, выпускника 80-го года, погибшего в Афганистане.

Слова невоевавшего Высоцкого – почему?

Потому что ребята, находившиеся в Афганистане, выросли на Высоцком. Слушая его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. Он был им понятен. Он был честен.

В этом году 5 декабря мы отмечаем 70 лет со дня победы наших войск под Москвой. Любимой песней Высоцкого была “Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой” - песня его детства. У Высоцкого целый цикл стихов о войне, многие из них родились после поездки в Белоруссию.

Рассказывает Марина Влади (жена Высоцкого).

Зачитываю эпизоды из книги М.Влади “Владимир или прерванный полёт”.

Чтение учащимися стихов В.С.Высоцкого о войне:

- “Песня о моём старшине”

  • “Высота”
  • “Звезды”
  • “Песня о госпитале”
  • “Сыновья уходят в бой”
  • “Братские могилы”

Звучит песня в исполнении В.С. Высоцкого “На братских могилах не ставят крестов”

Учитель:

В нашей стране до сих пор помнят Высоцкого – поэта. Многие известные люди были его друзьями. Сейчас мы узнаем о Высоцком – поэте, о Высоцком – человеке из воспоминаний о нём его друзей.

Дети зачитывают подготовленные дома заметки – цитаты о Высоцком:

Михаила Рощина, Булата Окуджавы, Всеволода Абдулова, Роберта Рождественского, Александра Градского.

Александр Градский

Реакция на песни Высоцкого почти у любого одна была: “Во дает!”.

И он давал. По негодяям и хапугам, по зарвавшимся начальникам и их лакеям, по трусам и предателям. И тут же война и проблемы культа личности, любовь и страдание от несвободы, и на всё это свой личный взгляд и своя оценка, тут же становящиеся оценкой и взглядом многих и многих.

Слово учителя: Высоцкого не печатали при жизни, его нельзя было признавать вслух, и это было трагедией для поэта.

Роберт Рождественский

К его песня можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно я знаю наверняка: мимо песен Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышны.

Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа.

Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. Есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а-правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций, правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали (и не умели) сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но ещё и-за низ. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.

Михаил Рощин

Трагедия его смерти окрасила теперь всё по-иному, личность переходит годами в образ – выходит новый, строгий, трагический, “поздний” Высоцкий. А ведь был он – сама весёлость и лёгкость. Высоцкий был весел и легок особой московской легкостью, повадкой, манерой, юмором, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отжить, сказать, врезать – хоть словом, хоть как. И всё равно быть весёлым, не злым, не подлым – и в драке, и в песне, и в подлесничной и чердачной, в любви можно все равно быть благородным и сволочью, и всем это видно, и все это знают. А уж в своём-то дворе, в своей компании и подавно.

Наши же старшие учили нас “мужчинству”: не трусить, защищать слабого, платить первым, в крови стоять за друга, жалеть детишек и баб.

Но пуще всего – беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего.

Всеволод Абдулов

Высоцкий много поёт о щербленных героях. Положительность Высоцкий не связывает с безупречной биографией – только с поступком. Тем самым утверждается человек проявляющийся, действующий. Высоцкий поёт понимающегося человека. В дальнейшем эта линия от поступка – всплеска протянется к тем, кто взлетел навсегда.

Да, Высоцкий утверждал, что положительные поступки доступны всем.

Любой человек может совершать хорошие поступки. Таким образом, песни помогали подниматься опустившимся, отчаявшимся.

Михаил Рощин

Моя мать, Тарасовна, как все мы ей звали, сразу его выделила. Хотя все мы были каждый в особь, талантливые и острые, показавшие свои первые зубы, уже получившие по этим зубам, а он-то был помоложе, считай пацан, ему ещё надо было заявиться. Мать его приняла сразу, услышала, поняла.

Он таким, как она, безмужным, работящим, выволокшим на плечах войну и детей – им и в подушку – то пореветь не было сил, а вокруг всё больше вскипала мачеха – ложью требовала восторга, требовала “выглядеть”, шагать парадно со звонкой песней и барабаном – вот таким он попадал , ударял сразу в самое сердце. Визбор, а до него Окуджава вернули песне – сюжет. Но просто сюжета мало - нужно, чтобы он был такой один – единственный, который западает в душу и там навсегда остается. Если вложит певец в песню свою судьбу и своё сердце, тогда и выйдет настоящая песня.

А в русской песне всегда боль и грусть, тревога и тоска. Потребность в песне душевной, говорящей всю правду, и вместе с тем песне веселой, иронической была непомерно велика. Вот на такой спрос ответил Высоцкий. На народную потребность в песне, полностью искренней и полностью правдивой.

Презентация.

О жизненной позиции Высоцкий хорошо сказал в песне: “Я не люблю”

Всё кратко и ясно, а выводов для размышления много.

Звучит песня: “ Я не люблю”.

Итог.

1. Чему учит нас его творчество?

Его творчество учит нас быть людьми, учит задумываться над жизнью, отличать правду от лжи, быть самим собой, не подличать, не предавать.

2. Какой вклад внес Владимир Высоцкий в литературу и искусство?

Создал новый жанр – авторскую песню, в песне появился сюжет – развитие действия, а это уже история, уже интересно.

Оценки.

Домашнее задание.

С помощью цитат из стихов Владимира Высоцкого составить его образ как человека, как поэта.

Оборудование урока.

1. На доске записи:

Ты совесть, и смелость,
И лиричность, и боль. В.Солоухин

“На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой.
Мы не успели, не успели,
Не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья
Уходят в бой”. В. Высоцкий

2. Пластинки с записями Высоцкого выставлены не доске.

3. Книги: Сборники стихов поэта, книги о поэте.

4. Газеты на стендах и на доске, посвященные жизни и творчеству В. Высоцкого и 70-летию битвы под Москвой (сделаны учащимися к этому уроку).

5. Записи песен Высоцкого, которые будут звучать на уроке.