Урок краеведения "Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу"

Разделы: Литература


Оформление кабинета:

  • Стенд «Нет на свете Родины милее, чем моя самарская земля», (виды Самары)
  • Газета «Самарский Парнас»
  • Мультимедийный проектор
  • Эпиграф: Пусть мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои места родные, Свои родные, милые места. М. Пляцковский
  • Выставка книг, журнальных статей о родном крае.

ХОД УРОКА

Ведущий: Мы начинаем наш урок, посвященный любимому городу – «Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу».

Звучит гимн Самары в записи, припев поют девочки.

Ведущий: Стихотворение «Имя города – Самара»

Имя города – Самара
И иначе быть не может.
Бред марксистского пожара
Мою душу не изгложет
Имя города – не шапка,
Что меняют на другую.
Мне утерянного жалко,
И поэтому тоскую,
И поэтому не спится
Мне в Самаре на рассвете.
Имя города – как птица,
Что парит во мгле столетий.

Ведущий: Человек, как и все живое в природе, засыхает без корней. Он не сможет твердо и уверенно пронести по жизни свои идеалы, сохранить ориентир и верный критерий отношений к окружающему миру без ощущения постоянной связи с ушедшими поколениями, с их традициями, духовными ценностями. За время нашей сегодняшней встречи мы постараемся ненадолго окунуться в глубину веков и в совсем недавнее прошлое родного города. Древняя мудрость гласит: «Народ без истории, как ребенок без родителей, и из него можно вылепить все, что угодно». Наш город – это наше прошлое, настоящее и будущее.

Ведущий: А что же это такое Самарский край? Многим такой вопрос покажется странным. Каждый более-менее любознательный самарец при таких словах сразу представит привычное нашему глазу несколько неправильной формы сердечко Самарской губернии. Все, что внутри этого сердца, и есть наш Самарский край. И, вероятно, каждый изумится, попав вот на такой вот необычный школьный урок.

Сценка «История с географией»

Учитель: Васечкин, назови, пожалуйста, самые крупные города Самарского края.
Васечкин: Ульяновск, Оренбург, Уральск, Казань, Пенза, Саранск, Орск, Уфа...
Голос за кадром: У вас от удивления округлились глаза?
Учитель: Молодец, Васечкин, отлично! Садись. А теперь, Уточкина, покажи нам границы Самарского края.
Уточкина: На севере наш край граничит с Горьковской областью, Чувашией, Марий Эл, Удмуртией, Пермской, Свердловской областями, на юге – с Тамбовской, Астраханской, Кустанайской, на западе – с Рязанской и Московской областями, на востоке – с Омским краем.
Голос за кадром: У вас от изумления открылся рот?
Учитель: Очень хорошо, Уточкина! А теперь Петечкин перечислит нам те населенные пункты, которые не входили в Самарский край.
Петечкин: Города Похвистнево, Сергиевск и Серноводск, Исаклинский, Кнель-Черкасский, Борский районы, города Тольятти, Сызрань, Жигулевск, районы Сызранский, Шигонский, Хворостянский, Пестравский, Нефтегорский, поселки Усолье, Зольное, сёла Подгоры, Шелехметь, Рождествено. '
Голос за кадром: У вас, наверное, от возмущения уже кровь в жилах вскипела: что же тогда нашему краю остается?
Учитель: Правильно, Петечкин, умница! А кто скажет, в какую территорию входил наш родной город Самара?
Васечкин: Ульяновский край, Оренбургская область, Астраханская, Татарстан. Один даже выкрикнул: «Сызранский уезд!». И учитель только успевает подтверждать: «Правильно! Молодец! Верно! Хорошо! Отлично!»

Ведущий: Что за чепуха, возмутитесь вы. Ну, дети – известные фантазеры, они могут и Аляску в Африке искать. Но учитель! Такая вопиющая безграмотность! Что за дикая география?! И я с вами соглашусь – география действительно дикая. А если это не география, а история? Тогда это совсем не чепуха. Ведь той Самарской области, к которой мы так привыкли, нет и 75 лет. Самарская (до недавнего времени Куйбышевская) область в ныне существующих границах была утверждена лишь в 1943 году. А до этого территория вокруг города Самара неоднократно изменялась, приобретая иногда довольно причудливые и даже уродливые формы.
И в жизни Самары был удивительный миг, когда город был столицей целого «государства»: с 8 нюня по 7 октября 1918 года в период захвата города белочехами.
В очень интересной книге, выпущенной Куйбышевским книжным издательством в 1985 году к 400-летию города, «Самара – Куйбышев. Хроника событий. 1586-1986» мы узнаем, что Самара, построенная как сторожевая крепость, оставалась таковой до 1688 года, когда была переименована в город.

Ведущий: Год 1586. К волжскому берегу при впадении реки Самарки причалила флотилия под руководством Григория Засекина. Федор Иоанович подписал указ в далекой Белокаменной, и вот появился здесь работный люд, стрельцы, дворяне, священники.
Хроника событий. Август. В письме астраханского воеводы в Посольский приказ сообщается, что ногайский князь Урус выражает протест против постройки городов на pp.Самаре, Белой Волошке, Уфе и на Яике. Сентябрь. Первым воеводой в Самаре назначен князь Григорий Осипович Засекин.
После падения Казанского ханства все его земли перешли к Москве, а за Самаркой находилась Ногайская Орда. Вот почему Григорий Осипович Засекин и построил крепость, защищая новые русские владения. Ногайцам это соседство не нравилось, они несколько раз пытались сжечь город, брали в плен русских людей и, конечно же, грабили купцов.
Позже, уже в 17 веке, Ногайскую Орду разгромили киргизы. Именно тогда первые смельчаки из самарских казаков перебрались через реку Самарку и основали там Засамарскую слободу, ныне это Кряж.

Ведущий: А теперь обратимся к гербу нашего города. На нем изображена коза на зеленом лугу. Как вы думаете, почему? (Ответы из зала).
Нам же все представляется гораздо проще. Князь Г. О. Засекин строил крепость не на пустых землях. Во все заволжские дали простирались бескрайние пастбища кочевников. По реке Самарке проходила граница двух великих степных государств: ниже по течению – Ногайская орда, выше – Казанское ханство. Ногайцы, киргизы перегоняли здесь огромные стада крупного рогатого скота и курдючных овец. Местность была подходящей для скотоводства: море травы и воды. Помимо самой реки Итиль (Волги) плато прорезали бесконечные мелкие притоки. Только вслушайтесь в звучание их названий на исконном тюркском языке: Кинель, Сок, Кондурча, Безенчук, Бузулук, Иргиз, Курумоч, Сызрань и др. Сколько в этих словах какой-то неожиданной и тревожной музыки. В них навсегда застыл особый аромат степных трав. Всю эту древнюю историю и воплощает в себе коза на Самарском гербе.

Звучит лирическая мелодия, исполняемая под гитару.

Ведущий: А теперь перенесемся в век XIX.

Прогуляться Самара зовет
С 19 веком в обнимочку,
Шаловливый мотив подпоет
Гранд-отель под веселую скрипочку.
Тот же вечер и та же весна,
Что когда-то цвела при Алабине,
И дома помнят их имена,
И балы в Благородном собрании.

Рассказ о воротах Самары – улице Предтеченской.

Ведущий: Пароходный гудок. Капитан: «Лево руля!» Старший помощник в рупор торжественно объявляет: «Дамы и господа, граждане и гражданки, мы подходим к Самаре». Публика высыпала на палубу, (судно швартовалось к пристани «Русь» или «Кавказ и Меркурий». Первое что видели пассажиры перед собой, – это Предтеченскую улицу (ныне Некрасовская), резко поднимавшуюся в гору, мощённую жигулёвским булыжником, милую и симпатичную. Здесь уже по поджидали извозчики с пролётками, фаэтонами, телегами, как говориться, кому что по карману.
Извозчики кричали: «Эй, садись, не рядись! Прокатим с ветерком! Эх, Самара-матушка, слаще хлеба мякишка! Поедем, барин, по Предтеченской!».

Ведущий: Приезжий гость спрашивал: «А почему этот подъём так называется?» Кучер отвечал: «Предтеченская – это предтеча Самары, через неё Вы в город попадёте на моей кобыле. Ну-ну, пошла!» На самом деле Предтеченская называлась так в связи со старинной церковью Иоанна Предтечи, которой та заканчивалась. Такова была русская православная традиция. Улица должна вести к храму и им заканчиваться, как говорится, из мира в клир. А мирская жизнь на Набережной, действительно, потрясала. Здесь бушевал Бурлацкий рынок, растянувшийся на целых три квартала вдоль Волги до самой Заводской. Здесь приставали цыганки: «Дай погадаю, позолоти ручку». Местные виртуозы-гармонисты выбивали слезу из мещан, а вместе с нею и денежки.
Дом № 1 по Предтеченской потрясал воображение приезжих своей грандиозностью. Огромное кирпичное многоэтажное здание. Самарский предприниматель Матвей Абрамович Чаковский в 1886 году построил его как первую в городе баню. Для тех времён это было величайшее техническое достижение. Она обслуживала сразу до 584 человек одновременно. Имелось 25 отдельных номеров на 75 персон. Баня имела свой водопровод, канализацию, освещение осуществлялось от собственной динамо-машины, пар поступал из централизованной системы. Работала собственная прачечная, и пока клиент хлестался веничком в парной, его одежда выстирывалась, высушивалась в потоках сухого горячего воздуха, проглаживалась и ждала уже своего хозяина чистенького и довольного. Ценные вещи закрывались в сейфы под охрану специально нанятого полицейского. Так что встреча с Самарой и её традициями начиналась с бани Чаковского на Предтеченской, 1.
Следующим по номеру за кирхой возвышалась Единоверческая церковь. Это место связано с историей всей нашей страны. Каждый школьник знает о расколе, но уже далеко не каждый современный самарец знает о том, какую роль играл наш город в старообрядчестве. Дело в том, что на Волгу, спасаясь от гонений, бежали раскольники со всей Руси. Они здесь поставили семь Иргизских монастырей и боролись насмерть за сохранение старокнижия и двоеперстия.
Напротив Единоверческой церкви находились «Сарептские номера», а на другом углу ресторан «Венеция».
По мере дальнейшего движения по улице вверх начинают появляться особняки крупных предпринимателей: на углу Соборной восхищает глаз огромный магазин купца 1 гильдии потомственного почётного гражданина Щетинкина.
На противоположной стороне Предтеченская, 61, возвышается особняк М.А.Егорова-Андреева, простроенный архитектором Вернером в стиле ампир в 1913 году. Далее, прогуливаясь вдоль особняков Жоголева, Погорелова, Шихобалова, Дальнова, Журавлёва, мы приближаемся к старейшей самарской святыне – православному кладбищу, где когда-то и стояла деревянная церквушка Иоанна Предтечи.
Вот, наконец, сам Покровский собор. Его мы видим ещё издалека, квартала за четыре. Его золотые купола и белые стены как бы плывут над улицей, будто солнце встаёт. Его поставили на месте старенькой деревянной церквушки Иоанна Предтечи и освятили в 1861 году. При строительстве церкви большую роль играл благотворительный комитет во главе с Емельяном и Антоном Шихобаловыми. За заслуги по возведению Покровского храма священный Синод наградил братьев золотыми медалями. Они также удостоились права построить свой семейный склеп рядом с этой церковью.

Ведущий: Мы ходим по одним и тем же улицам, живём на них и перестаём их замечать. А зря, ведь они так же, как люди, имеют свою историю, наполненную интереснейшими событиями. Кто не знает улицу Красноармейскую, кто не ездил по ней в трамвае или автобусе? Почему она называется Красноармейской, никто сказать не может. Разве что один хитрый школьник сделал предположение: «Наверное, по этой улице в город входили красные во время гражданской». Нет, конечно, железная дивизия Гая ворвалась в город вечером 7 октября 1918 года со стороны реки Самарки из-за Журавлевского спуска. Так что наша улица к этому событию имеет самое косвенное отношение. Просто советский чиновник получил указание увековечить в городе железную поступь коммунизма и просто тыкал пальцем в карту города.
Так бывшая Алексеевская и стала Красноармейской. А вот Алексеевская она называлась не случайно. Московский митрополит Святой Алексий считается небесным покровителем Самары. В1357 году он проплывал по Волге в Золотую Орду и посетил православного отшельника, чьё жилище находилось неподалёку от впадения Самарки в Волгу. Митрополит предсказал, что в этом благословенном месте возникнет город, который просияет в веках. Самарцы свято чтили имя Святого Алексия. В честь него назвали площадь, что сегодня известна как площадь Революции. Как бы защищая город от северных ветров, они и назвали улицу, проходившую по окраине, Алексеевской.
Нашим современникам уже трудно представить, что когда-то здесь находилось захолустье. Вторую жизнь этой улице дал проект постройки неподалёку Кафедрального Воскресенского собора в честь спасения Императора Александра II при покушении на него террориста Дмитрия Каракозова.

Ведущий: 4 апреля 1864г. в Самару из Санкт-Петербурга пришло сообщение о злодейском покушении террориста Дмитрия Каракозова на Государя Императора Александр II освободителя. Выстрелы в столице разбудили спящую Самару. Тысячи людей хлынули в Вознесенский собор, что на Вознесенской улице. Храм не мог вместить всех желающих, и люди стояли на улице. Все молились о чудесном спасении любимого Государя, плакали от радости, обнимались, Царь-освободитель был кумиром, властителем дум. Его великие реформы поселили надежду в сердцах миллионов. Одним росчерком пера он превратил рабов в свободных граждан.
Ветры перемен долетели и до Самары. Так, на Троицком базаре был снесен столб для публичных экзекуций. Самарские крестьяне смогли разогнуть спину. Какое было единение народа! Все молились за здоровье Государя и были готовы отдать за него жизнь.
В Вознесенском соборе службу вел Преосвященный Герасим (Добросердов). Он и вознес горячую молитву Господу о спасении Государя от рук злодея. После молебна прямо во храме купцы первой гильдии, потомственные почетные граждане города братья Антон и Емельян Николаевичи Шихобаловы предложили построить новый собор во имя Спаса. Начали собирать пожертвования. Это дело стало всенародным. Богачи соединились с бедняками.
8 апреля 1866 г. было получено высочайшее соизволение на строительство собора. На другой день из городской казны было выделено 15 тыс. рублей на это великое дело, а 17 апреля, в день рождения государя, было освящено самое высокое место города – место будущего храма на площади, получившей название Соборная. Был создан строительный комитет, в состав которого вошли: председатели Преосвященный Герасим, губернатор Камергер Двора Его Императорского Величества Действительный Статский Советник Б. П. Обухов, а также члены городской Думы: Голова В. Е. Буреев, пятеро гласных городской Думы первого созыва купцы Е. Н. Шихобалов, П. М. Журавлев, И. М. Плешанов, А. М. Горбунов, А. Е. Надысев, протоиерей Халколиванов, старший советник губернского правления Громов и губернский архитектор Муратов. Обязанности казначея были возложены на Е. Н. Шихобалова. Начальная смета составила 160 тыс. руб.
Собор строился 25 лет по старинным русским технологиям: использовались для прочности яичные желтки, известь гасилась в ямах десятки лет. Для фундамента собирали и обтачивали валуны, сохранившиеся с ледникового периода. Для строительства собора приглашались лучшие русские мастера. Участвовать в этом благородном деле считалось почетным долгом каждого гражданина России.
Кафедральный Воскресенским собор был открыт и освящен в 1894 г. На торжествах присутствовал молодой Император Николай II с женой Александрой Федоровной. Это был один из его первых выездов после коронации. Самара ликовала. Собор высотой 79 метров был виден в ясную погоду за 80 верст. Пассажиры волжских пароходов высыпали на палубы, чтобы посмотреть на самарское чудо: золоченые купола, белые степы и зелень соборных садиков. Как здесь не вспомнить слова Владимира Семеновича Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». И Господь заметил Самару – началась эпоха ее расцвета. Собор стал душой города, символом могущества и величия «Русского Чикаго», архитектурной доминантой Самары. Вся жизнь города проходила через собор: в нем крестили, венчали, отпевали, здесь оплакивали жертвы Русско-Японской войны, читали анафему «зеркалу русской революции» графу Льву Толстому, молились за победу в 1914 г.
Жизнь храма оборвалась чуть позже жизни Государя Николая Александровича и его семьи. Собор был закрыт большевиками в 1920 г., осквернен и разграблен. Прихожане выносили и пряали иконы от чекистов, что было небезопасно. Из всего разграбленного сохранились два колокола. Самый крупный колокол был увезен в Москву Большим театром, находившимся в Самаре в эвакуации в годы войны. Второй по величине колокол является реквизитом Самарского театра оперы и балета. Он используется при постановке русских опер.
Убивали собор пять лет: с 1930 по 1935 гг. для чего была использована вся взрывчатка, предназначенная для строительства ГЭС. А при взрывах в радиусе двух-трех кварталов от собора в домах звенели и вылетали стекла, как будто сам Господь хотел достучаться до человеческих душ. Самарцы плакали, прощаясь со своей святыней.

Ведущий: Стихотворение «Собор»

Он вышел на площадь в крестах,
В мундире из белого камня,
Один за Самару стоял,
Как витязь из древних сказаний.
Погон золотых купола,
Как солнца лучи, сияли,
Гудели колокола,
Будили заволжские дали.
Последний солдат Державы,
Последний её солдат,
Самарский Собор православный
Последний свой бил набат.
А после земля дрожала,
И даже горел металл.
Взрывчатки им так не хватало,
И храм всё стоял и стоял.
Напиток истории горек,
Российской же – горек вдвойне,
Замешан на крови и боли,
И на гражданской войне

Ведущий: «Всю ночь обливался слезами о Шахматове». Это Александр Блок в своём дневнике. «Снилось Шахматово». С ним у поэта было столько связано. И всё это сгорело в огне октябрьского переворота. Моё Шахматово – это Самара. Здесь – мой корень. Здесь – моё всё.
Идёшь по Самаре и что-то слышишь. Звуки какие-то наплывают. Нет, Самару надо любить, чтобы слушать её музыку. Это не каждому дано. В сущности каждый старый домик из сохранившихся музыкален. От каждого исходит музыкальные волны, сливающиеся в единое многоголосье. Иногда Самара ревёт как девка, которую выдают замуж за старика. Иногда голосит как молодуха, у которой мужа забирают в рекруты. Иногда лается, как базарная торговка. А порой частушничает и хороводничает, как на ярмарке. И всё это я люблю. Нельзя не любить Самару – невесту и Самару – торговку, и Самару – провинциальную бабку.
По набережной пойдешь, да и вспомнишь: здесь часовенка Алексия стояла. Алексий-то Митрополит и впрямь чудотворцем был. Предсказал основание нашей Самары и предрёк, что просияет она в веках. Святой Алексий – небесный покровитель Самары, заступник наш и радетель. Вот и летает душа его светлая над нашей Самарой и спасает нас от несчастий. И музыка звучит. Какая музыка...

Какая музыка в Самаре
Среди церквей и их теней,
Между старинными домами
В высоких кронах тополей!

Какая музыка! О боже!
Лишь только здесь такая есть!
Родная, милая до боли,
Самарская благая весть.

Вся Самара – симфония. Слушал бы её и слушал. Прикипел я к тебе, Самара; если оторвать, так только с мясом.
Можно ли не жить Самарой, не дышать её воздухом, как озоном, как ладаном. Самара – молитва из камня и дерева. Купель моя, и моя «alma-mater». Да просияет в веках! Самара, Самарушка, Самарочка! Радуйся всякий, кто увидит тебя!

Ведущий: Стихотворение «Сюртук».

Как приятно надеть дорогой мне сюртук
Этих старых самарских названий,
И себя ощутить хоть на пару минут,
Ты не кто-нибудь, ты – россиянин.

Я пройдусь по Панской, где звучал Благовест
Церкви Троицкой, что возле рынка.
Ах, самарцы, мои, вы несете свой крест,
Накормить бы вас всех по старинке.

А названия новые нас с тобой жмут,
Как две туфли на левую ногу.

И взорвали Собор, и засыпали пруд,
Заменили иконы и Бога.

Каждый домик самарский, как томик стихов,
И сирень под окошком живая.
Гимназисты в саду пьют Абрау-Дюрсо,
И оркестр сейчас заиграет.

Жизнь историю пишет один только раз,
Дубли делают после в архивах,
Но живет наше прошлое в каждом из нас,
Пока имя Самара живо.

Ведущий: Самара – наш любимый город. Здесь мы родились и живем. Песня «Самарский вальс» посвящается ему.

Звучит песня «Самарский вальс» в исполнении …

Чайки смело кружат над водой,
Догоняя волну за волной.
Где-то там, вдалеке, на Самаре-реке
Есть Самара – мой город родной.

Припев:

Жигулёвские горы вдали,
А по Волге плывут корабли.
За закатом рассвет. Ничего лучше нет,
Нет милее Самарской земли.

Здесь красивые люди живут,
Так живут, словно песню поют.
Если трудно – вернись ты в родительский дом,
Где берёзка растёт под окном.

Припев:

Над Самарой плывут облака.
И любуется ими река.
От Самары – реки Волге сила дана –
Так России Самара Нужна!

Колокольные звоны плывут,
Сладко русскому сердцу поют
Ты Самара моя, и скажу не тая,
– Всё сильнее люблю тебя я!