Внеклассное чтение. Рассказ М.Осоргина "Террорист". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Учебная ситуация №1. Какие задачи перед нами стоят?

Задачи урока: обсудить прочитанный рассказ, проанализировать его, познакомиться с новым писателем, обнаружить, есть ли какая-то связь между романом Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” и рассказом “Террорист”, сопоставить главного героя рассказа М.А. Осоргина с Родионом Раскольниковым. (См. 2 слайд)

Почему стоит многоточие? – Мы наверняка узнаем новые слова, уточним их лексическое значение, расширим свои знания по теории литературы, узнаем что-то важное и новое о мире и о себе.

Учебная ситуация №2. Рассказ написан в 1929 году. Напечатан он был в книге “Чудо на озере”, вышедшей в 1931г. в Париже. (См. 3 слайд)

В какое время и где происходит действие рассказа? – В России начала XX века, до революции 1917 года.

Что знаем о том времени? Очень кратко, схематично! – Время очень сложное:

1904-1905 – русско-японская война.

9 января 1905 – Кровавое воскресенье-начало первой русской революции.

3 июня 1907 – государственный переворот – разгон революции 1905-1907 гг.

19 июля 1914– объявление Германией войны России.

24 июля 1914-объявление Австрией войны России.

20 октября 1914-вступление Турции в войну с Россией (см. 4 слайд).

Что происходит в политической жизни страны? – Появляется множество партий. Почему слова “эсеры” и “меньшевики” выделены? – Наш герой был эсером, но, по мнению рассказчика, скорее всего относился к меньшевикам (cм. 5 слайд).

О том, что представляли собой эти партии, расскажет …(подготовленный ученик).

Учебная ситуация №3. Михаил Осоргин не остался в стороне от политической жизни, он принимал участие в революционной деятельности, принадлежал к партии эсеров до определённой поры. Настало время познакомиться с биографией писателя. Ваша задача – сделать краткий конспект и приготовить ответы на вопросы:

  1. Что роднит М.Осоргина с некоторыми из русских писателей второй половины XIX века? Как поможет нам знакомство с биографией писателя понять рассказ?
  2. Какие предварительные выводы о рассказе, узнав биографию Осоргина, мы можем сделать? (см. 6 слайд)

Михаил Андреевич Осоргин родился 7 октября 1878года в Перми в дворянской семье. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Обучался в классической гимназии, любил читать, рано стал писать. Его первые произведения были опубликованы в пермских газетах и журналах, когда он был гимназистом 7 класса. (Cм. 7 слайд)

В 1897 году поступил на юридический факультет Московского университета. Учился с интересом, много писал для уральских газет. В 1902 году начинается адвокатская работа в Москве. “Работа не доходная, но весёлая – куча малюсеньких дел, толстый с вензелем портфель”. Приход Осоргина в политику был неизбежен. В семье симпатизировали вольнодумцам. Жизнь в Перми тоже этому способствовала. Будущий писатель с детства видел бредущих по Сибирке (сибирскому тракту) арестантов. О своей деятельности Осоргин рассказывал скромно: был “незначащей пешкой, больше зрителем, чем участником.” “Больше, чем я сам, деятельное участие в революции пятого года принимала моя квартира,– вспоминал он,– помнится и товарищ Ленин, под кличкой Вл. Ильин, оказал честь моей квартире”. Его квартира была местом встреч революционеров.

В декабре 1905 года Осоргин арестован. Полгода провёл в тюрьме, ожидая смертного приговора. Он крепился, старался работать – перевёл с французского книгу Доллеанса “Роберт Оуэн”, читал, вёл дневник. В мае 1906г. выпущен под залог, бежал в Финляндию, потом в Италию. (Cм. 8 слайд)

С 1906 г. живёт в Италии. Постоянный корреспондент газеты “Русские ведомости”. Написал книгу “Очерки современной Италии”. В 1916г. возвращается в Россию. (Cм. 9 слайд)

В 1919 снова арестован, попал на Лубянку, отправлен в ссылку в Казань как контрреволюционер. Весной 1922 года новый приговор: в течение недели покинуть пределы РСФСР, в случае невыполнения – высшая мера наказания. На прощанье следователь предложил Осоргину в очередной раз заполнить анкету. На её первый вопрос: “Как вы относитесь к Советской власти?” – писатель ответил: “С удивлением”.

Итак, в 1922 году вместе с другими неугодными советской власти представителями интеллигенции Осоргин был “вывезен” из страны на “философском пароходе”. На родину писатель больше не вернётся. (Cм. 10 слайд)

Самый известный роман писателя, задуманный ещё в 1917, “Сивцев Вражек”, был издан в 1928 году. (Cм. 11 слайд)

Осоргин хранил российский паспорт до конца своих дней. Умер Михаил Андреевич 27 ноября 1942 г. в Шабри. Там и похоронен. (Cм. 12 слайд)

Участь Осоргина так похожа на участь многих писателей начала ХХ века: нашёл последний приют вдали от Родины. Но до конца дней своих сохранил нежную любовь к ней. “Моё счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрождённой и свободной, – писал он, – а в том, чтобы таково было его будущее”. (Cм. 13 слайд)

Возвращение писателя на родину началось в 90-е годы XX века. (Cм.14 слайд)

Вернёмся к нашим вопросам: 1. Что роднит М.Осоргина с некоторыми из русских писателей второй половины XIX века? Писатель-факт. Как поможет нам знакомство с биографией писателя понять рассказ? 2. Какие предварительные выводы о рассказе, узнав биографию Осоргина, мы можем сделать? (см. 15 слайд)

С Некрасовым Осоргина роднят детские впечатления от арестантов, бредущих по дороге, сострадание к бедам других.

С Достоевским: арест, нахождение под следствием, ожидание приговора.

Предварительные выводы о рассказе: Осоргин пишет о том, что хорошо знает, потому что сам был эсером. Т.е. повествование объективное, достоверное.

Рассказ написан после революции, за границей. Писателю 50-51 год. Это зрелый человек. Возникает вопрос: Зачем он снова обращается к событиям тех лет?

Чтобы вспомнить… Чтобы попрощаться с идеями юности… Чтобы посмеяться над собой… Проверим.

Учебные ситуации №4– №5. Вы прочитали рассказ заранее. Но очень важно снова его услышать. Подготовленные ученики кратко пересказывают текст. Но сначала взгляните на карточку (её тоже заранее подготовили ученики). На ней слова, которые не совсем понятны современному читателю.

Карточка “Словарь к рассказу Осоргина “Террорист””

Община представляет собой небольшую административную единицу с городом или крупным сельским населённым пунктом в качестве центра, вокруг которого могут располагаться несколько небольших селений или хуторов. Иногда общину образует всего один населённый пункт.

Исподволь – 1 – понемногу, постепенно; 2 – незаметно для окружающих; украдкой.

Взиратьсмотреть, глядеть, устремлять взор.

Браунинг — общее название различных пистолетов конструкции Джона Мозеса Браунинга. Выпускавшиеся массово с начала XX в. пистолеты Браунинга завоевали большую популярность в мире, стали образцом для копирования и подражания, фактически определили облик большинства последующих конструкций автоматических пистолетов. Вследствие этого слово “браунинг” стало в русском языке именем нарицательным. Нередко так называли вообще любой автоматический пистолет небольших размеров.

“Бульдог” — широко распространенный в конце XIX — первой половине XX в. тип карманного револьвера. Дальность и меткость невелика.

Дармоедство – захребетничество, тунеядство, прихлебательство, паразитизм.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Экзекуция – телесное наказание.

Примостить – положить, поставить туда, где трудно или неудобно разместить.

Полоснуть – нанести резкий скользящий удар, как правило, заострённым предметом или режущим оружием

Неистово – безудержно, бешено, буйно, яростно, яро.

Размозжить – сильным ударом раздробить или сильно повредить, ранить какую-либо часть тела

Пресьон (от франц. “нажим, пресс”)– губка, чтобы пудриться

На слайдах есть фрагмент этого словаря – видеословарик – словарь в картинках. Взгляните.

Слайды 16-17. Теперь вы готовы слушать пересказ. Оцените работу одноклассников.

Учебная ситуация №6. Поработаем с названием рассказа. Слайд 18. О чём говорят все эти слова? (Баянист, гитарист, журналист, машинист, таксист, танкист, фигурист, флейтист, юморист) – Они образованы по одной морфемной модели. Т.е. террорист – это человек, профессионально занимающийся террором. А что такое террор?

Работа со слайдом 19. О чём говорят эти факты? О чём заставляют задуматься? Какой факт самый сильный?

В 1881 году убит царь Александр II.

В 1911 году убит председатель Совета министров П.А. Столыпин.

В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

Каждый день в 1907 г. в среднем совершалось 18 политических убийств.

В 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение!

С 2000 по 2010 годы совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Главного героя нашего рассказа действительно можно назвать террористом? – Нет.

Почему же Осоргин даёт такое название?– Он использует иронию. А что такое ирония?

Учебная ситуация №7. Ирония наряду с сатирой, юмором, сарказмом – одно из проявлений комического. Комическое проявляет себя там, где наблюдается несоответствие социального явления, деятельности и поведения людей утверждаемому ими же самими идеалу или идеалу, утверждаемому автором. Комическое может проявляться по-разному: в несоответствии содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и его мнения о себе.

Ирония (греч. притворство) – троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.

Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения является не таким, как кажется.

По определению Аристотеля, ирония есть “высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает”.

Притворное изображение отрицательного явления в положительном виде имеет цель путём доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление. Слайды 20-21.

Учебная ситуация №8. Работа по тексту. Поговорим о главном герое. Почему это комический персонаж? Докажите текстом, что главный приём, который использует Осоргин, – ирония. Как раскрывается образ Павла Тихоновича в сценах охоты на петуха? Какие приёмы, кроме иронии, использует Осоргин? Что можно сказать о рассказчике?

В предыстории (экспозиции) Осоргин очень подробно говорит о том, каким должен быть террорист, рисует его портрет и показывает, насколько Павел Тихонович этому не соответствует.

У террориста (по тексту рассказа) должны быть гладкие чёрные волосы с пробором, дерзкий нос, скептические губы, достаточная твёрдость руки. Его должны звать Леонидом, Юрием, Игорем…

Нашего героя зовут Павлом Тихоновичем (говорящее имя и отчество), у него голубые глаза, шелковистые белокурые волосы, он человек болезненный, страдает головными болями и слабостью лёгких… Сознавая свои недостатки, Павел Тихонович делает всё, чтоб от них избавиться: приучает себя к жестокости и выдержке, расстреливает в лесу молодую берёзку из браунинга, чтобы к концу лета “стать совершенно невозмутимым и безжалостным, как и подобает террористу”.

Когда нужно заколоть старого петуха (герои живут на даче, рационально ведут хозяйство), Павел Тихонович сам предлагает выполнить эту миссию.

Он бледен, глаза горят лихорадочным огнём, но надо сдержать слово. Будущий террорист “двинулся на него (петуха), как на социального врага”. Петух, почуяв опасность, стал убегать. Когда Павел Тихонович настиг свою жертву, “неуклюже, как-то бочком, почти нежно полоснул петуха по плечу, пониже шеи”, петух убежал в лес. Около часа безрезультатно гонялся за ним молодой человек с револьвером. То же повторилось в следующие два дня. На третий день последней пулей петух был убит. Птицу зажарили, но петух отомстил: когда Павел Тихонович, больно переживающий события последних дней, мужественно ел крылышко престарелой птицы, “на тарелку звонко шлёпнула пуля”– у несостоявшегося террориста “был настоящий нервный припадок”. Кроме иронии, сквозящей в каждой строчке, писатель использует сочетание высокой, “партийной” лексики с общеупотребительными словами, из-за несоответствия возникает комический эффект.

В произведении есть ещё один интересный образ – образ рассказчика. Он тоже студент, на два года младше Павла Тихоновича, “человек простой”, в герои не лезет, до истории с петухом преклонялся перед Павлом Тихоновичем, затем – разочаровался в нём…

Учебная ситуация №9. Сопоставим Павла Тихоновича и Родиона Раскольникова. Что их объединяет? – Возраст, оба студенты, оба хороши собой, герои идеи, оба ставят над собой эксперименты, совершают пробы, ломают себя из-за лживых идеалов…

Что отличает? – Раскольников – трагический герой, Павел Тихонович – комический персонаж, своеобразная карикатура на Раскольникова. Что такое карикатура?

Учебная ситуация №10. Работа со слайдами 22-24.

  • Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).

1. Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

2. Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Посмотрите на две карикатуры. Что обыгрывается?

Учебная ситуация №11. Работа со слайдами 25-26.

Перед нами демотиваторы. Как они связаны с рассказом Осоргина?

Вывод. Перед нами комический герой, главное средство создания образа – ирония, но… О чём заставляет задуматься 27 слайд. Схема: берёзка – петух – ? – Всё это очень опасно. На месте вопросительного знака должно стоять слово “человек”. Осоргин предупреждает нас об очень серьёзных вещах.

Домашнее задание (одно на выбор). 28 слайд.

  1. Ответьте на вопрос в формате С2: “Образ какого персонажа из произведений русской литературы второй половины XIX века обладает чертами, схожими с чертами Павла Тихоновича? В чём можно сопоставить или противопоставить этих персонажей?”
  2. “Нет ничего труднее спокойной простоты – основы поэзии”, – писал Осоргин. В статье “О простоте” он говорил и о своём пути: “Почти каждый писатель начинает со стихов, с непростого, с вычуры. Развиваясь и созревая, он переходит к вымученной прозе (пышные эпитеты, надуманные образы, искусственная перестановка слов и др.), пока не приблизится – если дано ему – … к высокой простоте…” Сумел ли М.Осоргин приблизиться к “высокой простоте”? Поразмышляйте над этим на примере рассказа “Террорист”.

Презентация