Литература
-
Урок внеклассного чтения по теме "У пушкинского Лукоморья". 7-й класс 2014
В ходе урока обобщаются знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина. Урок внеклассного чтения проводится на неделе русского языка. Все задания подобраны по произведениям А.С. Пушкина и связаны с творчеством поэта.
-
Фразеологические единицы – отражение культуры и истории русского народа 2014
Фразеологические единицы представляют собой богатейший материал как средство познания истории и культуры народа. В них находит отражение духовная культура, представленная религиозными обрядами, суевериями, верованиями как источниками крылатых изречений. Материальная культура – своеобразная историческая память народа, с помощью которой происходит диалог поколений из прошлого в настоящее. Фразеологизмы становятся "бесценными ключами" к пониманию всех аспектов культуры.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Афанасий Никитин" 2014
Каждый учитель сможет использовать материалы по своему усмотрению как полностью, так и фрагментарно, на уроке или внеклассном мероприятии. Представлены три презентации: «С.И. Ожегов», «Афанасий Никитин», «Леонтий Магницкий».
-
Особенности пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие…". 6-й класс 2014
Цель урока. формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать произвольное внимание, наглядно-действенное мышление, речь и аргументацию.
-
"Мир вокруг нас" (Сравнительный анализ антиутопий О.Хаксли "О дивный новый мир" и Дж. Оруэлла "1984" в сопоставлении с романом Е.Замятина "Мы") 2014
Ученикам предлагается логическая последовательность вопросов-размышлений, явственно доказывающая связь современной подростковой культуры с наследием писателей, создававших романы-антиутопии. Новизна подхода заключается в отсутствии традиционных схем преподавания в школе О. Хаксли и Дж. Оруэлла в сопоставлении с романом Е. Замятина «Мы». Внутренняя структура урока базируется на интерактивных технологиях (презентация с воспроизведением аудио- и видеофайлов, раздаточный материал).
-
Урок внеклассного чтения по рассказу П.Краснова «Шатохи». Тема: «Старайтесь стать терпимей и добрей». 7-й класс 2014
Цель урока: расширение читательского диапазона учащихся; пробуждения стремления осмыслить вместе с автором и вслед за ним описываемые события, подвести к выводу, что все живое вокруг нуждается в защите и бережном отношении к нему; воспитание любви к животным, ответственности за них и гуманного отношения.
-
"Вот они – нашей дороги строители!" Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс 2014
Урок литературы показывает отношение Некрасова к людям труда и власти; ученики выразительно читают стихотворения; развивают умение находить художественные средства выразительности, речь, воображение.
-
Образ Петербурга и способы его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2014
Цель урока: освоить способ действий при рассмотрении пейзажа и интерьера на новом материале; расширить знания в области комплексного анализа художественного текста и выявления его особенностей; уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода (пейзажем и интерьером) и общим содержанием художественного произведения; уметь проводить параллели между образом Петербурга и городом в других художественных произведениях.
-
"Чин и человек в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»" 2014
Урок содержит учебную информацию в доступном для учащихся виде, знакомит с содержанием и художественными особенностями рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
-
Проектная деятельность учащихся в среде WikiWall 2014
Школьнику необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, находить и обрабатывать нужные сведения разными средствами коммуникации. Статья посвящена сервису WikiWall на образовательном блоге. Можно создать номер школьной газеты, статью, объявление, документ и т. д. Сервис незаменим в проектной деятельности учащихся.
-
"Мы – дети великой Победы!" 2014
Внеклассное мероприятие проведено к 65-летию Великой Победы. Необходимо вовлекать учащихся в социально значимую деятельность для проявления гражданственности, патриотизма, нравственного отношения к истории России. Мероприятие расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, развить чувство гордости за народ-победитель.
-
Урок литературы по творчеству Светланы Кузнецовой. 9-й класс 2014
Цель урока-погружения: познакомить учащихся с биографией и творчеством Светланы Кузнецовой, показать связь с историей Бодайбинского края.
-
Различные типы заданий для уроков литературы «М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"» 2014
Ученики узнают о творчестве М.Ю. Лермонтова, романтической позиции, вопросе чести и бесчестия. Знакомятся с теоретическими понятиями: романтизм, романтический герой, пейзаж, сюжет, система образов персонажей, особенности жанра поэмы, поэтика фольклора; определяют характер персонажа по его поступкам, отношению к другим людям, соотносят точки зрения персонажей, видят авторское отношение к героям, проявляемое косвенно через сказителей-гусляров.
-
Педагогическая мастерская «На пути к пониманию текста» 2014
Цель педагогической мастерской: продемонстрировать приемы работы с текстом. Эффективны для развития смыслового чтения технологии «Кейс-стади», ТРКМ, «Дебаты», развивают грамотность в чтении, умение использовать знания в жизни, планировать будущее, ставить цели и достигать их.
-
"Самостоятельность как необходимое качество успешного человека" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2014
Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» проводился в 7-м классе учебного заведения закрытого типа, где обучаются только мальчики, и построен с учетом гендерного подхода и на основе метапредметности. На уроке применена технология развития креативного мышления (метод шести шляп Эдварда де Боно), элементы занимательности, групповые и индивидуальные формы работы, дифференцированное задание.
-
Тема урока литературы: "Одиссей у циклопов". 5-й класс 2014
Цель урока: познакомить учащихся с греческим эпосом и его легендарным автором, найти связующие нити между русским и греческим эпосом; рассмотреть особенности изображения событий и героев; показать отвагу и сметливость Одиссея. Приведены предполагаемые ответы учащихся, уделяется большое внимание словарной работе и методике ее проведения. В основе анализа лежит беседа и комментированное чтение «Одиссеи».
-
Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся 2014
Школьная газета "Прожектор" освещает учебный процесс школы, описывает события, мероприятия. Ребята, познакомившись с информационными технологиями, отрабатывают их при выпуске номеров газеты.
-
Любовь и рассудок в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 2014
На примере повести Н.И. Карамзина «Бедная Лиза» учащиеся работают с литературным направлением сентиментализм; развивают навык сотрудничества в группах, учатся критически мыслить; воспитывают ответственность за свои поступки. Статья посвящена методам активного обучения и преподавания: «Факт или мнение», «Ключи мудреца», «Набор слов», «Тест для эрудитов», «Ассоциативная карта» и другие.
-
Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Размышляем над прочитанным…». 8-й класс 2014
Цель урока: обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа; закрепить умения работать по вариантам, ориентироваться в тексте, оперировать терминами, развивать речь; строить ответ на вопрос в устной и письменной форме.
-
Открытый урок литературы по теме "В ней есть душа, в ней есть свобода…". 8-й класс 2014
Урок расширяет представления учащихся о русской пейзажной лирике, совершенствует навыки анализа поэтического текста и самостоятельной работы, выразительного чтения поэтического произведения.
-
"Обещал быть Серебряным…" Трагизм судеб русских писателей и поэтов Серебряного века 2014
Урок служит своеобразным прологом к изучению большой темы «Поэзия Серебряного века». Он расширяет знания о мировосприятии и судьбах писателей и поэтов первых десятилетий XX века, уже знакомых учащимся, открывает ученикам такие имена, как В. Хлебников, М. Волошин, З. Гиппиус, творчество которых детально не изучается в 11-м классе.
-
О классном и внеклассном чтении. Читательская конференция по повести В. Железникова "Чучело". 6-й класс 2014
В статье анализируются причины низкой читательской грамотности учащихся и падения интереса школьников к чтению, рассматриваются принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения. Предлагается читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело», а также рабочие материалы для самостоятельной подготовки к ней учащихся.
-
Урок английского языка по теме «Я люблю книги» (I love books) 2014
Уроки иностранного языка развивают навыки смыслового чтения. Цель урока: развитие умений чтения с пониманием основного содержания.
-
Программа по литературе, составленная на основе ФГОС и авторской программы Г.С. Меркина. 5-й класс 2014
В статье представлена авторская программа, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897, примерной программы по литературе, соответствующей ФГОС, авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина.
-
Урок-проект по теме "Стремление к идеалу, или Как жить?" (По роману И.А.Гончарова "Обломов") 2014
Цель: проанализировать роман И.А. Гончарова "Обломов": сопоставить Обломова с героями народных сказок; прочитать фрагменты статей философов и литературоведов К.Д. Кавелина "Наш умственный строй", И.А. Ильина "Творческая идея России", Д.С. Лихачева "О национальном характере русских"; показать какие черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы; сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А. Гончаров в романе «Обломов»; развивать познавательный интерес школьников в исследовательских проектах; формировать умение презентовать конечный результат, высказывать свои мысли связно и логично; воспитывать активную жизненную позицию.
-
Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег» 2014
На уроке учащиеся вспоминают основные вехи биографии Л.Н. Толстого, говорят об отношении писателя, участника Крымской кампании, к войне; рассматривают авторскую позицию в рассказе «Набег» и средства ее выражения. В ходе урока работают с кластерами, составляют синквейн. Презентация делает урок более динамичным, создает эмоциональное отношение к произведению.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Загадка Уильяма Шекспира. Сонеты" 2014
Познакомившись с основными этапами жизни и творчества Уильяма Шекспира, ребята получили представление о том, как сформировалась личность великого деятеля эпохи Возрождения. Прочитали сонеты Шекспира в оригинале и в переводах русских поэтов. Учились аргументированно отвечать на вопросы по литературоведению и значительно расширили английский словарный запас. Итог урока – ребята проявили свои творческие таланты в активной учебной деятельности.
-
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?»: «Сокровищница русского языка в произведениях М.Ю.Лермонтова (к 200-летию великого русского поэта) 2014
Работа посвящена творчеству одного из гениев русской литературы – М.Ю. Лермонтову, чье 200-летие отмечается в 2014 году. К этому событию и подготовлено внеклассное мероприятие, которое проводится в форме интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда?».
-
Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса 2014
Большинство ребят после изучения того или иного произведения с удовольствием принимаются за создание собственных иллюстраций по прочитанному материалу. Особенно активны ученики 5–7-х классов. Автор всячески поощряет такой вид деятельности, использует на уроках. Предлагается вашему вниманию один из таких уроков.
-
Рождественские ангелы в литературе и музыке (на примере святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»). 7-й класс 2014
Цель интегрированного урока: воздействовать на личность ученика различными видами искусства.