Литературная гостиная. "Поэзия для детей". 5–12-е классы

Разделы: Литература


Цели занятия:

Познавательная:

  • Познакомить обучающихся с понятиями “детская литература”, “детская поэзия”.
  • Познакомить обучающихся с биографией, творчеством детской поэтессы Агнии Барто.
  • Воспитывать художественный вкус путем создания атмосферы погружения в творчество мастера слова.
  • Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации зрительных образов при чтении стихов для детей.

Развивающая:

  • Развивать умения наблюдать над художественными особенностями стихов для детей
  • Расширить знания и кругозор обучающихся, обращаясь к ярким образам детской поэзии.
  • Продолжить работу над выразительностью чтения стихотворных текстов.

Воспитательная:

  • Пробудить интерес обучающихся к детской поэзии.
  • Развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению.
  • Содействие в развитии эмоционально-чувственной сферы личности обучающихся.
  • Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение понимать чувства и настроение других.
  • Способствовать формированию серьёзного отношения к воспитанию детей, к созданию семьи. 

Оформление:

  • Выставка детских книг со стихами.
  • Стенгазета “Детская поэзия”.
  • Портреты детских писателей: А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, И.Токмаковой.
  • Стенд с фотографиями детей обучающихся
  • Выставка рисунков обучающихся к стихам А.Барто.
  • Иллюстрации к стихам А.Барто.

Оборудование: DVD, телевизор.

Ход урока

Звучит песня в исполнении К.Орбакайте “Губки бантиком”.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения.

В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Литература для детей — явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. В случае с детской литературой все обстоит гораздо сложнее. Она долго и сложно отделялась от “большой” (“общей”) литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в некую самостоятельную область, и, как следствие, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой так называемой “специфики”. Имеют место разночтения даже в том, как ее называть: “детская литература” или “литература для детей”. Под “детской литературой” понимается собственно творчество детей, а под “литературой для детей” – все, что адресовано детям.

Мы уже много читали, учили наизусть стихотворения, представляем себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму. Зачем же нужна поэзия? (ответы обучающихся)

Но сегодня мы будем говорить не о литературе и поэзии вообще, а о детской литературе, о детской поэзии.

Духовность, культура, цивилизованность общества в конкретный момент его развития могут определяться, в частности, двумя величинами, объективно не зависимыми друг от друга. Речь идет о детстве и ... поэзии, а также об их представлении, о взаимосвязи этих явлений.

Детская литература – литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых.

Детской литературе присущи те качества, которые есть и у художественной. Но все же это искусство конкретной направленности. Детская литература связана с педагогикой, призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей. Органичное слияние законов искусства и педагогических потребностей – главная черта детской литературы.

Детская литература как орудие познания жизни, она раздвигает перед юными читателями границы мира, помогает его осваивать, т.е. литература обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире.

2. Слово учителя.

Для детской литературы существует отбор тем. Учитывается следующее:

1) насколько тема актуальна для данного времени;
2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте;
3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных задач.

Сюжет – напряженно-динамичный, много интересных событий, приключений, много всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок его представляет. Герой-сверстник заслуживает со стороны ребенка большего сопереживания.

Язык – грамматически правильный, без архаизмов, провинциализмов, простые предложения. Сентиментальный стиль исключается. Образец – народная русская сказка, которая разговаривает с читателем на равных. Недопустим варварский стиль.

Основные функции дет литературы как искусства слова:

1) воспитательная;
2) образовательная;
3) воспитание эстетического вкуса;
4) геденестическая (наслаждение);
5) риторическая, ребенок начинает творить, становится соавтором.

Вообще большинство первых детских книжек – стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные образы, выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стишке. Быть может, вам коротенькие четверостишия про мишку, которого уронили на пол или бычка, боящегося свалиться с доски, и кажутся примитивными и банальными, но ничего лучшего для маленьких детей пока еще никто не придумал. Сегодня Агния Барто, Самуил Маршак и Корней Чуковский, как и пятьдесят лет назад, остаются в верхних строках хит-парада детской поэзии. Очень важно самого раннего детства приучать кроху не только к коротеньким детским стишкам, но и к настоящей, большой поэзии. Стихи воспитывают в малыше особое, вдумчивое, непрагматическое отношение к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Дети, которым читают много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты. Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью. Секрет воздействия художественных произведений – в представлениях, которые они вызывают у юных слушателей, заставляя их мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, ими порождаемых.

1-я вед. Если рассмотреть русскую детскую поэзию второй половины XX века, то она развивалась в соответствии с двумя тенденциями: с одной стороны, процветала патриотическая лирика, воспевание советской действительности и счастливого советского детства, с другой стороны – возрождалась поэзия игровая, та, которая наследует традиции Д. Хармса. В первом случае стихи обращались, как правило, к социальной стороне жизни детей – пионеров и октябрят, предметом изображения являлись занятия простых советских школьников и дошколят. А вот в игровой поэзии открывался другой мир, мир детства, где дети – это просто дети, и им интересно всё то, что они видят вокруг.

2-я вед. Стихотворения того времени напоминают весёлую игру, они изобилуют приёмами, восходящими к фольклорным шуткам-прибауткам, небылицам-нелепицам. Яркими красками раскрашена повседневность. Самые обыкновенные вещи вдруг становятся особенными: оживают игрушки (“Резиновый ёжик” Юнны Мориц), домашние животные превращаются в странных существ (“Чучело-мяучело” М. Яснова), сказки читаются “наоборот” (“Принцесса и Людоед” Сапгира, “А может быть, ворона” Успенского). Все эти события вызывают удивление, радость, восторг – как в стихотворении “Первый снег” Г. Сапгира:

Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
"Это снег? Не может быть!
На дворе? Не может быть!
На траве? Не может быть!
В октябре?! Не может быть!!!
Неужели это снег?" –
Не поверил человек. 

3-я вед. Стихотворение – это игра, поэты используют самые разные приёмы: изменение ритма, повторы, форму диалога, вариативность линий сюжета. Такие “игровые” стихи создают ощущение праздника. Способность углядеть необычное в обыденном разукрашивает детскую жизнь в самые яркие краски.
В конце XX века детская литература и литература пытается освоить новую реальность, обратиться к новым темам, найти новые выразительные средства, чтобы приспособиться к тенденциям современности. С другой стороны – современная детская литература, в частности поэзия, продолжает развитие в направлении, оформленном в XX веке: нынешние писатели и поэты идут по стопам своих предшественников. Главная особенность детской литературы, поэзии в XX веке – изображение ребёнка как полноценной личности, познающей многогранность окружающего мира.

1-я вед. Так же, как детские писатели и поэты прошлого века, современные авторы обращаются к фольклорным традициям. Очень популярен жанр детской сказки, в которой так или иначе обыграны фольклорные образы и сюжеты. Главные герои детских стихов – по-прежнему дети и животные. Сохраняются темы отношений со сверстниками и взрослыми. Пожалуй, самым известным детским стихом о детстве, который впоследствии стал песней, является произведение Леонида Дербенева. Хоть этот поэт не писал для детей, он в основном создавал тексты для будущих шлягеров, но “Куда уходит детство” – одна из самых известных его работ:

Куда уходит детство, В какие города? И где найти нам средство, Чтоб вновь попасть туда?

2-я вед. Еще одной поэтессой, заслуживающей внимания, является Марина Дружинина. Она стала сочинять стихотворения после рождения собственного сына. Детские стихи о детстве Дружининой очень трогательны и даже наивны, поэтесса специально адаптировала обычные вещи под особое восприятие детей: 

Мы с бабуленькой друзья!
Ведь она совсем как я!
Ходит в цирк на представленье,
Любит сказки и варенье. 

3-я вед. Строчки о детстве, принадлежащие Самуилу Яковлевичу Маршаку, многие знают наизусть. Произведения этого поэта с удовольствием читают, как взрослые, так и самые маленькие детки. Детские стихи о детстве Самуила Яковлевича возвращают читателя в беспечный мир радости и веселья. Его творения легко учатся и запоминаются на всю жизнь. У поэта присутствует прекрасная рифма и легкий слог, его произведения взрослых возвращают в детство, а малышам дарят радость и улыбку. Маршак некоторое время жил заграницей, поэтому он тосковал по дому, по родному краю и по дому, где родился. Эти воспоминания вылились в стих “Бывало, в детстве под окном”:

Я в этот загородный дом
Приехал, как домой.
Встает за садом и прудом
Заря передо мной.

1-я вед. Борис Заходер, известный нам переводами про Винни-Пуха, Питера Пэна, Алису в стране чудес и Мери Поппинс, обожал детей. Он любил погружаться в воспоминания и грезы, рассказывать малышам о мире животных и насекомых. Хоть первые годы жизни поэта и не были безоблачными, в его детских стихах про детство много радости и оптимизма. Поэт также любил писать о школе, о том, что заботит и сейчас маленьких учеников. Приведем в качестве примера его стихотворение “Не везет”, где каждый читатель может вспомнить себя в детстве:

Взял
Уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и не спросил!
А обычно нет и дня,
Чтоб не вызвали меня. 

2-я вед. Еще одной детской поэтессой тех годов является Ирина Петровна Токмакова. Ирина Токмакова всегда относилась к детям с уважением, она признавала за малышами определенные преимущества в отношении некоторых душевных и интеллектуальных возможностей. Возможно, поэтому она вошла в детскую поэзию очень легко и непринужденно. Признавая свободолюбивый нрав малышей, Токмакова никогда в своих стихах не пыталась их переделать, переучить. Пожалуй, главное слово, которое она всегда ставила превыше всего — это свобода. Свобода от бессмысленных нравоучений, свобода творчества и самовыражения:

– Я могу и в углу постоять, 
Час могу, два могу или пять. 
Я не брал эту запонку красную, 
Ну зачем говорите напрасно вы!

3-я вед. Детские стихи о детстве писала непревзойденная Агния Барто. Она всю жизнь посвятила написанию интересных и поучительных стихотворений для детишек. Порой стихи поэтессы кажутся серьезными и поучительными, но на самом деле они в легкой форме объясняют малышам, что делать хорошо, а что плохо. Одним из самых любимых стихов Барто, который у нас ассоциируется с детством, является “Мишка”:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший. 

1-я вед. Агния Львовна Барто (1906–1981), русская поэтесса. В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых К.И.Чуковский отметил незаурядный талант А.Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930). После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936), а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др. А.Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

2-я вед. В годы Великой Отечественной войны А.Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки", 1943, поэма "Никита", 1945 и др.) носят в основном публицистический характер, проникнуты лозунговым пафосом, некоторые из них содержат прямые обращения к Сталину – "отцу народа". За сборник "Стихи детям" (1949)А. Барто была присуждена Государственная премия (1950). О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме А.Барто "Звенигород" (1948).В течение девяти лет А.Барто вела на радио передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе А.Барто написала повесть "Найти человека" (опубл. в 1968).

3-я вед. В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: "Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность". Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник "Переводы с детского" (1977), в котором А.Барто перевела с разных языков детские стихи. В течение многих лет А.Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи А.Барто переведены на многие языки мира.

1-я вед. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Любочка (чит. уч-ся)

2-я вед. Стихи Агнии Барто кажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании. Однако на самом деле каждое из ее произведений – плод долгой, упорной, сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведений выверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок, каждое слово стоит на своем месте и, кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из ее стихотворений.

Погремушка (чит. уч-ся)

3-я вед. В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Агнии Барто – это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

Младший брат (чит. уч-ся)

1-я вед. Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности.

Первая любовь (чит. уч-ся)

2-я вед. Агния Барто прекрасно понимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи – серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя друг с другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова, увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно, без жеманства и ужимок. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.

Две сестры глядят на братца (чит. уч-ся)

3-я вед. "Каждый ребенок не зависимо от своей национальной принадлежности имеет свой богатый внутренний мир и ему необходимо помочь адаптироваться в окружающем мире. В этом главная задача взрослых" – не уставала говорить Агния Барто.

Я знаю, что надо придумать (чит. уч-ся)

1-я вед.

Советская поэзия для детей, как известно, берёт своё начало от источников народного творчества — она родилась от колыбельной песни, считалки, скороговорки, басни, от хороводной и вообще игровой песенки, от сказки. Все эти жанры сохранились и живут и поныне в стихах для детей. И примечательно, что стихи Агнии Барто тоже становятся народными, входят в жизнь и в речь современного человека как пословицы, как присказки, как образы, близкие и знакомые всем. “А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!”, “Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение…” То, что запомнилось и полюбилось в детстве, человек носит с собой всю жизнь. Дети, вырастая, сохраняют любовь к тем первым радостям поэтического слова, какие подарил им поэт.

Болтунья (чит. уч-ся)

2-я вед.

В стихах Агнии Барто видны и характерные особенности её творчества, и её мастерство, её умная педагогическая тактика, её оптимизм, её весёлый юмор, такой необходимый в трудном деле воспитания. Как настоящий талантливый педагог, Агния Барто всегда опирается на своё знание ребёнка, на свой жизненный опыт и умеет ставить перед собой воспитательные задачи, никогда не упуская из виду основную большую цель — учить ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и мысль поэта.

Помощница (чит. уч-ся)

3-я вед. Агния Барто знает, что у детей всё начинается с игры, она любит в поэзии игру словом и игру с вещами, но она не хочет только “забавлять” ребёнка, она — за игру умную, осмысленную, дающую простор воображению, за игру радостную, дающую ребёнку ощущение, что он становится сильнее, взрослее, духовно богаче.
Агния Барто доверяет уму ребёнка, она знает, что дети способны многое понять и почувствовать (гораздо больше, чем думают часто взрослые), поэтому она в стихах идёт всегда немного впереди возраста, не подлаживаясь к малышам, не стараясь “опуститься” до их уровня, как бывает порой с теми, кто пишет для детей. Она говорит остроумно, что пишет стихи “на вырост” — и это, очевидно, удлиняет их жизнь. Проходя со своим читателем по всем ступенькам детства, поэт не только стремится открывать ребёнку мир — мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к этому миру. Не забросить Мишку с оторванной лапой, не забыть щенка, дать щеглу напиться, позаботиться о зелёном лимоне на подоконнике, присмотреть за чужим малышом, который всего на два года тебя младше, — всё это становится естественным движением ребёнка в стихах Агнии Барто для самых маленьких.

Уехали (чит. уч-ся)

Разговор с дочкой (чит. уч-ся)

1-я вед. Вообще каждое её стихотворение — какой-то факт детской жизни. Современность, почти злободневность содержания, точно найденная характерная речь ребёнка, главного героя стихов Барто — советского школьника и пионера, весёлый и незлой юмор, воинствующий оптимизм — вот основные свойства поэзии Агнии Барто, делающие её такой близкой сегодняшнему читателю. И самый стих её со всем его ритмическим разнообразием, с изысканной и сложной рифмой — современный стих, и автор уверяет, что именно перемена ритма и необычность рифмы помогают держать внимание детей. Живая, свободная, “разговорная” интонация рождает контакт между поэтом и детской аудиторией.

Первый урок (чит. уч-ся)

2-я вед.

Основная заслуга А. Барто в детской литературе — утверждение и развитие сатирического жанра. “Сатира для детей?! Что это такое? Понимают ли её дети? Нужна ли она детям?” — так думали и, возможно, думают многие. Агния Барто блестяще отвечает на эти вопросы, утверждая воспитательную действенность своими сатирическими стихами. Она знает силу смеха, она владеет неоценимым даром юмора, умеет заставить смеяться своих читателей. Смех — её первый помощник в общении с детьми, главный союзник в её работе воспитателя. Она знает, что дети любят шутку — всем известно, как освежителен, как радостен смех в любом обществе, как приятно, как весело смеяться! Но Агния Барто требовательна к “качеству” смеха — ведь смех тоже бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Агния Барто подчас смеётся над тем, что вовсе не шутка, и невесело, и нерадостно: она осмеивает недостатки ребят и те нездоровые явления, с которыми мы ещё часто встречаемся и дома, и в школе, и на улице. Ей противны и корысть, и жадность, и зависть, и лень, и враньё, и мелкое тщеславие, и всякие дурные черты, которые бывают у человека и в детстве. Высмеивая их, поэт тем самым вступается за честь, возбуждает чувство человеческого достоинства в каждом малыше. Ведь насмешка для ребёнка часто страшнее всякого наказания и, уж конечно, действеннее любой нотации, любого наставления.

Я выросла (чит. уч-ся)

3-я вед.

Но Барто смеётся над ребятами весело и не зло: она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека, — она знает, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек, у них всё впереди, они не безнадёжны в дурных поступках и могут стать иными, она верит, что они могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами и работниками на родной земле. Насмешки Барто в стихах не ранят, не убивают, но заставляют как бы со стороны оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись.

Вот так защитник! (чит. уч-ся)

1-я вед.

Сатира Барто разнообразна — можно проследить, как она развивалась и углублялась. Сначала это было высмеивание какой-то одной смешной черты в человеке (например, “Болтунья”); затем цельный сатирический портрет (“Наш сосед Иван Петрович”); потом поэт высмеивал уже само явление в нашей жизни — вспомним “Лёшеньку”, который учит уроки, словно делает родным одолжение; вспомним ребят, насчитывающих себе “очки” за добрые поступки (“Три очка за старичка”), вспомним “дедушкину внучку”, разъезжающую в машине своего заслуженного деда; вспомним, как “окружали любовью бабушку Прасковью” глупые девчонки. Очень часто в нездоровых явлениях в жизни наших детей повинны бывают взрослые, — сатира Барто поэтому иногда имеет двойной адрес, нацелена и на тех родителей, кто не думает о силе дурного примера и не видит, как портит характер своего ребёнка. Это делает сатиру Барто ещё действеннее. Тем более, что автор в таких случаях тактичен, и “подтекст”, который дойдёт до взрослого, не заставит догадаться ребёнка, что тут намёк на маму или папу.

Я думал, взрослые не врут (чит. уч-ся)

2-я вед. Но, найдя свою “сатирическую дорожку” в литературе, А.Барто ни в какой мере не отказывается от лирики, от всего разнообразия поэтических жанров. В трёх томах собрания сочинений, которое выпускает издательство “Детская литература”, собраны произведения разных лет и жанров: здесь и лирические миниатюры для маленьких, и короткие стихотворные новеллы, и повести в стихах, и поэмы, сатирические портреты, комические монологи, весёлые стихи — для чтения и исполнения самими детьми, школьные водевили, кинокомедии, песни. Поэту посчастливилось: её стихи не только читают, на слова Агнии Барто написали музыку такие талантливые и известные композиторы, как С. Прокофьев, Д. Кабалевский, И. Дунаевский, Т. Хренников.

Учитель. На стихах советской поэтессы Агнии Львовны Барто выросло не одно поколение детей нашей страны. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи. Поэзия, по ее глубокому убеждению, "готовит ребенка с малых лет воспринимать добро, справедливость, дружбу, человечность". Она призвана охранять нравственную чистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед ними мир.

Учитель. Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих её произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объёму единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечественной и зарубежной детской литературе. В настоящее время, то есть, в XXI веке возникла такая проблема, как незаинтересованность детей в чтении. Поэтому задача современных детских поэтов и писателей – привлечь аудиторию. Конечно, здесь не обойтись без вас, родителей, ведь именно вы выбираете литературу для ваших детей.

А сейчас мы предлагаем вам вспомнить самые первые стихи А.Барто, которые вы услышали в детстве. Перед вами иллюстрации к стихам, вспомните и прочитайте эти стихи.

Приложение