Цель: познакомить учащихся с творчеством В.С. Высоцкого, подвести их к осмыслению нравственных понятий “честь”, “долг”.
(Звучит песня “Корабли постоят и ложатся на курс”)
Ведущий:
“Я, конечно, вернусь – весь в друзьях
и в мечтах, -
Я, конечно, спою – не пройдет
и полгода”
Наша литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.
Высоцкий избежал печальной участи кумиров, чья слава угасла вместе с их уходом. После его ухода прошло более тридцати лет, выросло новое поколение. Но и сейчас, как и тогда, его голос – ко времени, он тревожит и будоражит, его убийственный сарказм по-прежнему бьет по адресу, а от пронзительных нот любви и нежности сжимается сердце.
Чтец:
Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите, молча, тонкую свечу, и пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыка чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.
Ведущий: Глава 1. “Первый раз получил я свободу по указу от тридцать восьмого”
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, на 1-ой Мещанской улице в семье военного. В 1941 году Володя вместе с матерью эвакуировался в Оренбургскую область, в Бузулук, где они пробыли до 1943 г.
В год победы Владимиру пришлось пойти в школу, что ему решительно не понравилось. Сколько помнил родителей, они всегда жили раздельно. Отец, Семен Владимирович, встретил на фронте другую женщину, Евгению Лихалатову, на которой и женился после войны. В 1947 году Владимир уехал с отцом и его новой женой на два года в Германию, в Эберсвальд.
Первый актерский опыт он приобрел в 1948 году во время поездки с мачехой в Баку. Тогда, ораторствуя перед местной детворой, Владимир живописал, как воевал в Германии и как сам убил одного немца. На возмущенный вопрос Евгении он ответил: “Зато как внимательно слушают!”
В 1949 году отца перевели на новое место, и Высоцкие вернулись в Москву, на Большой Каретный.
(Звучит песня “На Большом Каретном”)
Ведущий: Глава 2. “На Большом Каретном”
Те шесть лет, что Владимир Высоцкий прожил здесь, стали в его жизни целой эпохой. Он хорошо помнил, как первый раз его, как было принято, побили или как он пришел в новую школу в заграничной замшевой оранжевой куртке – и его тут же окрестили американцем, доведя до слез. Как заслушивались Утесовым, Райкиным и Шульженко, зачитывались Вальтером Скоттом и Майн Ридом, как собирались компанией у Володи Акимова – будущей аудитории его первых песен.
Чтец: “Почти одногодки, - вспоминает Давид Карапетян, - дети одного поколения, мы жили в одном мире, где иллюзия переплеталась с реальностью. Ведь, в конечном счёте, все мы вышли их “Трёх мушкетеров” Дюма. Неудивительно, что именно Высоцкий так ёмко выразил дух нашего отрочества:
Чтец:
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Чтец:
Он достоверно описал наше ночное чтение:
Липли вы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших стекая на нас.
Чтец:
Мы были из одного детства, поэтому:
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам - не давали остыть,
И прекраснейших дам – обещали любить.
И, друзей успокоив – и ближних любя,
Мы на роли героев – вводили себя.
(Клип “О детстве”)
Ведущий: В эти годы Владимир Высоцкий ходил в театральный кружок Владимира Богомолова на Горького, 46. Первое публичное выступление состоялось в начале ноября 1954 года в соседней женской школе, тогда он прочитал пародию на басню Крылова, вышел скандал, который закончился тройкой по поведению.
На семнадцатилетние мама подарила Володе первую гитару, а друг Кохановский научил его простейшим аккордам.
Ведущий: Глава 3. “Я знал, все будет так, как я хочу”
В 1955 году Владимир Высоцкий окончил школу № 186. Аттестат получился хорошим – без троек. Родители, особенно отец, возражали против театрального. Человек прежде должен получить “солидную профессию”, а потом уже все остальное. В то время в качестве профориентации по школам рассылали пригласительные билеты. Высоцкий с Кохановским решили поступить туда, откуда придет самый красивый билет. Так они оказались в МИСИ (инженерно-строительном институте). Но новогодняя ночь 1956 года стала “поворотным пунктом” в решении Владимира уйти из вуза.
Чтец: (из воспоминаний Игоря Кохановского)
“Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома “как курица лапой”, казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но как-то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на чертёж.
- Ты что, спятил? – воскликнул я.
- Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный. – ответил он.”
Ведущий: В июне 1956 г. после кружка Богомолова, заполнения собственной памяти Маяковским (не Лермонтова же таким голосом читать!) и даже посещения отоларинголога, чтобы познать природу странной хрипоты, Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко на актерское отделение. Преподавательница “манер” Елизавета Георгиевна Волконская сразу ему сказала: “Володя, не пытайтесь делать из себя графа, постарайтесь стать Высоцким, может быть, тогда у вас и появится благородство”.
Ведущий: Он работал, влюблялся, даже первый раз тогда женился. В учебных спектаклях ему доставались маленькие роли. Первая актерская работа Владимира Высоцкого – роль Порфирия Петровича в “Преступлении и наказании” А.М. Достоевского на сцене Московского дома учителя. В 1959 году сыграл свою первую роль в кино – “Сверстницы”, - где появился в роли Пети с вопросом: “Ну, как там дела?”. Тем не менее к окончанию Школы-студии в 1960 году на него довольно большой спрос: Театр Маяковского, театр Ленинского комсомола Ленинграда, московский Театр имени Пушкина, которому Высоцкий и отдал предпочтение.
Ведущий: В том же году состоялось его более предметное знакомство с работой в кино, в картине “Карьера Димы Горина”, когда Александр Демьяненко (Дима Горин) должен был в каждом дуле по-настоящему бить Высоцкого в челюсть. Дубле было девять. Позже Высоцкий любил рассказывать: “ Вот так началось мое знакомство с кинематографом – с такого, несправедливого, в общем, мордобития”. Потом был морячок в “Увольнении на берег” и американский пехотинец в “713-й просит посадку”. Из хорошего пока – вера в будущее, компания друзей: Олег Стриженов, Андрей Тарковский, Василий Шукшин и неизменный Кочарян, у которого все и собираются.
“И артисты, и юристы, тесно держим в жизни круг. Есть средь нас жиды и коммунисты, только нет средь нас подлюк!” - это они тогда про себя.
Ведущий: Там появляются первые песни Высоцкого. “Я не думал, - говорил Высоцкий, - что в будущем я буду собирать дворцы и стадионы и здесь, и за рубежом. Я думал, что это будет написано и спето только для маленькой компании моих друзей”. Но так случилось, что кто-то нажал кнопку “запись”, потом кому-то понравились песни и он захотел их переписать, и так “началось триумфальное шествие этих пленок повсюду по Союзу”
Ведущий: Первой песней была “Татуировка”
(звучит песня “Татуировка”)
В начале творческого пути у него преобладала “блатная” романтика, но к 1965 году она ему надоела, он вырос до серьезных песен. Высоцкий сам назвал эти песни “прежними” и больше их не сочинял
Чтец:
Я бодрствую, но вещий сон мне снится...
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
За то, что в передачах заграница
Передает блатную старину,
Считаю своим долгом извиниться...
Ведущий: Истинную же популярность Высоцкому принесли песни философского плана, песни военные, песни чуткой гражданской и общественной направленности. Высоцкий сумел создать “поэтическую энциклопедию русской жизни”. Автору интересны люди, рискующие жизнью, находящиеся в ситуации решающего жизненного выбора. У него каждая песня – как маленький спектакль.
(клип “Здесь вам не равнина”)
Ведущий: Особое место в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого заняла военная тема. В одном из своих интервью он сказал: “Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я “опоздал” родиться, и своим творчеством я как бы “довоёвываю”. В его проникновенных песнях невольно ощущаешь причастность поэта к фронтовым событиям, в них слышна глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь к Родине.
(клип “Он не вернулся из боя”)
Ведущий: Глава 4 “Верю в друзей”
Дружба – это слово никогда не было для Высоцкого пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит, каждый день звонить, здороваться и занимать рубли...
Чтец:
У меня долги перед друзьями,
А у них зато – передо мной, -
Но своими странными делами
И они чудят, и я чудной.Напишите мне письма, ребята,
Подарите мне пару минут –
А не то моя жизнь будет смята
И про вас меньше песен споют.Вы мосты не жгите за собою,
Вы не рушьте карточных домов, -
Бог с ними совсем, кто рвется к бою
Просто из-за женщин и долгов!Напишите мне письма, ребята,
Осчастливьте меня хоть чуть-чуть, -
А не то я умру без зарплаты,
Не успев вашей ласки хлебнуть.
(звучит песня “Песня о друге”)
Ведущий: Он, к сожалению, терял друзей, такие потери ранили в самое сердце, от этой нестерпимой боли и утраты рождалась песня-реквием, напоминавшая крик души. Среди людей, которых он любил, нежность к которому у него была безгранична. Это - клоун Енгибаров. Однажды Высоцкому позвонили. Его лицо стало серым, он повесил трубку и заплакал, как ребёнок. Высоцкому сообщили: “ Енгибаров умер. Утром на улице. У него был сердечный приступ, никто не помог ему, люди решили, что он пьян. Позже он написал стихотворение “Енгибарову от зрителей”
(аудизапись)
Ведущий: Глава 5 “Таганка”
(звучит песня “Танка”)
В 1964 году Юрий Петрович Любимов возглавил Театр драмы и комедии на Таганке. Первый спектакль новой труппы – “Добрый человек из Сезуана” по Брехту. Высоцкий увидел его и был потрясен. Это – его мир. Он встречается с Любимовым, больше часа поет ему песни под гитару. Узнав, что это собственные песни Высоцкого, Любимов тут же берет его к себе в театр.
Ведущий: Первые роли – матрос, анархист и белый офицер в “10 днях, которые потрясли мир”, драгунский капитан в “Герое нашего времени”. С начала 1965 года Высоцкий становится актером основного состава, через несколько месяцев театр подписывает с ним договор на написание песен для нового спектакля “Павшие и живые” (к 20-тетию Победы), выход которого был мучительным для театра. Чиновники резали по живому идеологически неправильные тексты, а Высоцкого требовали выгнать с работы за самовольное поведение.
(звучит песня “Сыновья уходят в бой”)
Ведущий: В 1970 году для него уже стоял вопрос “быть или не быть”, в смысле – Гамлета. Оказалось, быть. Извечным вопросом шекспировской трагедии он получил возможность мучить зрителей с 1972 года, когда состоялась премьера “Гамлета”.
(“Мой Гамлет”)
Ведущий: Глава 6 “ Официально не запрещен”
Июнь 1968 года начинается для поэта с бездоказательной критики в печати. Газета “Советская Россия” публикует статью “О чем поет Высоцкий?” В целом смысл её сводится к тому, что Высоцкий – антисоветчик, и все, что он поет, только мешает и вредит нашему народу и стране. В ответ Высоцкий пишет “Охоту на волков” и “Баньку по-белому”.
(звучит песня “Охота на волков”)
Ведущий: Устроители концертов предпочитают не связываться с опальным поэтом. Но Высоцкий востребован. В Москве и Ленинграде не проходит ни оного официального концерта, его площадками остаются залы научно-исследовательских и учебных институтов, дома культуры областных городов, воинских частей, клубов песни. Высоцкий выступает по четыре-пять дней подряд, давая по три-пять концертов.
“Мои произведения никто никогда не разрешал, но никто никогда не запрещал”, - скажет поэт в интервью итальянскому телевидению в 1979 году. На самом деле запрещений более чем достаточно: в фильм “Земля Санникова” не пропущены “Кони привередливые”, песня “Купола” не вошла в фильм “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”. И так “много раз по три”, как иронически говорил сам Высоцкий.
До конца жизни Высоцкого так и останется дисбаланс между его народной популярностью и официальным непризнанием.
(звучит песня “Памятник”)
Ведущий: Глава 7 “Мне есть чем оправдаться”
Отец Владимира Высоцкого вспоминал: “Я прошёл всю войну, всякое видел. И могу сказать, что сын был храбрее меня, своего отца. И храбрее, мужественней многих. Почему? Да потому, что и я, и все мы видели и недостатки, и несправедливость, и чванство людей, нередко высокопоставленных. Но молчали. Если и говорили, то только в застолье да в коридорах между собой. А он не боялся сказать об этом всем. И не с надрывом, а на пределе голоса и сердца. Внешний эффект, поза не были присущи поэту, певцу и актеру Высоцкому – главным в своей жизни он считал честность и мужество. Он был настоящим патриотом”.
Чтец:
Нет меня – я покинул Расею, -
Мои девочки ходят в соплях!
Я теперь свои семечки сею
На чужих Елисейских полях.
....................................................Я смеюсь, умирая от смеха:
Как поверили этому бреду?! –
Не волнуйтесь – я не уехал,
И не надейтесь – я не уеду!
Ведущий: Жизнь. Смерть. Владимир был накоротке с обеими. Не расшаркивался перед жизнью, не лебезил перед смертью. Кто ещё так безоглядно любил жизнь, кто ещё так бесстрашно врезался в её упоительную круговерть?
За недолгий срок, отпущенный ему жизнью, он создал более 700 стихотворений, из них 600 – песни, снялся более чем в 30 фильмах. В 1980 году он снялся в последнем для себя фильме, “Маленькие трагедии”, 18 июля – последний “Гамлет”, а 25 июля умер от инфаркта.
В Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и казалось, что всем не до того. Но даже видавшие виды были потрясены тем проявлением всенародной любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку. Где проходило прощание с Владимиром Высоцким. У Таганки собралась огромная масса народу. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. Старое здание театра не могло пропустить всех скорбящих, тогда люди просили впереди стоящих передать туда, в театр цветы. Их передавали над головами. Река цветов текла над тысячами голов.
Чтец:
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить совсем не беспокоясь.Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучиться и думать.Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало.
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Никита Высоцкий.
(звучит песня “Мне судьба – до последней черты, до креста...”)