Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по биографии и творчеству В.Маяковского) "Слушайте, товарищи потомки!"

Разделы: Литература


Вступительное слово ведущего.

За 40 минут нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно пока скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование.

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Итак, мы начинаем наше расследование.

1. Время первой печати.

Наш герой родился 19 июля 1893 года в доме, окружённом фруктовыми садами, виноградниками, огородами, за которыми сразу начинались непроходимые заросли. А рядом были вершины, теряющиеся в облаках, нагромождение скал, бурная горная речка, пробивающаяся через ущелья, сады с тенистым орешником, широколистым инжиром, яблонями, грушами, абрикосом, черешней, гранатом, дебри дубов, каштанов, сосен, пихт, тисса.

Зимы здесь бывали обычно короткие, тёплые и бесснежные, летом прохладно, благодаря возвышенности места и влиянию горной реки. Весна и осень полны зелени, цветения, плодов.

Вопрос первой печати.

Где родился наш герой? Ответить на вопрос поможет фрагмент хорошо известной вам поэмы великого русского классика 19 века, в котором поэтически описывается и называется эта область. Вспомните название этой местности, заглавие произведения и имя поэта – автора прозвучавшего фрагмента.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И Божья благодать сошла
На …! она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

(Команды дают ответы – Грузия; прозвучал фрагмент поэмы “Мцыри” М.Ю. Лермонтова; жюри подводит итоги.)

2. Время второй печати.

Наш герой очень хорошо знал грузинский язык, был единственным русским, посещавшим в школе необязательные занятия по грузинскому языку. Было у него и ещё одно качество, которое ценили и товарищи, и учителя,– он замечательно рисовал. Но главное увлечение нашего героя в детстве – это чтение. Читать он “выучился с удовольствием” рано. Первой книгой, которую он прочитал самостоятельно, была “Птичница Агафья” Клавдии Лукашевич. Книга показалась неимоверно скучной и слезливой, и, если бы не вторая, “бросил бы читать совсем”. Второй стало одно из величайших произведений мировой литературы, пересказанное для детей.

Начитавшись рыцарских романов, герой книги сам вообразил себя рыцарем. В невероятных приключениях проявляется и его безумие, и его страстное стремление к справедливости, желание помочь людям. Мудростью отмечены его советы своему оруженосцу и его рассуждения о прошлом. Именно за эту гуманность, душевную доброту, высокое чувство долга этого персонажа полюбили многие читатели, а его имя стало нарицательным.

Вопрос второй печати.

– Вспомните название книги и имя её автора.

(Команды дают ответы – “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”, автор Мигель де Сервантес Сааведра; жюри подводит итоги.)

3. Время третьей печати.

В 1906 году после внезапной смерти отца семья нашего героя переезжает в Москву. Жили трудно, денег и еды не было совсем. Чтобы поправить положение, стали сдавать комнаты студентам, которые и приобщили юношу к революционной деятельности. Далее последовали аресты и заключение на одиннадцать месяцев в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Все эти одиннадцать месяцев наш герой беспрерывно читал, но на этот раз читал современную беллетристику и поэзию. Под влиянием прочитанного стал писать, но писать так, как его современники, не получалось. Настоящая жизнь, мечты о революции, непокорный нрав юного поэта не укладывались в обычные певучие строки. Нашему герою захотелось самому скорее начать по-настоящему работать, сказать новое слово в искусстве. Он решает стать художником, поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Давидом Бурлюком, считавшим себя вождём “нового искусства”. Именно он первым увидел в начинающем художнике “гениального поэта”, и наш герой становится одним из футуристов – творцов нового искусства, провозглашавших “непреодолимую ненависть” к существовавшему до них языку, право на новаторство.

Наш герой создаёт в этот период ряд заметных произведений, лучшим из которых становится поэма “Облако в штанах”. Каждая готовая часть поэмы читалась у кого-нибудь из поэтов или художников. На одной из таких читок наш герой знакомится с великим живописцем, который, прослушав отрывки не законченной ещё поэмы, пришёл в восхищение. Он выражал восторженное одобрение таланту и темпераменту молодого поэта, сравнивал его с Гоголем и Мусоргским.

Вопрос третьей печати.

– Посмотрите на репродукции картин этого художника (демонстрируются на экране) и назовите его имя.

(Команды дают ответы – И.Е. Репин; жюри подводит итоги.)

4. Время четвертой печати.

2 февраля 1918 года наш герой впервые выступал в одном из московских музеев с чтением поэмы “Человек”. С этого времени его литературные выступления в этом музее стали традиционными. Наш герой считал, что подобные выступления – один из необходимых участков поэтической работы. Именно чтобы работать, а не развлекать выходил он на эстраду. Он подчёркивал это, снимая пиджак и засучивая рукава. Программа обычно строилась так: доклад на какую-нибудь тему, чтение стихов, ответы на записки.

Через 40 лет в этом же музее стали проходить поэтические выступления “шестидесятников” – так принято называть поколение советской интеллигенции, чьё мировоззрение сформировалось под влиянием идей XX съезда КПСС(1956), осудившего культ личности И.В. Сталина.Этот период в дальнейшем получил название “оттепель” (по одноименной повести И.Г. Эренбурга) – эпоха свободы мысли и творчества.
Основной движущей силой оттепели стала поэзия (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава и др.).Вечера поэзии собирали многотысячные аудитории.

Вопрос четвёртой печати.

– В каком московском музее проходили литературные выступления нашего героя и через 40 лет поэтов – шестидесятников?

(Команды дают ответы – Политехнический музей; жюри комментирует и подводит итоги.)

Ведущий: вот так писал об этой эпохе Андрей Вознесенский:

Нам жить недолго. Суть не в овациях,
Мы растворяемся в людских количествах
в твоих просторах,
Политехнический…

А это стихи современного автора:

И авторы – шестидесятники,
Как с парашютами десантники,
Бросались в стихотворный бой
Всех увлекая за собой.

В музее вовсе не лирическом,
С названием “Политехнический”,
Свободы блеск сверкал в глазах
У всех, кто был в его стенах.
(Елизаветина Татьяна.)

5. Время пятой печати.

В числе вопросов, которые наиболее часто задавали нашему герою, был и такой: “Как вы относитесь к Пушкину?” Слушатели хотели напомнить поэту о манифесте футуристов “Пощёчина общественному вкусу”, в котором предлагалось “сбросить Пушкина Достоевского, Толстого с парохода современности”. Но, отвечая, наш герой говорил о своей любви к Пушкину, читая стихотворение “Юбилейное”, написанное к 125-летию со дня его рождения. Герой стихотворения обращается к памятнику Пушкина, что стоял тогда на Тверском бульваре (послушайте фрагменты этого стихотворения):

…Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.

Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
– думаю -
тоже бушевали.
Африканец!

Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал…

Вопрос пятой печати.

– Назовите поэта, современника нашего героя, который тоже вёл разговор с памятником Пушкину в своём стихотворении:

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

(Команды дают ответы – Сергей Есенин; жюри подводит итоги.)

6. Время шестой печати.

В 1925 году наш герой совершил путешествие в Америку и в своих стихах рассказал правду об этой поездке. Он отдал дань трудолюбию и умению американцев и в то же время сказал о том, что уродует жизнь народа: “Бог – доллар, доллар – отец, доллар –дух святой”, – так определил наш герой символ веры капиталистической Америки. С ненавистью и отвращением писал он расовой дискриминации в США: “Пушкина и сейчас не пустили бы ни в одну “порядочную” гостиницу и гостиную Нью-Йорка. Ведь у Пушкина были курчавые волосы и негритянская синева под ногтями”.

Ты балда, Коломб, – скажу по чести.
Что касается меня, то я бы лично–
Я б Америку закрыл, слегка почистил,
А потом опять открыл – вторично.
(“Христофор Коломб”.)

Так написал наш герой в одном из стихотворений цикла “Стихи об Америке”.

Вопрос шестой печати.

– Послушайте фрагмент другого стихотворения цикла и назовите художественный прием, лежащий в основе этого отрывка, с помощью которого высмеивается мнимое всеобщее равенство, провозглашенное в Америке:

Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу – черный.
(“Блек энд Уайт”.)

(Команды дают ответы – антитеза; жюри подводит итоги.)

7. Время седьмой печати.

Наш герой стремился встречаться со своими читателями не только в залах музеев, но и на страницах газет, хотел, чтобы его стихи сразу же доходили до миллиона читателей. Он называл себя поэтом – газетчиком, почти все его стихи впервые печатались в газетах. Но среди них была одна, в редакции которой он бывал чуть ли не ежедневно, считая себя её сотрудником: читал письма подписчиков, участвовал в редакционных спорах, придумывал заголовки, подписи под карикатурами, дружил с молодыми и весёлыми сотрудниками газеты. Наш герой не прекращал работы в этой газете до последних дней своей жизни.

Вопрос седьмой печати.

– Одно из стихотворений нашего героя называется так: “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”:

Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданье,
простаивая.
прислушиваюсь:
любовь загудит –
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте...


Назовите газету, редактором которой был “товарищ Костров”.

(Команды дают ответы – “Комсомольская правда”; жюри подводит итоги.)

Итак, подошло время назвать имя героя сегодняшней игры. Право сделать это предоставляется команде, набравшей наибольшее количество печатей.

Команда дает ответ – Владимир Маяковский.

Заключительное слово ведущего.

В 2013 году исполнилось 120 лет со дня рождения В. Маяковского. Когда-то поэт обращался к нам, своим будущим читателям: “Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря”. Нам сейчас кажется, что мы слышим голос поэта из далёкого прошлого. Но Марина Цветаева считала иначе: “И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперед. <…> Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать”.

Литература:

  1. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987.
  2. Владимиров С.В., Молдавский Д.М. Владимир Владимирович Маяковский. Биография. Пособие для учащихся. Учпедгиз, Ленинград, 1961.
  3. Колосков А. Жизнь Маяковского. Московский рабочий, 1950.