Проектирование картотеки учебных приемов и заданий для индивидуализации учебного процесса на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература


1. Индивидуализация - необходимый фактор реализации учебных целей и формирования индивидуальности.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

Осуществление индивидуального подхода в обучении - динамический процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, изменением уровня его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

• систематическое изучение каждого ученика;

• постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

• выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

• фиксация и анализ полученных результатов;

• постановка новых педагогических задач.

Одна из важнейших предпосылок осуществления индивидуального подхода - это учёт психофизиологических особенностей учащихся. Решение данной проблемы определило цель опытно-экспериментальной работы: создание картотеки учебных приёмов, заданий, учитывающих и развивающих различные сферы познавательной деятельности учащихся через развитие психофизиологических свойств личности.

Предполагается, что целенаправленная работа по применению приёмов и заданий с учётом индивидуальных особенностей учащихся приведёт к расширению зоны ближайшего развития ученика, к развитию психофизиологических функций как основы результативности обучения.

Знания об учебно-познавательных возможностях учащихся, их психофизиологических особенностях помогают представить индивидуальный стиль учебной деятельности ученика (ИСУД), включающий в себя следующие показатели: обученность, обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные общеучебные умения и навыки (ОУУН). Автор технологии ИСУД – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, руководитель московских городских экспериментальных площадок.

Обученность - объём и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения предметными умениями и навыками.

Обучаемость проявляется в степени самостоятельности ученика в процессе учебной деятельности.

Внимание - это психологическая функция, которая выявляется в направленности и сосредоточенности на определённых объектах. Объём, распределение, концентрация, устойчивость - свойства внимания, учёт которых необходим для целенаправленной деятельности учителя и ученика в процессе подачи и усвоения учебного материала на уроке.

Память - это активный, целенаправленный процесс, выполняющий определённую функцию. Она состоит прежде всего в том, чтобы выделить из окружающего нас мира существенную информацию, запечатлеть её, сохранить и воспроизвести, когда это необходимо. Следовательно, память представляет собой определённый вид умственной работы, без которой человеческий труд был бы невозможен. По отношению ко времени хранения информации выделяют разные виды памяти: кратковременную, долговременную, оперативную. В зависимости от формы подачи запоминаемого материала выделяют память словесно-логическую, образную, эмоциональную.

Модальность - наиболее предпочтительный канал приёма и переработки информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).

Доминирование полушарий головного мозга - способность одного полушария включаться на доли секунды раньше другого. Диагностируется психологом.

Коммуникативные ОУУН - умения и навыки, позволяющие развивать разные сферы общения и участвовать в связи с этим в коллективной учебной деятельности.

Организационные ОУУН обеспечивают учащимся самостоятельность действий при выполнении учебных заданий на уроках и при подготовке домашних заданий.

Информационные ОУУН дают возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.

Мыслительные ОУУН (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать вывод) активизируют умственную деятельность учащихся и обеспечивают лучшее понимание и усвоение ими материала.

Знание психофизиологических особенностей учащихся, их учебных возможностей - необходимое условие индивидуализации образовательного процесса, предполагающего повышение качества обучения и развития каждого ученика.

2. Мини-картотека учебных приёмов и заданий, используемых на уроках литературы, их дидактический и развивающий потенциал.

Учёт параметров индивидуального стиля учебной деятельности позволил осуществить новый подход к оценке используемых на уроке приёмов, заданий. Появилась возможность не только осознать дидактический потенциал каждого задания, но и представить его значимость в развитии определённых сфер познавательной деятельности ученика.

В целях решения основной задачи ОЭР была составлена мини-картотека приёмов и заданий, используемых на уроках литературы в старших классах. В неё вошли следующие приёмы и задания: слово учителя с записью учащимися основных положений и выводов, работа с информационной карточкой, аналитическая беседа, индивидуальные сообщения и доклады, формулировка основной мысли или вывода по прочитанному фрагменту из художественного произведения, сравнительная характеристика героев произведения, пересказ-анализ, комментированное чтение, вопросы, табличная систематизация материала, конспектирование, словесные ассоциации, дискуссия, опровержение или доказательство каких-либо суждений, работа с планом (составление собственного плана к статье, плана ответа, ответ по предложенному плану и т.п.), сочинение. Все перечисленные приёмы и задания были проанализированы по параметрам ИСУД.

Целью слова учителя с попутной записью в тетрадях учащимися основных положений, выводов является активизация внимания учащихся. Этот приём может быть использован в начале урока и как обобщение темы на завершающем этапе урока. В зависимости от темы и целей урока в своём сообщении учитель может дать характеристику исторической эпохе, в которую создавалось произведение, обратить внимание на особенности биографии автора, обстоятельства написания изучаемого произведения, дать характеристику литературной среде и традициям, на которые опирался автор при создании произведения, обратить внимание на общественную значимость той или иной проблемы, рассматриваемой на уроке в связи с изучением конкретного произведения и т. д. Виды деятельности учащиеся при этом таковы: запись плана сообщения (простого, развёрнутого, тезисного), запись выводов, сделанных коллективно или самостоятельно. В ходе использования этого приёма расширяется содержание изучаемого материала, развиваются внимание, память, навыки активного слушания, информационные, мыслительные, организационные ОУУН.

Информационные карточки призваны облегчить усвоение предлагаемых программой художественных произведений. В них может быть дан материал об авторе произведения, представлена информация о разных подходах к идейно-художественным особенностям произведения. Это могут быть отрывки из учебной, методической и критической литературы. Отобранные для таких карточек тексты невелики в объёме и имеют цельный, законченный характер. Дифференцированные задания на преобразование информации помогают осознать проблематику произведения, понять созданные в произведении характеры героев. В процессе работы с информационной карточкой у учащихся развивается более полное восприятие художественного произведения, совершенствуется умение строить собственные суждения, развивается внимание, память, организационные, информационные, мыслительные умения и навыки, учитываются каналы восприятия информации. Информационные карточки можно эффективно использовать для самостоятельной работы.

Аналитическая беседа предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения, в том числе и на восприятие текста школьниками. Для аналитической беседы важно построение логически чёткой системы вопросов, что помогает осуществить самостоятельное добывание знаний. Вопросы должны будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Учитель должен ясно представлять себе конечную цель беседы. Этот приём учит размышлять, оформлять свои размышления в словах, обеспечивает более глубокое, активное и полное понимание произведения, способствует тренировке левополушарного мышления, развитию внимания, памяти, мыслительных и коммуникативных ОУУН.

Индивидуальные сообщения - это один из видов самостоятельной работы с предварительной домашней подготовкой. В ходе выполнения заданий такого типа у учащихся развивается умение оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. “Сильные” учащиеся самостоятельно продумывают пути решения задачи, “слабым” учащимся учитель или разъясняет необходимые для выполнения задания действия, или даёт карточку-ориентир, где уточняется, где и как можно найти материал для ответа, какие приёмы учебной работы при этом выполнить. При работе над индивидуальным сообщением развиваются в полном объёме мыслительные умения, внимание, долговременная память, учитываются все каналы восприятия информации; также учащиеся учатся планировать свою деятельность.

Формулировка основной мысли, вывода по прочитанному фрагменту из произведения это приём, направленный на развитие навыка самостоятельного анализа произведений. Выполнение заданий в рамках этого приёма подводит к пониманию роли отдельных деталей, а через них - к пониманию позиции автора в целом. Задание может сопровождаться одним или несколькими вопросами. Чтобы ответить на них, необходимо понять, домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, анализ, синтез, обобщение. Развиваются информационные, коммуникативные умения и навыки, тренируется память, внимание.

Составление сравнительной характеристики героев стимулирует внимание школьников к художественному образу. Выполнение задания способствует развитию умения “выстраивать” в определённом порядке детали, характеризующие литературного героя, формирует самостоятельные оценочные суждения, развивает способность делать выводы на основании анализа, сравнения.

Пересказ-анализ предусматривает пересказ содержания отдельных эпизодов, фрагментов, сопровождающийся собственным комментарием, выводами. Такая работа -неплохая тренировка как левополушарного, так и правополушарного мышления, памяти, коммуникативных и мыслительных ОУУН.

Комментированное чтение может занимать весь урок (урок комментированного чтения) или же часть урока. Используется во время перечитывания текста. Озвучивают текст обычно учащиеся, а комментирует учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Учащиеся могут высказывать свои мотивированные текстом суждения, которые не следует оставлять без внимания; их нужно вплетать в общий разговор. Комментирование должно быть кратким и динамичным. Можно обозначить вопросами те места, которые требуют комментария, но комментарий не должен превращаться в беседу, поэтому возникает необходимость в кратких ответах. Комментированное чтение усиливает эмоциональную реакцию, делает её более яркой, хорошо развивает левополушарное мышление, внимание, коммуникативные и мыслительные умения и навыки.

Вопросы - тип задания, который может использоваться на самых разных этапах урока. Вопросы могут быть гипотетические (Что бы вы сделали, если бы...?), побуждающие к размышлениям (проблемные), поощряющие, поддерживающие (Это интересно, а что случилось дальше?), вопросы, выявляющие мнение, вопросы для повторения, контроля, самопроверки, вопросы литературному герою и т.д. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и чёткость. Внимание, память мыслительные умения развиваются в ходе поиска ответов на вопросы.

Табличная систематизация материала как приём не часто используется на уроках литературы, но иногда он необходим для лучшего запоминания материала. В ходе выполнения такого типа заданий развивается умение сворачивания информации на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формулировка выводов.

Конспектирование предусматривает работу с литературно-критическими материалами, статьёй учебника, с информационной карточкой. Важно научить школьников делать выписки из предложенного материала краткими по содержанию, но ёмкими по смыслу. Работа по составлению конспекта развивает внимание, мыслительные и организационные умения.

Словесные ассоциации - приём, который лучше использовать в конце изучения темы с целью выяснения того, что нового узнали ученики. Это короткое упражнение, достаточно пяти минут. Чтобы реализовать приём, следует попросить учащихся написать слова, возникающие в связи с названным словом, понятием или явлением или попросить составить список слов, относящихся к изученной теме. Выполненное задание покажет, насколько глубоко усвоена тема. Задание развивает правополушарное мышление, мыслительные умения, долговременную память.

Дискуссия позволяет узнать, каково отношение школьников к рассматриваемой проблеме. Во время дискуссии они учатся выслушивать доводы других и обосновывать свои “за” и “против” фактами. Дискуссия - хороший приём для развития коммуникативных и мыслительных умений.

Такой приём работы, как опровержение или доказательство каких-либо суждений, способствует созданию проблемной ситуации на уроке. Посредством сопоставления различных точек зрения, установления сходства и различия развивается критическая мысль учащихся.

В системе приёмов, используемых на уроке литературы, немаловажное значение имеет приём, связанный с составлением собственного или использованием готового плана. Работа с планом предполагает не простое репродуцирование готового материала, а его обобщение. Это может быть продуманный учеником план сообщения (устного или письменного), сочинения, план ответа, план к статье учебника или к другому информационному материалу, ответ по предложенному учителем плану и т.д. Работа с планом - неплохая тренировка информационных и организационных умений.

Сочинение - самостоятельная оценка литературного произведения, героев. Это творческая работа, вид учебной деятельности учащихся, которая учит самостоятельно излагать и выражать свои мысли и чувства. Так как сочинение должно быть основано на хорошем знании и понимании текста, в ходе работы над сочинением развиваются память, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Оно должно быть правильно построено, части его должны быть связаны между собой, поэтому при написании сочинения развивается логическое мышление школьников. Этот вид работы предпочтителен для учащихся с ярко выраженным доминированием правого полушария мозга.

Таким образом, анализ как дидактического, так и развивающего потенциала учебных заданий помогает осуществить индивидуальный подход в процессе обучения предмету. Создавая ситуацию успеха или ситуацию учебных затруднений, учитель не только организует процесс усвоения материала на уроке, но и развивает личностные особенности каждого ученика.

Литература

  1. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. M., 1990.
  2. Галеева Н.Л. Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки. – М.: УЦ “Перспектива”, 2012.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М , 1986.
  4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
  5. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
  6. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.
  7. Рабунский Е С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1975.
  8. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика, 1994, №12.
  9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. - М., 2000.