Урок литературы по теме "Ф.И. Тютчев. Жизнь и лирика поэта"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: Познакомить кратко с биографией поэта, основными мотивами его лирики.

Задачи:

  1. Рассказать об основных фактах биографии Ф.И. Тютчева, о его лирике.
  2. Развивать память, внимание учащихся, их образное мышление.
  3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к своей стране, гордость за её поэтов и писателей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Поздороваться, проверить готовность учащихся к уроку, наличие дневников, учебников и тетрадей.

II. Слово учителя о Ф.И. Тютчеве, объявление целей урока.

Слайд 1.

«Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Л.Н. Толстой. И сам назвал Ф.И.Тютчева. Л.Н. Толстой писал: «Без Тютчева нельзя жить». Современники вспоминали о том «изумлении и восторге», с каким А.С.Пушкин отзывался о Ф.И. Тютчеве. Более 100 лет тому назад Н.А. Некрасов назвал лирику Тютчева одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.

И.С.Тургенев писал: «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».

Слайд 2.

Особенно понравившиеся стихи любил читать Д.И. Менделеев, а М.Горький рассказывал, что в тяжёлые годы пребывания «в людях» стихи Тютчева «вымыли» ему «душу, очистив её от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности» и научили его понимать, «что такое хорошая книга».

Как мы видим, поэты и писатели 19 и 20 веков с уважением говорили о Ф.И. Тютчеве. Сегодня мы познакомимся с основными фактами его биографии, с его стихами, попробуем не просто читать их, а понять о чём они, что же хотел сказать нам поэт своей лирикой.

III. Сообщение заранее подготовленного учащегося об основных фактах биографии поэта.

Учитель: без знания фактов биографии трудно понять, о чём и почему именно об этом пишет поэт, что его мучило и волновало, кому он посвящал свои стихи о любви.

Ученик: сообщение о биографии.

Слайд 3,4.

IV. Слово учителя о С.И. Раиче.

Слайд 5.

На умственное и нравственное развитие поэта оказали огромное влияние 3 человека: мать, урождённая Толстая, женщина, обладавшая недюжинным умом, крепостной дядька Н.А. Хлопов и домашний учитель Федора С.И. Раич, молодой поэт – переводчик.

Раич сам переводил с латинского, итальянского, знакомил мальчика с произведениями русской и мировой поэзии, поощрял его первые стихотворные опыты.

Раич вспоминал, что по «тринадцатому году он (Ф.И. Тютчев) переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

Возможно, благодаря именно С.И. Раичу Ф.И. Тютчев стал замечательным поэтом, так как с детства ему была привита любовь к литературе, к поэзии.

V. Викторина.

Слайды 6,7,8,9

Со стихотворениями Ф.И.Тютчева вы знакомы со 2 класса. Чтобы вспомнить стихи поэта, проведём небольшую викторину «Продолжи строчки».

VI. Работа с учебником.

Чтение стихотворений, беседа по вопросам учителя и учебника.

1. Стихотворение «С чужой стороны».

Слайд 10,11

Учитель: стихотворение написано в 1823 или 1854 году, это самый ранний перевод стихов Гейне на русский язык. Впоследствии это стихотворение переводили Лермонтов, Майков, Михайлов, Фет, но только Тютчев сделал попытку передать своеобразие подлинника (чтение стихотворения).

Работа с вопросами и заданиями учебника.

2. Стих. «Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый. . . .»

Слайд 12

Учитель: впервые стихотворение было опубликовано в 1835 году под названием «Ночные голоса». Поэт Александр Блок назвал Тютчева «самой ночной душой русской поэзии». Даже самый скромный пейзаж кажется таинственным и загадочным, если Тютчев рисует его ночью.

Какие рисунки вы бы нарисовали к стихотворению?

Какие краски бы использовали? Какие звуки слышатся ночью?

Давайте прослушаем романс «Ночь светла» в исполнении Олега Погудина.

3. Стих. «Ещё земли печален вид».

Слайд 13

Учитель: Стихотворение написано весной, в апреле 1836г., Тютчев легко улавливал еле заметный переход от зимы к весне. Природа и весна в его стихотворении живые, а в месте с природой просыпается, живёт, радуется и человек.

О чём стихотворение? Как вы поняли его идею? Какие краски и почему использует поэт?

Сравните это стихотворение с предыдущим: какое более теплое ? 1-ое или 2-ое вам больше понравилось и почему?

Вопросы учебника.

4. Стих. «День и ночь»

Слайд 14.

Учитель: стихотворение написано в начале 1839г. Поэзия Тютчева- это поэзия контрастов, излюбленный его контраст – день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит поэту блаженный покой. Но наступает ночь, и пробуждаются стихийные силы природы. Ночь волнует воображение поэта «страхами и мглами».

Каким вы увидели день в этом стихотворении? Как бы его нарисовали? А какой вам представилась ночь? Мягка она или жестока по отношению к человеку? Докажите текстом. («Ткань покрова сорвала»). Найдите эпитеты в стихотворении.

5. Стих. «Эти бедные селенья»

Слайд 15

Учитель: стихотворение написано 13 августа 1855 года в городе Рославле Смоленской губернии по пути из Москвы в Овстюг. Строфы этого стихотворения были подсказаны непосредственными впечатлениями от зрелища угнетённой крепостным рабством страны.

Как поэт относится к Родине? Как, по-вашему, что «сквозит и светит» в смиренности? За что царь небесный благословил родную землю?

6. Стих. «Ещё томлюсь тоской желаний»

Слайд 16

Каким настроением пронизано стихотворение? Почему образ «в сумраке воспоминаний»? Найдите сравнение. Почему образ сравнивается со звездой?

Учитель: стихотворение написано в 1848г., в 10-ю годовщину смерти жены поэта, Элеоноры Ботмер. Смерть жены была тяжёлым ударом для поэта. «Есть ужасные годины в существовании человеческом, - писал Тютчев Жуковскому 6/18 октября 1838г. – Пережить всё, чем жилижили в продолжение целых 12 лет. Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Всё пережить и всё-таки жить».

7. Стих. «Она сидела на полу. . . .», «В разлуке есть . . .»

Слайд 17

Учитель: 17 июля 1839 г. Тютчев женился второй раз на Эрнестине Дёрнберг. По семейным преданиям Тютчевых, в стихотворении «Она сидела на полу» имеется в виду Эрнестина, уничтожившая свою переписку с поэтом, относящуюся к первым годам их знакомства.

Учебник, вопрос 2,3.

Учитель: стих. «В разлуке есть высокое значение…» было написано экспромтом в письме от 6 августа 1851г. к Эрнестине.

Как вы понимаете смысл этой миниатюры?

8. Рассказ заранее подготовленного ученика о Елене Денисьевой, чтение им стихотворения.

Слайд 18

Ученик: Любовью поэта стала Елена Денисьева. Ей Тютчев посвятил цикл стихотворений о любви. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати и были очень драматичны, так как Тютчев был женат. Могила её в Петербурге на Волковом кладбище.

Чтение стихотворения: «Пламя рдеет, пламя пышет».

Звучит романс «Я встретил вас» в исполнении Олега Погудина.

9. Стих. «Живым сочувствием привета».

Слайд 19

? Назовите темы стихотворений Тютчева. О чем он писал?

Учитель: Сейчас мы прочитаем стих. «Живым сочувствием привета...», попробуем определить его тему. Обращено оно к великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I, с которой поэт встречался осенью 1840 году под Мюнхеном.

? Каким вы видите поэта? Определите тему, идею стихотворения.

Вопросы учебника 1,2.

Вывод учителя: Тютчев рисует обобщённый образ романтического поэта с его мечтой о высокой любви и независимым отношением к большому свету. Мечтающий о неземной любви, поэт противопоставляет любви к «зеленым кумирам» - «боготворение красоты» женщины.

VII. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

Слайды 20,21,22,23

Имя Федора Ивановича Тютчева всегда будет известно читателям, любителям стихов. Люди помнят о нём. В его усадьбе Овстюг, в Брянской области, сейчас музей.

Музей имени поэта был открыт в 1920г. в подмосковной усадьбе Тютчевых Мураново. Этот музей стал основным центром по изучению жизни и творчества Тютчева.

В селе Овстюг есть памятник поэту, много их в Брянской области.

В феврале 1869 года поэт написал стих. «Нам не дано предугадать…». (Чтение стихотворения). Мог ли сам поэт предположить, что его стихи будут жить всегда? Наверное, он думал об этом.

За 70 лет жизни Тютчевым написано всего лишь около 4-х сот стихотворений. Написано мало, но сказано много. Он и в наши дни в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и привычным стало сочетание имен Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета и Тютчева.

2. Закончу урок словами И.С. Тургенева: «Тютчев - один из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанный нам приветом и одобрением Пушкина».

Слайд 24

Литература.

  1. Поэты Тютчевской плеяды. Издательство «Советская Россия», Москва, 1982.
  2. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Издательство «Просвещение», Москва, 1971.
  3. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Издательство «Рипол-классик», Москва, 1999.
  4. Ф.И. Тютчев. Весенние воды. Лирика. Издательство «Детская Литература», Москва, 1990.
  5. Ф.И. Тютчев. Конь морской. Стихи. Издательство «Детская Литература», Москва, 1984.
  6. Ф.И. Тютчев. Листья. Стихи. Издательство «Детская Литература», Москва, 1987.
  7. Ф.И. Тютчев. Сочинения в 2-х томах. Издательство «Правда», Москва, 1980.
  8. http://www.tutchev.net.ru