Интегрированный урок (литература + психология) по теме «Психологизм рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"». 6-й класс

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Эпиграф: Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов. (Слайд 2).

Цели:

  • Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П.Чехова «Хамелеон», раскрыть понятие психологизма в литературном произведении, показать значение художественных деталей в произведении.
  • Развивающая: развить умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности, способствовать формированию самостоятельного мышления, раскрытию творческого потенциала обучаемых, развитие навыка осознания ими своих эмоциональных состояний.
  • Воспитательная: способствовать формированию нравственной позиции учащихся, помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев произведения.

Оборудование:   портрет  А. Чехова,  интерактивная доска,  компьютер, презентация, учебники, карточки с заданиями, тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Урок литературы и психологии. Поэтому этот урок мне поможет провести наш школьный психолог. Психология и литература взаимосвязаны. В их внимании – человек, его внутренний мир, поступки, общество, жизнь. На последних уроках мы часто говорили о внутреннем мире героев, их чувствах, переживаниях, и этот наш урок будет посвящен анализу внутреннего состояния персонажей через внешние проявления. Для этого в литературоведении существует определенный термин – психологизм. Психологизм – это попытка автора описать внутренний мир героя художественными средствами.
(Записываем в тетрадь определение термина «психологизм».)
Психологизм – «это изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». (Слайд 3).
Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон». Мы обобщим все наши наблюдения за время работы над этим произведением, обратим внимание на особенности творческой манеры писателя, в частности, на роль художественной детали.
(Записывается в тетрадь тема урока.)

II. Эпиграф урока: Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. А.П.Чехов. (Слайд 4).

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова? К чему должен стремиться каждый из нас?  (Быть лучше, честнее, благороднее, стремиться понять другого).
– Почему так важно в жизни понять другого, прийти на помощь? (Человек живет в обществе).
– Нормы поведения. Как вы понимаете значение этого выражения? (Правила, по которым человек живет в обществе).
– Человек подчиняется нравственным законам (нравственный идеал, соблюдение норм морали и нравственности). Всегда ли  люди соблюдают эти нормы? (Нет).
– А.П.Чехов с особой остротой ощущал отклонения в поведении людей и всегда стремился к совершенству. Он очень серьезно работал над собой и хотел, чтобы и мы стремились к этому. Слова А.П.Чехова в полной мере относятся и к рассказу, о котором мы с вами будем говорить на этом уроке. (Слайд 5).

III. Работа с текстом

1. Подготовка к анализу произведения

– Понравился ли вам рассказ?
– Что в рассказе Чехова самое смешное?

2. Литературный диктант. (Слайд 6)

  • Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)
  • Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)
  • Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)
  • Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)
  • Как звали городового? (Елдырин.)
  • Во что был одет Очумелов? (В шинель.)
  • Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

– Проверьте себя. (слайд 7).

  • 7 правильных ответов – «5»
  • 5-6 правильных ответов – «4»
  • 3-4 правильных ответа – «3»

3. Анализ произведения (слайд 8).

– Сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое исследование и выясним, какими качествами обладают персонажи рассказа, увидим, можно ли определить внутреннее состояние человека по внешним признакам и как этого добивается автор произведения А.П.Чехов.

(В ходе урока в тетради заполняется таблица на доске).

Приемы

Детали

Черты характера

Говорящие фамилии Очумелов Елдырин Хрюкин  

– Кто является героями нашего произведения?
– Как вы думаете, почему у них такие фамилии?
– Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Очумелов – чумной, одуревший.
Елдырин – лодырь, лентяй, волдырь.
Хрюкин – свинья, хам, невежа.

– Следовательно, Чехов использует приём Говорящих фамилий, характеризуя имена своих героев.

(Совместно заполняется начало таблицы).

IV. Работа в группах

Класс делится на 5 групп, каждая группа получает карточку и проводит свое небольшое исследование. На эту работу отводится 5 минут урока, после чего обсуждается работа каждой группы. (Приложение 1).

 (По ходу выступления групп заполняется таблица).

Приемы

Аргументы

Черты характера

Говорящие фамилии Очумелов Елдырин Хрюкин  
Детали Шинель; Решето с крыжовником; Окровавленный палец  
Портрет героев Полупьяное лицо; поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы»; лицо «заливается улыбкой умиления»  
Движение Глаголы  
Речь героев Очумелов: с одной стороны слова официально-делового стиля, с другой – резкая грубая брань
Хрюкин: лесть, скрытая угроза, короткие незавершенные фразы.
 

V. Вывод

– Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?
– Так на чём строится рассказ Чехова? Что легло в основу рассказа? Почему какой-то случайный эпизод вызвал такой переполох?
– 6 раз Очумелов меняет своё мнение! В связи с чем это происходит?

Перед нами повествование. Мы с вами знаем, как оно строится. Однако Чехов постоянно держит читателя в напряжении, и мы с вами 6 раз можем увидеть кульминацию в рассказе! Развязка же вынесена за рамки повествования. Перед нами открытый финал.
Таким образом, мы видим, что и композиция работает на идею рассказа, усиливая комизм происходящего.

– А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?
– Как вы думаете, кого имел в виду Чехов, когда называл свой рассказ? (Учащиеся рассматривают слайд с изображением хамелеонов). Почему он так назван? (Слайд 9).

Словарная работа. (слайд 10).

Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.

– Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (Глаза собаки).
– Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду.)
– Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

Психолог: Какие же человеческие недостатки (пороки) мы встретили на страницах рассказа?

Словарная работа. (слайд 10).

Психологизм – попытка автора описать внутренний мир героя художественными средствами.
Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.
Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

(Заполнение последней графы и вывода по таблице).

Приемы

Аргументы

Черты характера

Говорящие фамилии Очумелов Елдырин Хрюкин Наглость, чинопочитание, хамство, жестокость по отношению к слабым
Детали Шинель; Решето с крыжовником; Окровавленный палец Властность, корыстолюбие, неискренность, себялюбие
Портрет героев Полупьяное лицо; поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы»; лицо «заливается улыбкой умиления» Порочность, наглость, угодливость
Движение Глаголы Самоуверенность, высокомерие, зазнайство
Речь героев Очумелов: с одной стороны слова официально-делового стиля, с другой – резкая грубая брань
Хрюкин: лесть, скрытая угроза, короткие незавершенные фразы.
Горделивость, грубость, глупость, чинопочитание
Вывод: Приемы помогают читателю составить полное представление о героях и ситуации, увидеть черты характера персонажей, сатирически изображают порочность общества

– В чем смысл эпиграфа? (слайд 11).

Психолог: Мы с вами много говорим о качествах человека, которые составляют его характер. Что же такое, по-вашему, характер?

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых существенных особенностей  личности, проявляющихся в поведении человека в определенном отношении:

  • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость  или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость,  лживость или трудолюбие и т.п.);
  • к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность ит.п.);
  • в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности,  решительности, дисциплинированности.

Они складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.   Когда определяют характер человека,  то говорят не о том, что такой – то человек  проявил смелость,  правдивость, откровенность.  А о том, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества являются свойствами данного человека, чертами его характера. О человеке с характером говорят: «Он должен был поступить именно так»; «Он не мог поступить именно так»; «Он не мог поступить иначе – такой уж у него характер».

Характерные отношения человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Но самым важным показателем характера считались глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза – это зеркало души».  Л.Н. Толстой различал  хитрые глаза, лучистые; взгляд светлый, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых  одни глаза смеются, – это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз – это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
Этот неприятный смех вы могли заметить у Очумелова, у которого лицо «заливается улыбкой умиления». Это выражение подчеркивает неискренность персонажа.

VI. Тренинг на основе прочитанного

Психолог: Мы с вами только что смогли увидеть, что мастерство Чехова позволяет несколькими штрихами передать характер героя, его внутреннее состояние.  А теперь на основании полученных нами психологических портретов попробуем изобразить этих самых героев. Время на подготовку – 3 минуты.
Каждая команда получает задание с именем персонажа, которого они должны изобразить пантомимой так, чтобы остальные поняли, о ком идет речь.

  • Очумелов
  • Елдырин
  • Хрюкин
  • Собака
  • толпа

Учитель литературы: Как вы думаете, сколько хамелеонов в рассказе? (Очумелов, Хрюкин и все зеваки)
Обратимся к эпиграфу и к таблице. Посмотрите, сколько пороков показал нам в таком небольшом рассказе А.П.Чехов. Запомните его завет (обращение к эпиграфу). Только если мы будем работать над собой постоянно, только тогда мы станем настоящими людьми, а не толпой, изображенной в «Хамелеоне». И этому поможет небольшая творческая работа, которую мы сейчас проведем.

VII. Творческая работа

Психолог: Для того чтобы мы могли провести самооценку, внимательно прочтите набор из качеств личности: (слайд 12)

аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство, ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие, угодливость, чинопочитание.

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Напишите на карточках три недостатка, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.

Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие, угодливость, чинопочитание.

Учитель литературы: Перед вами листы А-3, нарисуйте на них деревья совести. (Слайд 13). Запишите на стикерах те качества, которые должны составлять основу характера человека и которые должны быть с вами всегда. Прикрепите их к вашим деревьям.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте  почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

VIII. Рефлексия (слайд 14)

– Что взяли для себя с урока? Чему вас научил Чехов?

IX.  Домашнее задание (слайд 15)

Сочинение-миниатюра «Хамелеоны в нашей жизни» или «Я уважаю в себе и других…».

X. Подведение итогов

Выставление отметок.