Литература
-
Международный день родного (татарского) языка 2014
Приглашаем вас на праздник Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Этот праздник не только объединяет, но и сближает различные национальности. Каждый народ воспевает свой родной язык!
-
Урок-портрет. Тема: "Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»" 2014
Цель урока: продолжить обучение анализу лирического стихотворения; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для стихотворения С.С.Сурун-оола «Синие горы»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, умение ощущать взаимосвязь разных видов искусства; формировать чувство любви к малой родине.
-
Работа в группах на уроках литературы в 5-м классе 2014
В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.
-
Читайте книги Светланы Лавровой! 2014
Летом, когда я просматривала подростковую литературу, работники детской библиотеки обратили мое внимание на книжки в ярких обложках - сказочные повести екатеринбургской писательницы Светланы Лавровой. Полистала - хороший язык, юмор... В сентябре принесла эту стопку книг в 6-й класс со словами: "Это книги нашей уральской писательницы. Фэнтези. Знаю, что молодые читатели сегодня любят этот жанр. Но я воспитана на другой литературе и прочитать книги Лавровой не смогла. Однако, если вы, прочитав повести, убедите меня, что это интересно, обещаю книгу прочитать".
-
Урок-мастерская на тему "Стихотворения В.Хлебникова о природе" 2014
Урок помогает познакомить с поэтической личностью В.Хлебникова, фактами его биографии, стихотворениями, рисующими мир природы, вызвать интерес к его творчеству; расширить представления учащихся о словообразовательных возможностях русского языка, о роли и форме метафоры в поэтическом тексте.
-
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…». Роль обособленных членов предложения в стихах К.Бальмонта 2014
Цели урока: закрепить навыки обособления определений, приложений и обстоятельств, выяснить их роль в текстах художественного стиля.
-
Литературное кафе "Она была поэтом" (Анна Ахматова) 2014
Литературное кафе знакомит с биографией и творчеством Анны Ахматовой.
-
Урок литературы по теме "Возвращение?" (Проблема перехода от войны к миру в рассказе А.Платонова "Возвращение".) 2014
В статье представлен анализ рассказа А.Платонова «Возвращение»; раскрывается проблема перехода от войны к миру в рассказе.
-
Тема урока "Теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Самооправдание или самообман?". 10-й класс 2014
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «заповеди Христа» и их морально-нравственной основой. На уроке ученики выясняют, какие нравственные, общественные проблемы затрагивает писатель, развенчивая теорию своего героя о делении людей на «высших» и «тварей дрожащих». Цель данного урока: подвести обучающихся к осмыслению образа Раскольникова, научить сопоставлять, анализировать мотивы поступков героя и делать соответствующие выводы.
-
Разработка урока русской литературы. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба". 8-й класс 2014
Цели урока: научить работе с текстом, умение подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль; научить работать по плану; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Автор делится опытом работы, описывает, как через нравственное содержание художественной литературы в процессе обучения прийти к совершенствованию содержания и уровня нравственного облика личности ребенка.
-
Комбинированный урок с использованием логико-смыслового моделирования по теме "Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова" 2014
На уроке использованы несколько видов деятельности учащихся: проверка домашнего задания, индивидуальные выступления, логико-смысловое моделирование, составление портфолио писателя. В результате учащиеся научатся формулировать ответы на поставленные вопросы; сочетать самоконтроль и взаимоконтроль; использовать навыки монологической речи.
-
Урок литературы по теме "Плохое настроение, или Когда вся жизнь – отравленная радость". 10-й класс 2014
Основная идея урока – влияние плохого настроения не только на поведение человека, но и на его творческое начало. На примере творчества М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова показывается, как может плохое настроение трансформироваться в талантливые стихи. Чтобы плохое настроение не переросло в депрессию, необходимо знать некоторые приемы поведения.
-
Авторская разработка урока литературы по теме "Литературный портрет: Печорин". 9-й класс 2014
Урок направлен на формирование понятия о Печорине как о литературном герое, учащиеся создают словесный портрет героя, оперируя такими понятиями, как внутренний монолог, пейзаж, мотив, эпизод.
-
Урок литературы по теме "Глава «Сон Обломова» – ключ к разгадке характера героя". 10-й класс 2014
На уроке учащиеся вспоминают ранее изученные произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Обсуждается роль эпизода «Сон героя» в данных произведениях. Проводится беседа о значении поры детства в жизни человека. Учащиеся знакомятся с мнениями разных критиков о главе «Сон Обломова» романа Гончарова «Обломов». Подробно разбираются эпизоды всего романа, связанных со сном.
-
Литературный вечер "В гости к классику" (к 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя) 2014
Открывается своеобразие и неоднозначность Н.В. Гоголя как писателя и человека, не похожего на предшественников и современников; учащиеся приобщаются учеников к исследовательской работе.
-
Литературная игра "Герои повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". 7–8-й классы 2014
Литературная игра воспитывает в подрастающем поколении патриотизм и гордость за тех, кто погиб в годы войны. Игра состоит из 7 конкурсов: «Семья», «Портреты», «Поступки», «Смерть», «Мечты», «Особинка», «Истоки подвига», в каждом из которых предстоит ответить на вопросы, связанные с героями произведения.
-
Конспект урока литературы по теме "Свет и Тьма в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2014
Структура урока создаёт образовательное пространство, ориентированное на социально-нравственное самоопределение учащихся. Выход на метапредметные результаты осуществляется путём включения в сюжетное поле урока актуального компонента жизненной практики. Проблемный узел предметного содержания - «Что есть истина?» - строится на аналогии библейского сюжета, картины Н.Н. Ге "Христос и Пилат" и "евангельских" глав романа М.А. Булгакова.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Рукописи не горят". 11-й класс 2014
Урок в 11-м классе «Рукописи не горят» проводится на уроке русского языка после изучения романа М.А. Булгакова или на уроках литературы в конце первого полугодия и может стать уроком промежуточного контроля.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный чемоданчик". 5-й класс 2014
Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе позволит приобщить детей к литературному творчеству. Задания, подобранные к мероприятию, способствуют развитию мышления и познавательной активности, их творческих способностей; развивают воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся. Данному мероприятию предшествует большая подготовительная работа - чтение народных и литературных сказок, сказок русских и зарубежных писателей - любимейшего литературного жанра детей.
-
Элективный курс "Учебные проекты и информационно-компьютерные технологии" 2014
Данная программа элективного курса рассчитана на учащихся 8–11-х классов и учит выполнять учебные проекты, применять текстовый редактор, программы Microsoft Offise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию.
-
Литературный хоккей по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". 5-й класс 2014
В условиях перехода на второе поколение ФГОС от ученика требуется сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Данный урок с использованием игровой технологии (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") в 5-м классе способствует этому. На уроке в игровой форме проверяются знания учащихся. Учащиеся заинтересованы в результатах игры и принимают активное участие и при составлении вопросов, и при ответах на вопросы противника в ходе игры.
-
Открытое занятие к Единому методическому дню по технологии проблемного обучения 2014
Систематизация и обобщение знаний по теме исследования "Историческая память в творчестве В.А. Солоухина и влияние писателя на возрождение духовной культуры". Цели: осмысление роли творчества писателя в литературном процессе и и его влияние на духовное возрождение Родины; развитие познавательной активности и совершенствование навыков исследовательской деятельности; воспитание патриотизма, уважения и почитания традиций духовной культуры.
-
Интегрированный урок (русский язык + риторика + экономическая география) по теме "Деловой этикет и рыночные отношения" 2014
Интегрированный урок по русскому языку, риторике и экономической географии проходит в форме заседания бизнес-клуба. Участники работают в группах, используются индивидуальные опережающие задания (работа с различными видами словарей и справочной литературой), отрабатываются этикетные формулы общения в различных жизненных ситуациях, проводится анализ текстов, представлена инсценировка по деловому этикету с последующим анализом языковых средств.
-
Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок проводится с целью формирования умения анализировать художественное произведение. Задачи урока – показать мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г. Паустовского видеть необычное в обычном; определить роль природы и человека в рассказе; воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.
-
Изучение норм международного гуманитарного права на уроках литературы "Вокруг тебя – мир…" 2014
Цель пособия – эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм МГП, которые в системе будут изучаться в старших классах. Опыт работы с данным комплексом показал, что детей больше привлекают изучаемые тексты, а не правовые нормы. Поэтому существует необходимость разрешить данную проблему, разработав систему методов, форм и приемов, которые обеспечивали бы не только эмоциональную подготовку к восприятию норм МГП, но и мотивировали бы интерес учащихся к самостоятельным открытиям нового и полезного для себя.
-
Урок литературы. Дж. Лондон "Любовь к жизни". 6-й класс 2014
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков работы с текстом на примере произведения Джека Лондона "Любовь к жизни". В ходе урока ученики анализируют текст, а дома составляют цитатный план.
-
Урок-игра по литературе "Заседание художественного совета" по теме "Сатира 39-х годов ХХ века, ее актуальность" 2014
Цель урока: обобщить материал по теме; выявить, какие проблемы волновали писателей-сатириков 30-х годов 20 столетия, как решали в своих произведениях эти проблемы; дан оригинальный подход к прочтению литературных произведений М.Булгакова, М.Зощенко, В.Маяковского.
-
Рабочая образовательная программа по литературе для 5-го класса 2014
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
-
Викторина "Николай Васильевич Гоголь" 2014
Предлагаются вопросы для проведения викторины по произведениям Н.В. Гоголя.