Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя

Разделы: Литература


В федеральном государственном стандарте целью изучения литературы провозглашается воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви, уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации личности. Русская педагогическая мысль еще в 19-м веке почувствовала насущную необходимость изучения отечественной истории и литературы “с сорочки, с рубахи, которая к телу ближе”. Николай Христианович Вессель предложил ввести в школе специальный предмет “родиноведение” с элементами местной географии, естествознания, истории. Константин Дмитриевич Ушинский видел в изучении родного края одну из действенных средств патриотического воспитания. Наконец, в 1896 году Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод “локализации” - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. В настоящее время. Его необходимость диктуется тем, что “в процессе знакомства с литературой родного края учащиеся должны открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, должны почувствовать сердечно, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов” [5, с. 34].

Региональный компонент – это “вариативная часть, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающих индивидуальный характер развития школьников”. Это положение дает возможность создавать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий [3, с. 4]. Программа, предлагаемая Агинским институтом повышения квалификации работников социальной сферы, предполагает системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы всероссийской, классической. Кроме того, имеются авторские программы Кобозовой О.А. “Региональные особенности фольклора Забайкалья”, Левашова В.С. “Региональные особенности русского фольклора Забайкалья” и др. За основу школьного изучения литературы мы берем программу под редакцией Г.И. Беленького, утвержденную Министерством общего и профессионального образования. В программах знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемым в курсе литературы художественным материалом, в рамках структуры общеобразовательной федеральной программы. Спроецированные на местные условия жизни, история и культура “опредмечиваются”, активизируя в сознании школьников чувство сопереживания, создавая благоприятные условия для развития его личности. В круг личностного восприятия невольно вовлекается тот местный материал, который полно отразил быт, природу, нравы, образ жизни. Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе приводит к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. В связи с формированием функциональной культурной грамотности при изучении литературного краеведения ставятся следующие задачи: пробудить познавательный интерес к родному краю, формировать культурологический потенциал и т.д. Литературное краеведение выполняет следующие функции: является средством нравственного, патриотического воспитания, способствует интеграции предметных полей и формирует новое мышление на основе целостного представления о мире, обеспечивает “диалог культур” на российском уровне, является средством поддержания мотивации учения, знакомит с методами и приемами научного познания, развивает исследовательские умения и навыки т.д.

Как показывает практика, вся система филологического образования в современной школе ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. По мнению ученого М.Н.Ахметовой, педагогика сотрудничества предполагает открытость учителя, настроенность его на детей, способность организовать совместное творчество через систему форм, принципов, методов работы, которые составляют ядро педагогической технологии сотрудничества [2, с. 12]. Именно поэтому в школе вводятся творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя:

1. Учебная:

- классная работа (уроки различных типов: лекции, экскурсии, литературно-краеведческие викторины, заочные путешествия с использованием литературной карты, литературно-краеведческие кружки);

- внеклассная с книгой (чтение и изучение произведений, поиск информации в словарях и энциклопедиях);

- развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), через сочинения, переводы, исследовательские работы и др.

2. Эвристическая (участие в конференциях, викторинах, экскурсиях в музей, библиотеки).

3. Творческая (выпуск литературно-творческой газеты, иллюстрированных лирических дневников, иллюстрированных сборников сказок местных сказителей, проведение литературно-творческих вечеров с приглашение местных поэтов и писателей, подготовка заметок в местные газеты, подготовка докладов, работа над проектами, оформление литературно-краеведческой выставки, участие в литературных викторинах, олимпиадах, создание кабинета литературного краеведения, помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края).

Основной и самой распространенной формой организации литературно-краеведческого коллектива школьников является Школа юного исследователя. Это объясняется необходимостью специальной подготовки школьников: расширение общего кругозора, систематизации культуры родного края, развитие навыков исследовательской, поисковой деятельности. Исследовательский метод является высшей формой воспитания творческой инициативы школьников, их самостоятельности, применяя исследовательский метод, учащиеся становятся соучастниками творческого процесса. Как показывает наш опыт, по содержанию деятельности направления исследовательской деятельности могут быть различными: фольклорные, фольклорно-этнографические (включая народное поэтическое и песенное творчество), историко-литературные (по изучению литературной истории родного края, современной литературной жизни села (города), жизни и творчества своего писателя-земляка).

Опыт показывает, что большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Что делают ученики, какие задания получают? В ходе фольклорной экспедиции по родному селу (стационарный способ собирания устного народного творчества) учащиеся опрашивают жителей по заранее выбранным темам, фотографируют их, записывают произведения устного народного творчества. Каждый ведет запись на отдельном листе. По окончании записи тексты сверяются, составляется единая редакция. Знакомятся с биографией наиболее интересных рассказчиков. Затем расшифровывают свои диктофонные записи с краткой информацией о жителе. На каждое произведение составляется паспорт, который вместе с фотографией хранится в отдельной папке или в записи в электронном варианте. Затем выбирают узкую тему и проводят по ней исследование. После экспедиции ученики готовят выступление на школьной ученической конференции. Например, так были разработаны темы “В именах – народная мудрость”, “Бурятские пословицы как отражение народной мудрости” и др. Большой интерес учащихся вызвала тема “”. Читая, анализируя бурятский народный эрос “Гэсэр”, школьники познают культуру своего народа, проникаются особым духом народного творчества, погружаются в мир бурятских баторов. Результатом исследования учащихся стала исследовательская работа “Образ коня в бурятском народном эпосе “Гэсэр”, “Образ коня в бурятских народных сказках”, “Образ коня в традиционной бурятской культуре”.

В концепции аспектного подхода к организации эстетического образования (В.И.Лейбсон) среди других есть национальный аспект (единство и своеобразие художественного творчества народов мира, сравнение сказок разных народов на сходные темы, сравнение произведений народного эпоса и др.) [1, с. 12]. Как одна из форм организации форм учебного процесса, нами был применен метод проектов. Активно участвуя в учебном процессе в рамках проектной методики, ученики вносят личный вклад в планирование его этапов, а также способа презентации конечного продукта. Готовится к выпуску сборник творческих работ школьников. Результатом школьного проекта “Путешествие в Древнюю Грецию”, “Путешествие в Древнюю Русь”, “Я автор”, “Малые фольклорные жанры Забайкалья”, “Сказочная карта путешествий Ивана-царевича”, “Малые фольклорные жанры Забайкалья” в 5 классе красочные содержательные иллюстрации и авторские творческие работы. Считаем, что обращение учителя к местному материалу существенно обогащает восприятие и понимание литературного произведения.

Л.Г.Полетаева считает, что знание книг поэтов и писателей-земляков и о них пробуждает в школьниках чувство ответственности за свою малую Родину – край, где он вырос и сформировался как Личность. Знакомство с жизнью и творчеством писателей-земляков помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств [6, с. 75]. Учащимися были исследованы такие темы “Роль этнографических диалектизмов в рассказах Н.Пахомова” и др. Можно смело утверждать, что изучая свои истоки, мы лучше узнаем исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимаем мировую общность людей. Не случайно В.И.Вернадский подчеркивал, что осознанность народом бытия, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь.

Хорошо организованная классная и внеклассная работа в школе поможет привлечь к оформлению материалов юных художников-иллюстраторов. Учащимися были проиллюстрированы русские народные сказки “Царевна-лягушка”, “Горшеня”, а также сказки местных авторов.

Собранные материалы могут служить основой для создания литературно-художественной карты родного края, литературного путеводителя. Составление литературного путеводителя – это коллективный литературный проект, совместное творчество учеников и учителя. Он является описанием “большого” путешествия по литературной карте родного края. При его создании школьники убедились, что “школьная программа не оторванная от реальности вещь, что у нее есть много конкретных “привязок к местности”, которые делают литературу живой, наполненной человеческим теплом.

Л.Г.Полетаева считает, что занятия литературным краеведением не только учат наблюдать, но и активно участвовать в жизни. Конкретное содержание таких занятий будет зависеть от подготовленности учителя, его опыта, эстетического вкуса преподавателя, глубокой заинтересованностью его в деле образования молодежи [6, с. 74].

Таким образом, ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Реализация регионального компонента в процессе изучения литературы в школе создает предпосылки для формирования не только коммуникативной компетенции, но и способствует совершенствованию творческого опыта учащихся, общекультурному развитию школьников, пробуждает интерес к исследованиям, активизирует познавательную деятельность учащихся, создает дополнительные возможности в решение образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Литература

1. Ахметова М.Н. Педагогика нового времени: воспитание. Ч. 2 // Чита.: Изд-во ЗабГПУ. -2002. – с. 95.

2. Ахметова М.Н. Учитель: мастерство, творчество, поиск //Чита.: Изд-во ЗабГПУ. -1999. – с. 99.

3. Кобозова О.А. Опыт разработки и реализации программы “Региональные особенности фольклора Забайкалья” в системе литературного образования школьников //Чита: ЧИПКРО. – 2001. – с. 104.

4. Левашов В.С. “Региональные особенности фольклора Забайкалья. Сказки” // Чита. -1998.

5. Лебедев Ю.В. Проблемы регионального содержания литературного образования на примере центральной России /Литература школе. – 1999. - № 5. – с. 34-38.

6. Полетаева Л.Г. К проблеме литературного краеведения / Забайкальские говоры в синхронном и диахронном аспектах: сборник материалов региональной научно-практической конференции. – Чита. – 1998.