Часто мы говорим о том, что наши дети теряют корни, они не знают традиций, не интересуются историей Отчизны. В своем Отечестве, в русских храмах, монастырях, краеведческих музеях, чувствуют себя иностранцами. А что делаем мы, взрослые, для духовно-нравственного воспитания детей?
И перед учителем-словесником встает задача осознания смысла и значения уроков литературы, нахождения тех методов и приемов, которые помогут педагогам сделать эти уроки не просто передачей знаний, но станут прочной основой для достижения духовной высоты личности. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием Библии, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Обращение к богатому наследию христианской культуры – актуальная на сегодняшний день проблема. Библия – Вечная книга – является драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры.
На первых уроках литературы в пятом классе мы с учащимися задумываемся над тем, для чего нужны уроки словесности, осознаем смысл и значение понятия «духовность» в доступной пятиклассникам форме. Объясняя значение этого слова, я обращаюсь к замечательному стихотворению Владимира Набокова, в котором он выразил восхищение миром как творением Божием. А после прочтения стихотворения Н.М.Рубцова «Доволен я буквально всем!» спрашиваю учащихся, заметили ли они чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Мир как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду; мы его часть, и если он хорош, то и мы должны быть красивыми.
А что же такое душа?
Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа – это бессмертное начало человека, продолжающее жить и после его смерти.
А можно ли душу сделать красивой? Существует такое выражение «труд души». Как вы его понимаете?
У Заболоцкого есть стихотворение «Не позволяй душе лениться…», написанное за шесть дней до его кончины. Читая его, учащиеся приходят к мысли, что, для того чтобы стать душевно красивым человеком, надо много трудиться.
Так мы приходим у мысли о том, что на уроках словесности мы будем трудиться над тем, чтобы обрести духовность, чтобы сделать красивой, чистой душу, а тогда особой красотой озарятся лица, поступки и вся наша жизнь. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота человека.
Так у пятиклассников начинает формироваться понятие «духовный мир человека»…
На мой взгляд, тема свободы выбора и покаяния в русской литературе – одна из самых важных для формирования души человека. И поэтому на каждом из уроков литературы мы говорим о ситуациях, в которых героям произведений приходится делать выбор (Какой выбор и почему сделал Филька, герой рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? Свободно ли выбирает путь воспитания мальчика учительница из рассказа В.Распутина «Уроки французского»?)
А изучая в шестом классе «Притчу о добром самаритянине», размышляем над словами Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя».
Размышляя над страницами произведений, учащиеся приходят к выводу, что, совершая выбор в пользу зла, герои нарушали всеобщие духовно-нравственные законы нашей жизни, основанные на заповедях Божьих.
Знакомство с библейскими сюжетами, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его. Без знания Великой книги, без размышления над словом «нерукотворный», например, нельзя понять поэтическую идею стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкина.
Доброе рождается только из доброго. И мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям.