Урок-проект "Мои любимые русские народные сказки". 5-й класс
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.
Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?
Виды деятельности: формирование у учащихся
деятельностных способностей
и способностей к структурированию, систематизации изучаемого
предметного содержания; комплексное повторение; самостоятельная
работа со сборниками сказок (чтение произведений, определение типа
сказки, пересказ эпизодов, создание иллюстраций к произведению,
подбор слов-надписей к каждому рисунку); групповая работа
(совместное создание книжки, написание вступительной статьи «О
книге», «Содержание», выполнение обложки, а также подготовка
презентации-рекламы книжки); комментирование выставляемых
оценок.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять навыки
проектной деятельности в составе группы, отличать виды сказок,
характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены
и эпизоды. Знать жанровые особенности сказки, схему построения
волшебной сказки.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно отбирать тексты, перерабатывать информацию, составлять развернутое сообщение.
Регулятивные: принимать и сохранять
учебную задачу; планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действовать по плану; формировать
ситуацию рефлексии
и самодиагностики.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач при консультативной помощи учителя, уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные: испытывать желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как
индивидуальность
и одновременно как член общества; формирование навыков
взаимодействия группе, вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Работа, предшествующая уроку.
Класс делится на четыре группы, выбираются
«художники-иллюстраторы», «редакторы», «верстальщики», которые
будут «собирать» книжки. Каждый ребенок дома распечатывает текст
своей любимой русской сказки, читает ее, рисует 1-2 иллюстрации
к ней. В группе решается, за создание какой страницы (волшебные
сказки, бытовые, сказки о животных) будет отвечать каждый участник.
Заполняется в каждой группе лист планирования. (Существуют и другие
виды оформления планирования. См. Приложение
1)
|
Распределение ролей |
Содержание работы |
Ответственные за данную работу. Срок выполнения работы. |
| «Художник-иллюстратор» волшебной сказки | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
| «Художник-иллюстратор» бытовой сказки | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
| «Художник-иллюстратор» сказка о животных | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
| «Верстальщик» | Приготовить материал и инструменты для «верстки» книжки | |
| «Редактор» | Продумать и составить план вступительной статьи «О книге» |
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности
– Как вы считаете, сказки сейчас пользуются популярностью, их
читают, о них многие знают, их обсуждают? Докажите.
( Возможный ответ ребенка: «К сожалению, в последнее
время дети стали меньше читать, больше увлекаются компьютерными
играми, смотрят телевизор. Очень хочется изменить отношение
сверстников к чтению, в том числе и к чтению добрых русских
сказок.» )
2. Актуализация опорных знаний
– Из чего состоит книжка?
– Кто работает над созданием книжки?
– У нас подготовлен материал для книги. Какая проблема возникает?
Как мы ее можем решить?
3. Постановка цели и задач урока
4. Работа над проектом
Итак, нам предстоит ответственное дело – создание книги любимых
русских народных сказок. Она должна быть красивой, аккуратной,
содержательной, и делать ее мы будем своими руками. А после выпуска
книги состоится ее презентация. Книгу нужно прорекламировать
так, чтобы слушателям обязательно захотелось взять ее в руки
и прочитать от корки до корки!
В ваших группах уже распределены роли, каждый отвечает за свою
работу.
При выполнении проекта нельзя забывать о временных рамках. Время
выполнения проекта – 15 минут. Время защиты – 20 минут (по 5 минут
на каждую группу). Сегодня у нас на уроке будет работать
фотокорреспондент, который будет фиксировать все этапы нашей работы
на уроке ( выбрать ребенка, который изъявит желание
заниматься данной работой).
Как вы уже поняли, вам нужно создать обложку: написать название, украсить ее; составить содержание; вместе написать статью «О книге»; «верстальщики» – собрать книгу. Когда книга будет готова, выступить перед одноклассниками с рекламой своего сборника сказок.
С помощью учителя «редакторы» заполняют паспорт проектной работы. (См. Приложение 2)
5. Реклама сборников сказок
6. Рефлексия
Коллективное обсуждение, осмысление и оценка проекта.
Возможно голосование
за лучшую книгу.
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
– Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что
нужно учесть
при выполнении следующих проектов?
– Оцените результат работы.
7. Домашнее задание
сочинение-миниатюру «Мой любимый герой русской сказки» или «Почему я люблю читать русские народные сказки». Каждому ребенку раздаются листочки с распечатанным образцом сочинения.
У меня много любимых героев сказок. Но больше всего мне
нравится ___________.
Он встречается (в одной, во многих сказках). В сказке
«____________» он (кратко рассказать о событиях, связанных с
героем). Главный герой мне нравится, потому что ________________.
Мне бы очень хотелось ____________________________.
Используемая литература:
Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной.– Ростов н/Д : Легион, 2013.–78с. – (Мастер-класс.)
Приложение 1
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема проекта ________________________________________
Этапы работы
Цель: _____________________________________________________________________________________________________
Задачи: __________________________________________________________________________________________________
Что знаем: ________________________________________________________________________________________________
Источник информации ______________________________________________________________________________________
Координатор в группе _______________________________________________________________________________________
Распределение обязанностей и план работы
| Что делать | Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 | Ученик 4 | Ученик 5 |
| Что сделано |
Приложение 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Любимые русские народные сказки».
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и
смежные с ним дисциплины: литература и русский язык
3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.
4. Цель проекта: изучить русские народные сказки, уметь определять
тип сказки,
ее особенности и мораль.
5. Задачи проекта:
- Прочитать волшебные, бытовые, сказки о животных.
- К понравившимся сказкам создать иллюстрации и выполнить надписи к ним.
- Написать вступительную статью о необычности и красоте русских народных сказок.
6. Руководитель проекта:
7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.
8. Аннотация проекта.
Данный проект ориентирован на расширение знаний о русских
народных сказок, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет
возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в
различных сферах: написание и редактирование текстов, создание
иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление,
подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все
ученики класса
без исключения.
9. Предполагаемый продукт проекта – книжки «Любимые русские
народные сказки».
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.
_____________________________________________
11. Планирование работы. ( Используйте лист планирования).
Распределение обязанностей.
12. Реализация проекта: работайте в группах по плану;
совместно решайте возникающие проблемы, при необходимости
воспользуйтесь консультацией учителя.
13. Презентация проекта: к намеченному сроку изготовьте книгу,
подготовьте
и проведите презентацию своей книги. Ответьте на вопросы
слушателей.
14. Осмысление и оценка проекта: Обсудим, что сделано хорошо,
а что не удалось реализовать. Подумайте, почему получилось не все,
что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих
проектов? Оцените результат работы.
15. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, принтер,
бумага, краски, карандаши и прочее.