Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.
Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?
Виды деятельности: формирование у
учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию,
систематизации изучаемого предметного
содержания; комплексное повторение;
самостоятельная работа со сборниками сказок
(чтение произведений, определение типа сказки,
пересказ эпизодов, создание иллюстраций к
произведению, подбор слов-надписей к каждому
рисунку); групповая работа (совместное создание
книжки, написание вступительной статьи «О
книге», «Содержание», выполнение обложки, а также
подготовка презентации-рекламы книжки);
комментирование выставляемых оценок.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять навыки
проектной деятельности в составе группы,
отличать виды сказок, характеризовать героев
сказки, пересказывать узловые сцены
и эпизоды. Знать жанровые особенности
сказки, схему построения волшебной сказки.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно отбирать тексты, перерабатывать информацию, составлять развернутое сообщение.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу; планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
или самостоятельно) необходимые действия,
операции, действовать по плану; формировать
ситуацию рефлексии
и самодиагностики.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач при консультативной помощи учителя, уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные: испытывать желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осознавать
себя как индивидуальность
и одновременно как член общества; формирование
навыков взаимодействия группе, вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Работа, предшествующая уроку.
Класс делится на четыре группы, выбираются
«художники-иллюстраторы», «редакторы»,
«верстальщики», которые будут «собирать» книжки.
Каждый ребенок дома распечатывает текст своей
любимой русской сказки, читает ее, рисует 1-2
иллюстрации
к ней. В группе решается, за создание какой
страницы (волшебные сказки, бытовые, сказки о
животных) будет отвечать каждый участник.
Заполняется в каждой группе лист планирования.
(Существуют и другие виды оформления
планирования. См. Приложение 1)
Распределение ролей |
Содержание работы |
Ответственные за данную работу. Срок выполнения работы. |
«Художник-иллюстратор» волшебной сказки | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
«Художник-иллюстратор» бытовой сказки | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
«Художник-иллюстратор» сказка о животных | Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст,
нарисовать 1-2 иллюстрации |
|
«Верстальщик» | Приготовить материал и инструменты для «верстки» книжки | |
«Редактор» | Продумать и составить план вступительной статьи «О книге» |
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности
– Как вы считаете, сказки сейчас пользуются
популярностью, их читают, о них многие знают, их
обсуждают? Докажите.
( Возможный ответ ребенка: «К сожалению, в
последнее время дети стали меньше читать, больше
увлекаются компьютерными играми, смотрят
телевизор. Очень хочется изменить отношение
сверстников к чтению, в том числе и к чтению
добрых русских сказок.» )
2. Актуализация опорных знаний
– Из чего состоит книжка?
– Кто работает над созданием книжки?
– У нас подготовлен материал для книги. Какая
проблема возникает? Как мы ее можем решить?
3. Постановка цели и задач урока
4. Работа над проектом
Итак, нам предстоит ответственное дело –
создание книги любимых русских народных сказок.
Она должна быть красивой, аккуратной,
содержательной, и делать ее мы будем своими
руками. А после выпуска книги состоится ее
презентация. Книгу нужно прорекламировать
так, чтобы слушателям обязательно захотелось
взять ее в руки
и прочитать от корки до корки!
В ваших группах уже распределены роли, каждый
отвечает за свою работу.
При выполнении проекта нельзя забывать о
временных рамках. Время выполнения проекта – 15
минут. Время защиты – 20 минут (по 5 минут на каждую
группу). Сегодня у нас на уроке будет работать
фотокорреспондент, который будет фиксировать
все этапы нашей работы на уроке ( выбрать ребенка,
который изъявит желание заниматься данной
работой).
Как вы уже поняли, вам нужно создать обложку: написать название, украсить ее; составить содержание; вместе написать статью «О книге»; «верстальщики» – собрать книгу. Когда книга будет готова, выступить перед одноклассниками с рекламой своего сборника сказок.
С помощью учителя «редакторы» заполняют паспорт проектной работы. (См. Приложение 2)
5. Реклама сборников сказок
6. Рефлексия
Коллективное обсуждение, осмысление и оценка
проекта. Возможно голосование
за лучшую книгу.
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось
реализовать.
– Подумайте, почему получилось не все, что было
запланировано. Что нужно учесть
при выполнении следующих проектов?
– Оцените результат работы.
7. Домашнее задание
сочинение-миниатюру «Мой любимый герой русской сказки» или «Почему я люблю читать русские народные сказки». Каждому ребенку раздаются листочки с распечатанным образцом сочинения.
У меня много любимых героев сказок. Но больше
всего мне нравится ___________.
Он встречается (в одной, во многих сказках). В
сказке «____________» он (кратко рассказать о событиях,
связанных с героем). Главный герой мне нравится,
потому что ________________. Мне бы очень хотелось
____________________________.
Используемая литература:
Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной.– Ростов н/Д : Легион, 2013.–78с. – (Мастер-класс.)
Приложение 1
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема проекта ________________________________________
Этапы работы
Цель: _____________________________________________________________________________________________________
Задачи: __________________________________________________________________________________________________
Что знаем: ________________________________________________________________________________________________
Источник информации ______________________________________________________________________________________
Координатор в группе _______________________________________________________________________________________
Распределение обязанностей и план работы
Что делать | Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 | Ученик 4 | Ученик 5 |
Что сделано |
Приложение 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Любимые русские народные
сказки».
2. Учебный предмет, в рамках которого
разрабатывается проект, и смежные с ним
дисциплины: литература и русский язык
3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.
4. Цель проекта: изучить русские народные сказки,
уметь определять тип сказки,
ее особенности и мораль.
5. Задачи проекта:
- Прочитать волшебные, бытовые, сказки о животных.
- К понравившимся сказкам создать иллюстрации и выполнить надписи к ним.
- Написать вступительную статью о необычности и красоте русских народных сказок.
6. Руководитель проекта:
7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.
8. Аннотация проекта.
Данный проект ориентирован на расширение
знаний о русских народных сказок, воспитание
любви к чтению. Проект предоставляет возможности
для раскрытия творческих способностей учащихся
в различных сферах: написание и редактирование
текстов, создание иллюстраций, придумывание
рекламы, публичное выступление, подготовка
фотографий. В подготовке проекта принимают
участие все ученики класса
без исключения.
9. Предполагаемый продукт проекта – книжки
«Любимые русские народные сказки».
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для
учащихся. _____________________________________________
11. Планирование работы. ( Используйте лист
планирования). Распределение обязанностей.
12. Реализация проекта: работайте в группах по
плану; совместно решайте возникающие проблемы,
при необходимости воспользуйтесь консультацией
учителя.
13. Презентация проекта: к намеченному сроку
изготовьте книгу, подготовьте
и проведите презентацию своей книги. Ответьте на
вопросы слушателей.
14. Осмысление и оценка проекта: Обсудим, что
сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
Подумайте, почему получилось не все, что было
запланировано. Что нужно учесть при выполнении
следующих проектов? Оцените результат работы.
15. Необходимое оборудование и ресурсы:
компьютер, принтер, бумага, краски, карандаши и
прочее.