Одной из тенденций развития поэзии начала ХХ века является то, что историческая конкретика уступает место «вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества.
Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» написано в 1914 году и опубликовано в сборнике «Первый журнал русских футуристов», оно относится к ранней лирике поэта. Для произведений этого периода характерна тема одиночества и трагический конфликт лирического героя с миром.
Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали роль литературного хулигана, и он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Критика издевалась над желтой кофтой, которая, конечно, была вызовом благонамеренной публике, но появилась от бедности, и критика не заметила, что в желтую кофту «душа от осмотров укутана».
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.(«Кофта фата» 1914 год.)
Тема стихотворения Маяковского «Послушайте!» – трагедия одиночества, именно с этой темой приходит поэт в литературу. В этой связи можно вспомнить о таких стихотворениях, как «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».
«Скрипка и немножко нервно» – стихотворение, тоже написанное в 1914 году. С помощью смешения фантастики и реальности автор высказывает мысль об одиночестве. Скрипка, подобно человеку «упрашивает», «ревет», «выплакивается». Одним словом, страдает. А окружающие (оркестр) глухи к ее бедам, они еще и смеются:
А геликон –
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
Вытри!»
Лишь лирический герой, непонятый и одинокий, может «броситься на деревянную шею» и крикнуть:
Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею!
Сходность жизненных позиций скрипки, умеющей быть одинокой, и лирического героя подчеркивают финальные строки произведения:
Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А?
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано уже в 1918 году, но тема и вариации чувств лирического героя остаются прежними: стихотворение о сочувствии к живому существу, попавшему в беду и заплакавшему среди улюлюкающей толпы:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные…
Лирический герой, подсмотрев чужие слезы, испытывает неловкость и неожиданную нежность, желание помочь, утешить:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Стихи Маяковского первых лет творчества – это иступленный крик одинокой души, которая ищет выхода то в грубости, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства. Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно взывает к читателям: «Послушайте!».
После чтения стихотворения В.Маяковского «Послушайте» мы понимаем, что оно необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром. Лирический герой один, поэтому его так притягивают звезды. Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой тяжело переживает его, боится.
Поэт использует иносказание для выражения значения образа звезд. Символ – это особый художественный образ. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Строчки стихотворения «надрываясь в метелях полуденной пыли», «врывается к богу», «не перенесет беззвездную муку», «ходит тревожный, но спокойный наружно» подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя. Лирический герой мысленно создает образ некоего персонажа (в форме 3 лица «кому-нибудь», «кто-то»). Этот «кто-то» не может перенести «беззвездную муку» и готов поэтому на любые подвиги. Но сам подвиг зажжения звезды совершается не для себя, а для другого, любимого, близкого. Лирический герой этого стихотворения – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.
Ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной!
Слово плевочки вводится в текст как антитеза:
Значит – кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
(жемчужины/плевочки).
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.
…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…
Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных:
«Маяковский стремится поставить своего
лирико-трагедийного героя, выражающего
устремления всего человечества, на место Бога –
одряхлевшего, беспомощного, не способного на
какие-либо деяния ради людей».
Действительно, человек сам должен стремиться к
лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться,
ставить перед собою все новые и новые цели –
мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они
необходимы!
Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно? –
эта фраза из стихотворения стала крылатой.
В мире все важно, все ценно. Мы лишь песчинки в
бесконечной Вселенной, но и это не случайно.
Ничего случайного нет. Нельзя не обращать
внимания на звезды и на страдания человека.
Стихотворение Маяковского «Послушайте!»
относится к философской лирике. Ты – человек и
живешь среди людей, возможно, твое
предназначение спасти кого-то от одиночества и,
таким образом, спасти себя самого.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Стихотворение «Послушайте!» относится к шедеврам дооктябрьской лирики Маяковского. Конечно, тема поэта и поэзии тоже просматривается в произведении. Только лучшее искусство спасает людей от одиночества.
Форма стихотворения также интересна. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» написано тоническим (акцентным) стихом. В нем всего три строфы-четверостишия с перекрестной рифмовкой abab. Стихотворные строки достаточно длинные и большинство из них, кроме 2-го и 3-го в первой строфе, дополнительно разбиты на несколько строчек столбиком. В стихе Маяковского ритм обеспечивается одинаковым количеством ударений в каждой стороне. Ритмической единицей является слово. Стремясь подчеркнуть ритмообразующее и смыслообразующее значение слова, Маяковский ломает строку, располагая слова в ней «лесенкой».
Футуристы отказывались от традиционных стихотворных размеров, о чем они говорили в манифесте «Садок судей II»: новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Футуристы отказались и от строфы, что можно наблюдать в стихотворении «Послушайте!». Подобное написание стихов позволяет передать интонационные нюансы, необходимые при чтении вслух. На слово, вынесенное отдельной строкой, падает особое смысловое ударение. Также мы обнаруживаем, что в стихотворении «Послушайте!» рифмовка произвольна и что могут рифмоваться слова, не стоящие на концах строк («значит-плачет», «страшно-каждый»). В интонационно-строфическом построении стихотворения есть еще одна интересная особенность. Конец 4 строки первой строфы не является одновременно и концом фразы – она продолжается во второй строфе.
И надрываясь
В метелях полуденной пыли…
Это – междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.
Стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!» входит в курс изучения русской поэзии ХХ века в 7 классе (учебник-хрестоматия из федерального комплекта автора-составителя В.Я.Коровиной). В 9 классе уроки по литературе ХХ века также предусмотрены, творчество Маяковского изучается, в частности стихотворение «Послушайте!» сравнивается со стихотворением «Нате!» (учебник под редакцией В.Я.Коровиной, И.С.Збарского и В.И.Коровина). В 11 классе творчество Маяковского изучается поэтапно по темам: «Жизнь и творчество поэта», «Маяковский и футуризм. Дореволюционная лирика», «Поэма «Облако в штанах», «Поэт и революция», «Тема поэта и поэзии в лирике», «Любовная лирика Маяковского» (соответствует учебнику под ред. В.В.Агеносова или учебнику по редакцией В.П.Журавлева).
Итак, стихотворение Маяковского «Послушайте!» одно из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
При обсуждении стихотворения «Послушайте!» можно использовать следующие вопросы.
– Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?
Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.
– Какова тема стихотворения?
Тема стихотворения – трагедия одиночества, именно с этой темой приходит Маяковский в литературу (можно вспомнить о таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно»). Лирический герой один, поэтому его так притягивают звезды.
– Как переживает лирический герой свое одиночество?
Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.
– Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?
Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
– Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?
«надрываясь в метелях полуденной пыли»,
«врывается к богу», «не перенесет беззвездную
муку»,
«ходит тревожный, но спокойный наружно»
– Каким видим лирического героя в этом стихотворении?
Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.
– Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
– Какое слово вводится как антитеза?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
жемчужины/плевочки
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.
…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…
Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных:
«Маяковский стремится поставить своего
лирико-трагедийного героя, выражающего
устремления всего человечества, на место Бога –
одряхлевшего, беспомощного, не способного на
какие-либо деяния ради людей».
Действительно, человек сам должен стремиться к
лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться,
ставить перед собою все новые и новые цели –
мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они
необходимы!
– Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?
Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
В мире все важно, все ценно. Мы лишь песчинки в бесконечной Вселенной, но и это не случайно. Ничего случайного нет. Нельзя не обращать внимания на звезды и на страдания человека. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» относится к философской лирике. Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
– Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?
Стихотворение «Послушайте!» относится к шедеврам дооктябрьской лирики Маяковского. Конечно, тема поэта и поэзии тоже просматривается в произведении. Только лучшее искусство спасает людей от одиночества.
Использованная литература:
1. Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.
2. Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.
3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., Русское слово, 1999.