Цели:
1) Повысить профессиональный уровень мастерства преподавателя, развивать творческие способности гимназистов.
2) Формировать умение работать с информацией разного направления: исторической, литературной, лингвистической.
3) Моделировать проблему на основе текста.
4) Формировать личное отношение к предмету обсуждения.
5) Развивать чувство патриотизма.
6) Формировать умение работать индивидуально и в группе.
Задачи:
1) Продемонстрировать эффективность технологий, форм и средств обучения, воспитания, которыми владеет педагог и которые обеспечивают продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием.
2) Разработать и реализовать методику диалога, позволяющую каждому участнику педагогической мастерской высказать свое понимание происходящего.
3) Организовать индивидуальную и коллективную работу гимназистов по созданию и представлению "творческого продукта".
Формы: Творческая мастерская, групповая работа, выступления учащихся с докладами.
Методы: Слово учителя, диалог, "мозговой штурм", работа в малых группах по проблемной ситуации.
Этапы мастерской
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность гимназистов |
1. Ориентирование на выполнение задач мастерской | Слово учителя, постановка проблемы | Эмоциональный настрой на работу |
2. Информационный запрос | Определяет деятельность учащихся; формирует информационное поле работы (текст, словари, исторические источники) |
Работа в малых группах, выступления с сообщениями |
3. Творческий процесс | Организует индивидуальную или коллективную работу участников мастерской для создания нового творческого продукта | Работа с текстом, с проблемой, со словом |
4. Итог творческого процесса | Предъявление продукта творческой деятельности | Предъявление продукта творческой деятельности |
5. Рефлексия | Самоанализ чувств, эмоций, отношения к происходящему | Самоанализ чувств, эмоций, отношения к происходящему |
Ход занятия
I. Ориентирование на выполнение задач мастерской
1) Слово учителя.
Учитель №1. (Слайд №1-тема занятия) Русский народ претерпевал трудности на протяжении всего периода своего существования. К одному из этих периодов мы сегодня с вами обратимся.
(Слайд №2-5 - фото "Война и мир")
Внимание на доску. О каком историческом событии сегодня пойдет речь?
(Слайд №6 - Р.Рождественский)
Эпиграфом к нашему занятию станут строки Р.Рождественского из поэмы "Реквием".
Учитель №2. (Слайд №7- тема занятия) 27 января 1944 года советскими войсками был освобожден блокадный Ленинград. В этом году исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Сегодня мы будем листать страницы истории тех трагических дней, унесших жизни сотен тысяч людей.
Учитель №1.
Историю блокадного Ленинграда рассмотрим на примере "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича.
(Слайд № 8 - Д.Гранин)
2) Сообщение ученика
Даниимл Алексамндрович Грамнин родился 1 января 1919 в городе Вольске Саратовской губернии. Это русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки. Во время Великой Отечественной войны воевал в танковых войсках, на фронте был командиром роты тяжёлых танков. Печататься начал в 1949. Произведения Даниила Гранина проникнуты искренней любовью к людям, к России, ее великой истории и традициям. Они поднимают важные нравственные, мировоззренческие проблемы и в полной мере отражают жизненную, гражданскую позицию писателя.
Даниил Гранин вместе с Алесем Адамовичем создали "Блокадную книгу". Эта книга - повествование о городе-мученике, основанное на живых свидетельствах блокадников. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено. Первая журнальная публикация состоялась в Москве в1984 году. "Эпопеей человеческих страданий" назвал 900 блокадных дней Д. Гранин.
(Слайд №9 - Гранин и Путин)
В этом году 7 января Президент России Владимир Путин поздравил писателя Даниила Гранина с 95-летием и вручил ему государственную награду.
II. Информационный запрос
Учитель №2.
Даниил Александрович Гранин, участник тех далеких событий, не мог не рассказать нам, потомкам, о человеческих страданиях, которые выпали на долю русского народа.
"Блокадная книга" была написана в 1977 году, а вышла лишь в 1984, так как многие годы не проходила цензуру в связи с имеющейся в книге секретной информацией о продовольствии, предназначенном жителям блокадного Ленинграда.
III. Творческий процесс
1) Определение жанра произведения и его стилистической принадлежности.
Учитель №2.
Книга построена на живых свидетельствах очевидцев. Давайте попытаемся определить жанр "Блокадной книги" и ее стилистическую принадлежность.
(Слайд №10 - стили речи)
- Вспомним стили речи.
- К какому стилю принадлежит "Блокадная книга"? Докажите.
(Это публицистический стиль. Назначение публицистики - сообщать факты, формировать общественное мнение, воздействовать на разум и чувства человека. В данном тексте отсутствуют изобразительно-выразительные средства, что усиливает достоверность, воздействие на чувства читателей. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую окраску. В тексте находим: отсутствие эмоционального всплеска, истинная величина мужества защитников города, уничтожен научно обоснованным методом и др. В тексте присутствует военная терминология: заместитель интенданта гитлеровской армии, моряки, солдаты, амбразура, массовый налет, бомбы, снаряды. Медицинская терминология: цинга, витамины, белок, казеин, альбумин, дрожжи, пеллагра, никотиновая кислота, экстракция, атрофия аппетита, каротин)
(Слайд №11 - жанры художественной публицистики)
- К какому жанру принадлежит книга?
Но сначала вспомним жанры художественной публицистики.
Учитель №2.
Сам Даниил Гранин определял жанровую принадлежность как книга воспоминаний.
2) Работа с текстом. Определение проблематики произведения.
Учитель №1.
В своей книге Гранин и Адамович выясняли не историческую картину, а скорее состояние людей того времени. Было важно знать, что каждому очевидцу запомнилось из тех пережитых лет.
- Как вы думаете, какие проблемы поднимают авторы книги?
1. Проблема героического труда ленинградцев.
- Как вы понимаете слово "героический"?
(Героический - преисполненный героизма. Толковый словарь Ожегова)
- Какой труд выполняли ленинградцы? Как мы можем его оценить?
(Слайд №12 - труд ленинградцев)
Историческая справка: Ремонтировали орудия, трудились на заводах, дежурили на чердаках, расчищали завалы, собирали трупы.
Учитель №1.
Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергалась психика людей.
- Какую следующую проблему ставят авторы в своей книге?
2. Проблема испытания голодом.
Какие свидетельства данной проблемы можно найти в тексте?
(Слайд №13 - карточки на хлеб)
Историческая справка: Правительство вынуждено было в июле 1941 года ввести карточную систему снабжения, нормировав отпуск товаров. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от наличия тех или иных товаров и были дифференцированы по возрастным группам населения, а также по важности и характеру выполняемых работ, при этом учитывался прежде всего физический труд. Единственным источником питания являлась карточка. Она была дороже денег. Данные - нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде в ноябре 1941 г: нормы выдачи хлеба рабочим и инженерно-техническим работникам - 250 г., служащим - 125 г, иждивенцам - 125 г, детям до 12 лет - 125 г.
Учитель №1.
Состояние голода вызывало у человека сон, уходя в который люди могли не проснуться. Они умирали во сне. Чтобы не засыпать старались каким-то образом согреться.
Найдите и зачитайте свидетельства того, как согревались ленинградцы.
- Что такое буржуйка?
(Слайд №14 - буржуйка)
Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете или панораме, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод. Порой столбик термометра опускался до - 40 градусов.
С первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура, были запрещены любые вложения в письма. Деньги, драгоценности обесценились.
- Как вы думаете, можно ли было избежать этого кошмара - блокады Ленинграда?
(Слайд № 15 - карта блокадного Ленинграда)
Учащиеся высказывают собственные мнения.
Учитель №1.
Избежать этого было невозможно. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находился Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников.
3. Проблема противостояния советского ученого, ищущего возможные пути преодоления голода, и немецкого ученого, нацеленного на уничтожение русских главным оружием - голодом.
Учитель №2.
- Какая еще проблема поднимается в тексте?
- Как была спланирована операция блокирования Ленинграда? Найдите в тексте и зачитайте.
(Слайд №16 - фото Цигельмайера и Геббельса)
- Как рассчитал Цигельмайер, что можно уморить голодом население города?
- Как советские ученые смогли противостоять научно обоснованному методу фашистской Германии об уничтожении населения Ленинграда голодом? Найдите и зачитайте.
Учитель №2.
В первый день блокады Ленинграда произошел взрыв на Бадаевских складах, в которых хранились стратегические запасы продовольствия города, это спровоцировало страшный голод блокадных дней.
Что придумал советский ученый Алексей Дмитриевич Беззубов? Как использовались остатки горелого сахара?
Фашистская Германия нацелилась на уничтожение жителей Ленинграда с помощью "убийцы-невидимки" - голода. Но это оружие оказалось для русского народа не самым страшным. Страшнее были бомбы, снаряды.
Одна из глав "Блокадной книги" называется "Консультировать" голод". Какой смысл могли вкладывать в это слово представители Германии и Советского Союза?
(Слайд №17 - значение слова "консультировать")
Консультировать - давать консультацию, проводить совещание специалистов по какому-нибудь делу, вопросу. (Толковый словарь С.И.Ожегова, 1992 г.)
4. Проблема исторической памяти.
Учитель №2.
Основная проблема "Блокадной книги" - проблема исторической памяти.
- Как вы думаете, почему спустя 70 лет мы должны помнить те трагические события блокадного Ленинграда?
- А как сами авторы книги отвечают на этот вопрос?
IV. Итог творческого процесса
Учитель №2.
События тех далеких трагических дней и проблемы, затронутые авторами "Блокадной книги", не могут оставить равнодушными никого. Вернемся к эпиграфу нашего занятия.
(Слайд №18 - Р.Рождественский)
(Слайд №19 - вопросы для обсуждения)
V. Рефлексия
- Какой след в вашей душе оставило то, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Выскажитесь по этим вопросам в письменной форме.
Учащиеся зачитывают составленные высказывания.
Итог занятия
Учитель №1.
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшный днях живет в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передается из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но емко описала Вера Инбер, ее строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.
(Слайд №20 - Вера Инбер)
Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался.Победил.
Используемая литература.
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — СПб: Издательская группа “Лениздат”, “Команда А”, 2013. с.47-56. (Тираж 5000 экз.)
- Интернет-ресурсы. Педагогическая мастерская. http://www.ipk74.ru/files/vmk/keup/ped.mast.doc