Цели урока:
- дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными и жанровыми особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;
- учить анализировать произведения малого жанра;
- воспитывать чувства прекрасного;
- развивать эмоциональную сферу, образное мышление.
Оборудование: портрет Тургенева И.С., тексты, таблицы, компьютерная презентация.
Эпиграф: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. (И.С. Тургенев)
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Лебединой песней И.С.Тургенева явился
цикл художественных миниатюр под названием
«Стихотворения в прозе». В своих произведениях
писатель всегда большое внимание уделяет
человеческим чувствам, отражая свои личные
переживания.
Но прежде чем мы приступим к анализу
стихотворений, давайте разберемся с жанровыми
особенностями стихотворений в прозе.
Слайд №2.
– Для начала вспомним, что такое литература? (Вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова)
Слайд №3.
– Какие жанровые особенности характерны для стихотворения?
2. Стихотворение «Русский язык»
Слайд №4.
Так оценивал стихотворения в прозе П.А.Кропоткин.
Слайд №5.
История создания цикла.
«Стихотворениями в прозе» Тургенев назвал коротенькие поэтические произведения, написанные им незадолго до смерти и выражающие мысли писателя о жизни. В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошедшем и размышляя о настоящем, И.С. Тургенев как бы еще раз задумывается о том, что он оставляет здесь, на земле, и пытается «заглянуть» по ту сторону жизни. Давние мысли о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости овладевают душой Тургенева.
– А теперь обратимся к произведениям Тургенева. Послушаем стихотворение «Русский язык». (Звучит аудиозапись)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе».
– О чем это стихотворение? (Размышления о судьбах Родины, о прошлом, настоящем, будущем)
– Какие проблемы поднимает автор в произведении? (Общественно-политические проблемы, вечные ценности, счастье. Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения. Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык – это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык).
– Можем ли мы сказать, что это произведение глубоко лирично? (Конечно, оно выражает личные чувства писателя, его мысли)
– Можем ли мы определить размер, рифму? (Нет, нет привычной, для стихотворения, разбивки на строфы, нет стихотворного размера.)
– Применяет ли аввтор выразительные средства? (Да. Эпитеты: тягостные раздумья, свободный язык. Метафора: язык – опора)
– Давайте сделаем вывод, что общего и в чем различие стихотворений в прозе?
Слайд № 6.
Таблицу записываем в тетрадь.
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И .С. Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения .Глубокий лиризм, эмоциональность повествования, краткость формы сближает их с лирической поэзией. Однако переживания автора в миниатюрах воплощаются в прозаической форме. В стихотворениях в прозе отсутствуют описательные картины, подробные характеристики персонажей. Прозаический ритм вместе с лирическим накалом образуют оригинальный жанр – стихотворения в прозе.
3. Анализ стихотворений
И.С. Тургенев написал великое множество произведений. И все они – о любви. Не между мужчиной и женщиной, а о всепоглощающей человеческой любви.
В наших стихотворениях встретится главная тема – невозможность жить без любви, любовь в разных ее проявлениях. Ваша задача – определить, какая форма любви, разновидность отражена в том или ином стихотворении и какой оттенок несет она в себе.
Так как мы с вами учимся анализировать лирические миниатюры, то одну из них мы прокомментируем вместе, а затем группы приступят к самостоятельной работе.
Образец анализа. Стихотворение «Два богача».
– О чем говорится в стихотворении? (Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
– Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме? (В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).
– Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении? (Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”).
– Какая фраза отражает наибольшее
превосходство простого мужика перед Ротшильдом?
(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).
Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным.
Далее работа по группам.
Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). После самостоятельной работы с текстом, классу представляется сделанное. Работа ведется по плану.
4. Обобщение
Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.
Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном – в любви, которая проявляется по-разному.
Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
Мы говорили о любви. Любовь – это наша душа.
5. Видеоролик. «Как хороши, как свежи были розы…»
6. Домашнее задание: понравившееся стихотворение выучить наизусть.